ДЖАКАРТА, 17 окт - РИА Новости, Михаил Цыганов. В индонезийской провинции Восточная Ява, сообщают национальные СМИ, в минувший понедельник начат сброс бьющей из-под земли вулканической грязи в море.
Тем самым власти сделали, наконец, окончательный выбор в дилемме: кого спасать - людей или рыб?
Именно так сформулировал ее и министр общественных работ Джоко Кирманто (Djoko Kirmanto), отвечая ранее на высказываемое защитниками окружающей среды недовольство по поводу решения властей. "Если (спасать) рыб, то это означает, что будут затоплены новые деревни", - добавил он.
Площадь объявленной президентом Индонезии Сусило Бамбангом Юдхойоно непригодной для жизни людей зоны бедствия все расширяется. Выбросы, объем которых достигает сейчас 126 тысяч кубометров в день, уже погребли под собой территорию площадью 450 гектаров, в том числе восемь соседних деревень и около 20 заводов. Крова над головой лишились уже свыше 13 тысяч жителей, которых придется куда-то переселять.
В ходе начатого сброса ставится цель на протяжении 20 часов каждые сутки перекачивать по 18,5 кубометра грязи в секунду.
Индонезии в последние годы явно не везет: как будто крупнейшему архипелагу мира мало регулярно выпадающих на его долю цунами, извержений и землетрясений, так на него обрушился еще и птичий грипп, по числу смертей от которого страна вышла в этом году на первое место.
А сейчас четвертое по численности населения государство мира одновременно имеет дело еще с двумя, казалось бы, взаимоисключающими друг друга бедствиями: лесными пожарами на гигантских островах Калимантане (Борнео) и Суматре и выбросами грязи на меньшей по размеру (примерно три Московских области), но населенной примерно 160 миллионами человек Яве.
И в обоих случаях не ясно до конца, что же именно происходит - рукотворное или стихийное бедствие? Пожары часто начинают люди, но когда только в одном месте горит миллион гектаров торфяников, это трудно охарактеризовать иначе, чем стихийное бедствие.
"Дорогу" тому, что сейчас считается одним из самых больших из когда-либо наблюдавшихся на Земле грязевых вулканов тоже проложили люди, но создали его не они. Более того, именно идущим в недрах Земли процессам и обязан своим существованием весь этот не столь уж большой остров, на котором насчитывается, тем не менее, около 120 вулканов.
"Появление этого феномена предопределили уникальное геологическое строение восточной части Явы и современная активная тектоника ", - заявил РИА Новости о бьющей из-под земли грязи побывавший в зоне бедствия доцент кафедры геологии и геохимии горючих ископаемых геологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова Григорий Ахманов.
"Природой на глубине создан резервуар воды и газа пока трудно оценимого объема. Природа же запечатала его, и давит на него с огромной силой, создавая аномально высокое давление внутри этого объема", - поясняет он.
Проводившие в районе города Сидоарджо разведку месторождений природного газа бурильщики индонезийской компании Лапиндо Брантас (Lapindo Brantas) наткнулись на грязь 29 мая на глубине трех километров. Когда из одной из скважин забила кипящая грязь, бурильщики попытались перекрыть ее, однако вокруг стали одна за другой образовываться трещины.
Сейчас компанию Лапиндо обвиняют в том, что при бурении не были соблюдены нормы безопасности: в частности, скважина не была заключена в защитную оболочку, что якобы предотвратило бы прорыв грязи.
Активисты индонезийского отделения международной организации защитников окружающей среды Гринпис даже вывалили около 700 килограммов грязи перед зданием министерства по вопросам народного благосостояния Индонезии - семейству главы этого министерства Абуризалу Бакри (Aburizal Bakrie) принадлежит значительная часть акций Лапиндо.
"Извержение на Восточной Яве могло быть инициировано как тектоническими подвижками, вскрывшими резервуар, так и бурением", - считает Ахманов.
"Точно определить, является ли Лапиндо виновником трагедии, или же она сама пострадала в результате чудовищного совпадения, невозможно сейчас и не будет возможно никогда", - говорит он.
"На восточной Яве люди должны относиться к подобным явлениям спокойно и быть готовыми к ним. Такова геологическая обстановка", - подчеркивает собеседник агентства.
В середине августа после прорыва призванной сдержать напор грязи пятиметровой дамбы оказались затоплены железнодорожный путь и местное шоссе.
Грязь захлестнула тогда даже районный штаб вооруженных сил и продолжала движение в направлении городка Поронг, затопив его окраину, прежде чем прорыв в дамбе удалось заделать.
Президенту Индонезии пришлось дать указание о переносе из угрожаемой зоны таких элементов инфраструктуры, как газопроводы.
Сейчас на месте прорыва слой грязи достигает уже 15-метровой высоты, и вся надежда - на растущую сеть дамб, которую скапливающиеся миллионы кубометров выбросов то и дело прорывают.
"Сразу скажу, ничего подобного мы до этого не видели", - говорит Ахманов.
Есть еще надежда на то, что сброс грязи в протекающую поблизости реку Поронг, которая станет выносить ее в Яванское море, будет проходить успешно. Конечно же, это будет экологической катастрофой - даже если грязь не токсична (а это пока что не доказано), самой своей массой она сначала задавит все живое в реке, а затем - и в месте впадения в море. Но другого выхода нет.
Но нет худа без добра - бедствие на Восточной Яве заставило официальную Джакарту, наконец, провести в жизнь давно обсуждавшийся план формирования "экологических" сил быстрого реагирования, призванных преодолевать последствия стихийных бедствий - ВБРСБ.
ВБРСБ "займутся не только борьбой с горячей грязью, но и будут помогать жертвам ЧП", - сказал главнокомандующий вооруженными силами страны главный маршал Джоко Суятно (Chief Marshal Djoko Suyatno).
А специалисты тем временем изучают возможность использования грязи в качестве источника энергии и сырья для производства косметических средств и кирпичей.