Политический обозреватель РИА Новости Александр Юров.
По сведениям Федеральной таможенной службы РФ, на сегодняшний день только легковых автомобилей ввезено в Россию свыше 565 тыс. Разумеется, статистика таможенной службы не учитывает иностранные автомобили, которые собираются на территории России в рамках программы промышленной сборки, принятой российским правительством. Пока не располагают таможенники и итоговыми показателями за весь 2006 год. А ведь традиционно россияне совершают больше покупок именно в последние месяцы года. Тем не менее, уже очевидно, что 2006 год станет рекордным по количеству проданных иномарок.
Уже несколько лет подряд российский автомобильный рынок является одним из самых быстро развивающихся в мире. А второй год подряд иностранные производители добиваются и вовсе рекордных показателей. В прошлом году было продано 440 тыс. автомобилей. А в этом году, по мнению президента компании Ford в России и СНГ Хенрика Нензена (Henrik Nenzen), рынок иномарок в России достигнет 850 тыс. автомобилей. То есть в России будет продано иномарок даже больше, чем автомобилей местного производства, а рост рынка составит почти 50%.
Естественно такие прогнозы не бывают безосновательными. По сведениям, распространенным Ассоциацией европейского бизнеса в России за 9 месяцев 2006 года объем продаж уже достиг 685759 машин. То есть по сравнению с прошлогодним достижением увеличился на 58%. На этом усредненном фоне успехи отдельных марок выглядят еще более впечатляюще. Причем, рост продаж наблюдался не только в сегменте бюджетных автомобилей. К примеру, за истекший период объем продаж недешевых Mercedes-Benz Vans возрос на 348%, а Porsche на 225%. Удвоили продажи престижные Lexus. Правда, в количественном выражении показатели продаж этих марок выглядят не столь впечатляюще, как, скажем, рост продаж Renault. При соизмеримых относительных показателях роста - объем продаж автомобилей Renault увеличился на 197% - в абсолютных цифрах было продано на порядок больше. Почти 40 тыс. автомобилей этой французской марки нашли покупателей России. Заметно возросли продажи у корейской KIA - на 177%. За 9 месяцев 2006 года было продано свыше 33 тыс. автомобилей. А также у Citroen. Эта компания удвоила свои продажи в России.
Поменялся в России и лидер продаж. На первое место, потеснив корейскую марку Hyundai, вырвалась Chevrolet. За 9 месяцев объем продаж автомобилей этой марки достиг отметки в 77 тыс. То есть на 63% больше прошлогодних показателей. Продажи автомобилей марки Hyundai с прошлого года практически не выросли, хотя и сохраняются на достаточно высоком уровне - более 69 тыс. автомобилей. Зато заметно увеличила продажи компания Ford. С января по октябрь автомобилей этой марки было продано свыше 68 тыс. при росте объема продаж 83%. Причем, автомобиль Ford Focus в этот период оказался самым популярным среди других иномарок. Таким образом, на сегодняшний день в тройке лидеров российского рынка оказалось сразу две американские марки.
Любопытно, что при столь существенном росте сбыта автомобилей иностранного производства, спрос продолжает оставаться достаточно высоким, о чем свидетельствуют очереди из потенциальных покупателей. До сих пор россиянам приходится ожидать даже типовые автомобили по два месяца и более.
Впрочем, нынешние столь высокие показатели роста продаж иностранных автомобилей в России блекнут на фоне продаж крупнейшего игрока российского автомобильного рынка - компании АвтоВАЗа. Уже несколько лет подряд это предприятие продает порядка 700 тыс. автомобилей. Ожидается, что в этом году рост продаж АвтоВАЗа составит около 3%. Предполагается, что всего в России будет продано 840 тыс. легковых автомобилей, собранных на российских предприятиях
И все же успех иностранных производителей автомобилей в России нельзя отрицать. Ожидается, что впервые за многие годы будет продано автомобилей иностранных марок больше, чем российских.