Рейтинг@Mail.ru
Сулико в тигровой шкуре - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Сулико в тигровой шкуре

Читать ria.ru в
Дзен
Хочется посмотреть на музей советской оккупации в Тбилиси, но не могу туда попасть - самолеты не летают. Хочется грузинского вина, но запретили. Хочется, чтобы грузины, наконец, выбрали себе кого-нибудь поприличнее Гамсахурдии, Шеварднадзе и Саакашвили, но, что делать, если они каждый раз голосуют так, будто выбирают тамаду.

Хочется посмотреть на музей советской оккупации в Тбилиси, но не могу туда попасть - самолеты не летают.  Хочется грузинского вина, но запретили. Хочется, чтобы грузины, наконец, выбрали себе кого-нибудь поприличнее Гамсахурдии, Шеварднадзе и Саакашвили, но, что делать, если они каждый раз голосуют так, будто выбирают тамаду. Ну и т.д.

Предполагаю, что нечто схожее могут сказать в наш адрес и грузины. Самое удивительное, что и впрямь корень нынешних российско-грузинских проблем заключается как раз в том, что ни у них, ни у нас желания никак не совпадают с возможностями. Не говоря уже о том, что желания у России и Грузии теперь взаимоисключающие. Отсюда такое раздражение и взаимные обиды.

В качестве примера возьмем очевидное. Москва очень бы  хотела, чтобы Грузия прекратила кокетничать с НАТО. Для  Москвы - политическая аксиома: приход НАТО на Кавказ  нарушит многовековой баланс сил, что неизбежно в этом сложном регионе создаст массу мелких и крупных неприятностей. Москва очень бы хотела, чтобы г-н Саакашвили отказался от «безумной  идеи», но переубедить его не может. На прошлой неделе, например, Грузию посетил с рабочим визитом представитель генерального секретаря НАТО в странах Южного Кавказа и Центральной Азии Роберт Симмонс. Отсюда у России и нарастающее раздражение.

С другой стороны, Саакашвили очень хочется в НАТО, но реально сделать это сложно, пока Грузия не восстановит свою территориальную целостность. Страна, которая не контролирует две свои бывшие автономии, да еще на границе с Россией, генералам из Брюсселя все равно, что торт с перцем. И хочется и жжется. По словам того же Симмонса, прежде чем стать полноценным членом альянса, Грузии «придется пройти сложный путь».

Путь и вправду сложный. Так что армия Грузии в ускоренном темпе вооружается, тренируется, а президент страны, если верить ряду СМИ,  даже призвал активнее вступать в армейские ряды женщин. Мощь грузинских сил под руководством Ираклия Окруашвили постепенно растет,  в результате чего министр обороны Грузии пообещал в следующем году взять Цхинвали, а в 2008 занять Абхазию. Впрочем, столь угрожающие заявления нужно все-таки, рассуждая здраво,  делить пополам: все это обычные для  Кавказа пляски с саблями на пуантах. Что делать в реальности, Грузия на самом деле еще не знает. Пока  Сулико в подаренной американцами  новой тигровой шкуре лишь воинственно бегают вдоль границы с Абхазией и Южной Осетией, но переступить черту не решаются. 

Во-первых, здесь все еще стоят российские миротворцы, которых не удается выдавить из региона никакими провокациями. Во-вторых, абхазы и осетины не менее горячие кавказцы, следовательно, и они стрелять умеют. В-третьих, за годы, прошедшие с последней войны в этом регионе, которую, как известно,  спровоцировали, а затем проиграли грузины, большинство местных жителей уже успели оформить свое российское гражданство.

Можно, конечно, считать это со стороны Москвы лукавством, но ведь в Абхазии и Южной Осетии российские паспорта  никто не навязывал, местные жители их действительно просили и с радостью получали! А теперь выходит, что грузинам придется, если они переступят черту,  стрелять по российским гражданам. А это, как говорится, чревато. Министр обороны РФ Сергей Иванов дал четко понять, что если Грузия атакует российских миротворцев или начнется геноцид в Южной Осетии или Абхазии, то Россия спокойно наблюдать за этим не будет.  Или, иначе говоря, русские в конфликт вмешаются.

А это уже такой противник, с которым Грузия при всем ее нынешнем боевом задоре связываться не хочет. Это не бутафорский танец с саблями. Тем более, что НАТО в войне с Россией (из-за Южной Осетии или Абхазии) грузинам явно не помощник. Самое большее, на что здесь сможет рассчитывать Тбилиси, это на очередное антироссийское заявление Вашингтона, бессмысленную дискуссию о ситуации на Кавказе в Совбезе и что-нибудь в том же роде в Европарламенте.  Все это Москва легко переживет.

В Тбилиси это с грустью понимают, так что, как видим,  и их желание остается неудовлетворенным. А потому и у них  раздражение с каждым днем лишь увеличивается. Отсюда нескончаемая череда язвительных слов в адрес Кремля, вызывающих жестов и поступков, которые в Москве иначе, как провокациями не называют.

Впрочем, эмоции - эмоциями, но есть еще и право. Проблема возникает, однако, и здесь. И российские, и грузинские политологи, сойдясь в бескомпромиссном споре, вспоминают почему-то лишь советское времена, когда внутренние границы Советского Союза проводились, как известно, как это было угодно Политбюро, а то и вовсе одному человеку -  Генсеку. На этой  шаткой основе как грузины, так и русские и пытаются  аргументировать, каждый, естественно, трактуя документы былых времен в свою пользу.

