Рейтинг@Mail.ru
Узбекистан подхватывает эстафету по газу - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Узбекистан подхватывает эстафету по газу

Читать ria.ru в
Вслед за Туркменией Узбекистан с 1 января 2007 года повысит экспортную цену на газ до $100 за 1 тыс. куб. м. О планах узбекских чиновников сообщил первый заместитель гендиректора госкомпании «Узтрансгаз» Уктам Эшмуродов. «Узтрансгаз официально уведомила торговых партнеров о повышении цены узбекского газа. Увеличение экспортной цены связано с конъюнктурой на мировых рынках и увеличением затрат на его транспортировку...

Игорь Томберг, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра энергетических исследований ИМЭМО РАН - РИА Новости.

Вслед за Туркменией Узбекистан с 1 января 2007 года повысит экспортную цену на газ до $100 за 1 тыс. куб. м. О планах узбекских чиновников сообщил первый заместитель гендиректора госкомпании «Узтрансгаз» Уктам Эшмуродов. «Узтрансгаз официально уведомила торговых партнеров о повышении цены узбекского газа. Увеличение экспортной цены связано с конъюнктурой на мировых рынках и увеличением затрат на его транспортировку. 100 долларов за тысячу кубометров - это единая цена для всех зарубежных потребителей, включая наших соседей по центральноазиатскому региону», - сказал он.

Узбекистан, как и Туркмения - крупнейший производитель природного газа в Центральной Азии, ежегодно добывающий до 60 млрд. куб. м. Импортерами узбекского газа выступают Россия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. Весной 2006 г. руководство «Узтрансгаза» сообщало, что в нынешнем году Узбекистан планирует увеличить экспорт газа до 12,6 млрд. куб. м с 11,5 млрд. куб. м годом ранее. По договоренности с российским «Газпромом», в 2006 году в Россию будет отправлено 9 млрд. куб. м узбекского газа по сравнению с 8,15 млрд. куб. м в 2005 году. Экспорт в соседние Казахстан, Киргизию и Таджикистан соответственно увеличится до 3,6 млрд. куб. м с 3,35 млрд. в 2005 году.

Подобные ценовые изменения вполне ожидаемы. Возможное повышение цен на газ до уровня от $100 до $120 за тысячу кубометров правительство Узбекистана обсуждало еще в июле текущего года. Одной из причин, побудивших Узбекистан к такому шагу, стало решение Туркмении, которая недавно подняла цену на свой газ до $100 за тысячу кубометров. Можно предполагать, что в ближайшее время примеру соседних государств последует и Казахстан. В мае текущего года на встрече российского президента Владимира Путина и президента Казахстана Нурсултана Назарбаева главы двух стран обсуждали возможность российской стороны закупать казахский газ по рыночным ценам, и прозвучал ориентир цены в $140 за тысячу куб. м.

В 2007 г. «Газпром» планирует закупить в Средней Азии около 67 млрд. куб. м газа. По заверениям представителей компании, повышение цен никак не отразится на российских потребителях, т.к. практически весь импортируемый из среднеазиатских республик газ идет на экспорт в страны ближнего зарубежья, прежде всего, на Украину. Однако синхронное повышение всеми тремя среднеазиатскими поставщиками газовых цен неминуемо создаст угрозу серьезного подъема цен для Украины. А это чревато проблемами и для российской монополии.

Опыт минувшей зимы наглядно показал, что в случае неспособности оплатить поставки Украина легко переходит к «несанкционированному отбору» газа из экспортного газопровода в Европу. Европейские поставки - святая святых «Газпрома», и естественно ожидать, что он будет пытаться сдержать рост цен в республиках Средней Азии.

Являясь на сегодняшний день монополистом в экспорте газа из Туркмении, Узбекистана и Казахстана, «Газпром» занимает довольно гибкую позицию по отношению к среднеазиатским странам. Такая уступчивость объясняться стремлением и впредь сохранить контроль над потоками среднеазиатского «голубого топлива». В компании прекрасно осознают угрозу со стороны Китая, других потенциальных конкурентов в регионе. Одновременно эти факторы дают среднеазиатским производителям дополнительные возможности для маневра, прежде всего, ценового. 

Однако в газовой сфере этот маневр имеет серьезное ограничение - ресурсное. В случае с Туркменией, например, подписанный контракт на поставку 30 млрд. куб. м газа в Китай вызывает большие сомнения. С учетом имеющихся обязательств по экспорту в Россию, Украину, Иран и Казахстан туркменский дефицит газа в 2006 г. составит минимум 11,5 млрд. куб. м. Договор о создании российско-казахстанского СП по переработке газа с Карачаганакского месторождения означает переход под экспортный контроль «Газпрома» основного ресурса газа Казахстана. Планы Узбекистана увеличить свой экспорт до 10 млрд. куб м всецело зависят от успеха новой инвестиционной политики Ташкента. Однако резко возросшая активность российских компаний (прежде всего, «Газпрома» и «ЛУКОЙЛа») в Узбекистане также будет определять «национальную принадлежность» значительной части узбекского экспорта.

Получается, что по своим ресурсным возможностям странам Центральной Азии крайне сложно на равных выстраивать отношения с Россией в вопросах формирования регионального газового рынка. Соответственно, амплитуда лавирования между крупными державами, политкорректно именуемая «многовекторной политикой», в вопросах газа резко сокращается. То есть, как показала практика, России в ряде случаев было достаточно пойти на незначительные и оправданные уступки типа подъема закупочных цен, чтобы восстановить баланс интересов на региональном газовом рынке. Да и значения единственной, практически, транспортной системы доставки среднеазиатского газа на внешний рынок - газопровода «Средняя Азия - Центр» (САЦ) никто не может умалить. Отказ «Газпрома» расширить пропускную способность САЦ до 100 млрд. куб м газа в год резко усилил конкуренцию трех газодобывающих стран ЦА между собой, приумножив соответствующие арбитражные возможности российской монополии. Таким образом, в последнее время всем производящим участникам рынка становится все очевиднее - гораздо эффективнее договариваться между собой, чем давать возможность странам-потребителям играть на противоречиях.

Стоит признать, что согласие России на увеличение закупочных цен оправдано не только политически, но и с точки зрения создания справедливых условий торговли газом. Речь теперь идет о совместной работе по обеспечению европейских потребителей на основе более справедливых, с точки зрения туркменских, узбекских и казахстанских производителей, цен. И еще один немаловажный вывод: общность интересов газодобывающих стран региона диктует необходимость не только производственной, но и сбытовой кооперации.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала