Петр Романов, политический обозреватель РИА Новости.
Тема армянского геноцида снова вышла не первые полосы. Поводов оказалось два. Во-первых, Нобелевскую премию получил замечательный турецкий писатель Орхан Памук, которого не так давно турецкие власти чуть было не посадили в тюрьму лишь за то, что он публично признал факт армянского геноцида 1915 года. По турецким законам это «измена родине». Спасла писателя тогда международная солидарность, но, давление, оказанное на него турецкими властями, без последствий не прошло. Во всяком случае, когда после всего этого международного скандала Памук прибыл в Москву на презентацию своей новой книги, переведенной на русский, писатель уже категорически отказывался отвечать журналистам на любые вопросы, связанные с темой геноцида. По-человечески все понятно: писателю еще хотелось вернуться на родину в Стамбул - город, ставший главным героем всех его книг.
Так что Нобелевский комитет вызвал в Турции, по крайней мере, смешанные чувства: не каждый год награждают столь престижной наградой турка, виновного в «измене родине».
Еще больший резонанс имел закон только что принятый нижней палатой французского парламента. Это своего рода зеркальное отражение турецкого закона об армянском геноциде. В Стамбуле сажают за признание геноцида, а французский закон предусматривает уголовное наказание за отрицание этого же факта.
Само появление данного закона во Франции вызвано не международными, а, скорее, внутриполитическими предвыборными причинами, так что есть немало сомнений в том, что он будет утвержден верхней палатой, а, тем более, подписан президентом. К тому же бесспорность армянского геноцида официально уже признана Францией законом от 2001 года. Примерно в то же время, что голосовал французский парламент, сам Жак Ширак находился как раз в Армении и возлагал венок к монументу жертвам геноцида.
Между прочим, официальная дата армянского геноцида - 1915 год - весьма условна. Жесточайшие армянские погромы имели место и много раньше. Так что турецкая версия, что все произошедшее есть лишь издержки военного времени, серьезной критики не выдерживает. Наконец, резали турки далеко не только армян, но и греков, и сербов и многих других христиан.
Волна возмущения, поднявшаяся в Турции в связи с тем, что в Европе снова вспомнили об армянском геноциде, впечатляет.
Очередная шумиха в Стамбуле вызывает немало вопросов. И, конечно, главный из них: стоит ли страну, что не желает признать свою вину в страшных преступлениях прошлого и покаяться, принимать в ЕС? Уважение к Германии лишь возросло после того, что она честно сказала всю правду о «Холокосте». Что не позволяет сказать правду Турции?
От того, какое решение будет принято по поводу вступления Турции в ЕС, на мой взгляд, причем без всякого преувеличения, зависит в XXI веке выживание европейской цивилизации. Старая европейская цивилизация и без того уже потрескивает от чрезмерного наплыва мигрантов. Возможно, эта дополнительная культурная палитра и делает Европу чуть ярче, но куда больше европейцы с каждым годом теряют, растворяясь в этом карнавале пришельцев. Если Европа не справляется даже с теми мигрантами, что уже обосновались у нее под крышей, то, что с ней станет, если ворота в Турцию распахнутся настежь? Сказочники мечтают, что Европа при этом выиграет, а вот реалистам надо не мечтать, а думать.
К тому же, есть еще и религиозный аспект, от которого Европа старается всячески отгородиться. Между тем, политкорректность - незаменимая в быту, крайне вредна для серьезного анализа. Смотреть на жизнь сквозь розовые очки, значит сознательно искажать действительность и, следовательно, обрекать себя на неверные решения.
Можно сколько угодно использовать эзопов язык для того, чтобы не произносить в слух «неудобное слово» - ислам. Однако, если вы хотите жить и выжить в реальном мире, лучше перелистать подшивки старых газет, поднять имена террористов, узнать, кто их учил, кому они молились, кто их снабжал деньгами. Только так вы сможете выстроить для себя и своих детей реальную защиту.
Почему христианство признает свои старые ошибки, кается и просит за них прощение? И почему этого не желает делать ислам? По меткому выражению православного отца Кураева, вместо того, чтобы идти в будущее, переосмысливая и переоценивая свое прошлое, ислам, наоборот, периодически устраивает в мире «пятиминутки ненависти», используя для этого любой повод. Сегодня это может быть проблема хиджаба, завтра это «карикатурный скандал», потом заведомо ложное толкование - даже не слов, а древней цитаты - использованной Бенедиктом XVI. Жертвами каждой из таких «пятиминуток ненависти» становятся христиане, на них нападают, их нередко убивают.
Не удивительно, что недавно руководство немецкой оперы решило отменить один из своих концертов - там присутствовал мусульманский мотив: из страха, что это опять вызовет гнев фанатиков ислама. Не помогло даже заявление Меркель, она высказалась против закрытия спектакля. Не помогло. Значит, страх уже поселился в старой Европе.
Конечно, не факт, что каждому мусульманину по душе все эти «пятиминутки ненависти», чья задача очевидна: объединить мусульманский мир, причем на вполне очевидной основе. И, естественно, не факт, что каждый почитатель Пророка Мухаммеда - террорист. Однако неоспоримый факт, что с исламом в XXI веке у остального мира возникли серьезные проблемы.
Некоторые считают, что все это лишь проблемы роста, а вовсе не суть самого мусульманского вероучения. Надеюсь, что так. Но только и в этом случае, прежде чем звать такого гостя в свой дом, разумнее подождать, пока не пройдет «подростковая агрессивность».
Другие, пытаясь объяснить исламский экстремизм, упирают на хамство, с которым периодически ведут себя люди иной веры по отношению к мусульманам. И это, конечно, случается. Вот только надо различать хамство, как очевидное зло, от права говорить, в том числе и мусульманину, правду. И мусульманин обязан научиться ценить свободу слова и уважать мнение собеседника. Иначе беда: он вам может сказать и сделать все, а вы ему ничего. Это уже не политкорректность, это - абсурд.
По мнению других, вся суть в социальном неравенстве. И подобное мнение имеет право на жизнь. Что же, значит, следует помогать соседям, не углублять, а искоренять всеми разумными и, подчеркну, эволюционными способами социальное неравенство.
Чего не надо делать, так это беззаботно открывать настежь двери своего европейского дома любому. Не те сейчас времена.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Блог Петра Романова