Даже если признать отношения правопреемственности нынешней России и Советского Союза, все равно не ясно, почему все с таким упорством вспоминают устаревшее советское право, но при этом  игнорируют право демократическое, хотя именно по нему вроде бы должны сегодня жить, как Россия, так и Грузия - страны официально называющие себя демократическими.

Конечно, и в демократическом  праве можно наткнуться на множество противоречий, одно из которых  записано, например,  в основополагающих документах ООН и прямо касается нашего случая. Современное международное право умудряется включать в себя два взаимоисключающих принципа: территориальной целостности и права наций на самоопределение. Отсюда  и сегодня масса проблем: от далекого от нас Дарфура до более близкого Косово, и соседних Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии.

Вокруг каждого такого очага напряженности годами вьется толпа международных посредников, которые обычно только запутывают ситуацию еще больше. Чаще всего эти народы просто просят еще немного потерпеть. В результате надолго создаются своего рода национальные резервации, что дурно во всех отношениях. Бесконтрольность со стороны международного сообщества порождает в этих резервациях немало соблазнов. То же Косово стало, к примеру, за последние годы перевалочной базой для наркотрафика. Вместе с тем, отсутствие экономической и интеллектуальной подпитки со стороны других стран искусственно тормозит развитие  в подобных зонах. Наш цивилизованный мир, что так любит рассуждать сегодня о политкорректности, просто выбрасывает, причем на десятилетия, целые народы на обочину истории и проезжает мимо них на лимузине, даже не оборачиваясь.

Кто-нибудь помнит, когда, например, СБ ООН всерьез, пытаясь найти решение, обсуждал курдскую проблему? Между тем, это порядка 25-30 миллионов человек - народ с глубочайшими  корнями. И такой историей, которая и не снилась подавляющему числу официально признанных сегодня членов ООН.

Решать подобные вопросы действительно хлопотно, а потому международные организации занимаются ими лишь от случая к случаю. Обычно лишь вынужденно,  когда  пламя уже под облаками. Пригасят кое-как пожар и снова забыли.  Так что окончательная  судьба таких «резерваций» зависит чаще не от международных посредников, а от соседей.

Глава Южной Осетии Эдуард Кокойты как-то заметил, что "за более чем десятилетнее независимое существование трех республик удалось доказать, что и Абхазия, и Южная Осетия, и Приднестровье состоялись как самостоятельные государства".

Россия с этими выводами в целом согласна, Грузия и Молдавия, понятно, нет. В ходе последней личной встречи с Саакашвили российский президент пытался убедить грузинского коллегу, что мнение народов следует уважать: «нужно терпение, желание искать компромиссы, нужно, чтобы люди прежде всего сами захотели жить вместе... Нельзя заниматься урегулированием конфликтов с помощью ножа и бритвы».

Не убедил. Не убеждают грузинское руководство и наглядные примеры. Вспомним хотя бы Вацлава Гавела, что мирно развел в свое время Чехию и Словакию. К сожалению, Саакашвили - не Вацлав Гавел. Это ему только кажется, что он демократ, хотя на самом деле он относится к тому же политическому подвиду, что  и Гамсахурдия  с Шеварднадзе.

Бывает. Вообще, люди, изучавшие демократию в основном по митинговым плакатам,  обычно дурно  знают даже свою Конституцию. Между тем, Конституция каждой демократической страны, в том числе, кстати,  и российская,  в той или иной форме - иногда может быть и не явно для неспециалиста - содержит положение о том, что народ имеет право на самооборону, если власть работает не в его интересах, а в своих собственных. Иначе говоря, если народ исчерпал все легальные способы борьбы с безнравственным, коррумпированным и циничным центром,  то имеет конституционное право на восстание.

Корни этого положения уходят  в сформулированную еще Томасом Джефферсоном Декларацию независимости 1776 года - праматерь всех современных демократических конституций: «Все люди сотворены равными и наделены создателем определенными неотъемлемыми правами, среди которых - право на жизнь, свободу и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, заимствующие свою справедливую власть из согласия управляемых. Если же данная форма правления становится гибельной для этой цели, то народ вправе изменить или уничтожить ее и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и с такой организацией власти, какие, по мнению этого народа, всего более могут способствовать его безопасности и счастью».

Четко и ясно.

Как это нередко случается, ученики - в данном случае современные демократы - либо изрядно подзабыли, либо сознательно исказили мысли своих учителей. Это касается и современной «демократической Европы», и самих «демократических Соединенных Штатов Америки».  В Вашингтоне слово «демократия» понимают уже совсем иначе, чем Томас Джефферсон. И именно в этом немалая беда для современного мира.

Что уж говорить об «ученике учеников» Михаиле Саакашвили, что изучал азы демократии, как  уже  очевидно, не по первоисточникам.

Так что, на самом деле и в Грузии все властные структуры лишь «заимствуют» свои полномочия у  граждан и пользуются ими лишь до тех пор, пока «способствуют безопасности и счастью» своего народа. Если нынешняя власть в Тбилиси народы Абхазии и Южной Осетии не устраивает, следовательно, эти народы, согласно основополагающим демократическим принципам,  имеют полное право на самоопределение, а при необходимости и на самооборону. А любая попытка Тбилиси  навязать осетинам и абхазам свою волю силой является, наоборот, авторитарной и диктаторской.

Подведем итог. Грузины обижаются на русских зря. Демократическая Россия просто обязана быть на стороне Абхазии и Южной Осетии.

Г-н Джефферсон велел.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала