78 лет назад (1928) умерла вдовствующая императрица МАРИЯ ФЕДОРОВНА, супруга императора Александра III, мать последнего российского императора Николая II
Принцесса Мари Софи Фредерике Дагмар родилась 26 ноября 1847 года в Копенгагене в семье будущего короля Кристиана IX, впоследствии прозванного «тестем» Европы. Среди ее братьев и сестер были будущий король Дании Фредерик VIII, будущий король Греции Георг I, а также будущая королева Англии Александра. Принцесса Минни, как называли Мари Софи Фредерике Дагмар в детстве, была четвертым ребенком из шести детей королевской четы. Принцесса Дагмар провела детство в Желтом дворце на Амалиегаде рядом с королевским дворцом Амалиенборг. Семья продолжала жить во дворце на Амалиенгаде даже после того, как отец будущей российской императрицы 15 ноября 1863 года был провозглашен королем. В 1866 году принцесса вышла замуж за наследника российского престола Александра Александровича, который с 1881 года до своей смерти в 1894 году правил страной под именем императора Александра III. В связи с замужеством принцесса Дагмар приняла православие и взяла себе имя Мария Федоровна. У нее родились шестеро детей, в том числе будущий император Николай II. Природный ум и политическая интуиция жены безусловно оказывали влияние на принятие Александром Ш важных политических решений. Общепризнанно, что Мария Федоровна пользовалась глубоким уважением мужа. Когда в девяностых годах XIX столетия Россия изменила свою внешнеполитическую ориентацию с германской на французскую, не последним в этом вопросе было мнение Марии Федоровны, с юношеских лет настроенной антигермански (потеря Данией Шлезвига в 1864 году расценивалась там как национальное поражение и не могла не оставить следа в душе датской принцессы). Огромная общественная деятельность императрицы как главы организации Ведомства императрицы Марии играла важную роль в жизни России конца XIX - начала XX веков. В ведении Ведомства находились учебные заведения, воспитательные дома, приюты для обездоленных и беззащитных детей, богадельни. Немалые средства на их содержание вкладывала царская семья. Благотворительные учреждения Ведомства были созданы практически во всех крупных городах Российской империи. В Москве и московской губернии их насчитывалось не менее 10, в Петербурге и его окрестностях - более 17. Среди них были: Общество попечения о детях лиц, ссылаемых по судебным приговорам в Сибирь; Братолюбивое общество по снабжению неимущих квартирами; Приют для неизлечимых больных; Александро-мариинский дом призрения; Благотворительное общество при Обуховской больнице; Мариинский институт для слепых девочек и Институт взрослых слепых девиц; Мариинский родовспомогательный дом и находящаяся при нем школа повивальных бабок; многочисленные общины сестер милосердия, попечительства для пособий нуждающимся семействам воинов, дома призрения детей бедных жителей, приюты для сирот, оставшихся после павших воинов. По инициативе Марии Федоровны в 1882 году возникли Мариинские женские училища для девушек-горожанок (промежуточная ступень между начальными школами и средними учебными заведениями). Императрица попечительствовала также женскому Патриотическому обществу, Обществу спасения на водах, Обществу покровительства животных и др. В годы первой мировой войны она вела большую работу на посту главы Российского общества Красного Креста.
Как свидетельствуют историки, императрица была очень живой, активной женщиной, любившей светские увеселения, долго сохранявшей молодость и отличавшейся безупречным вкусом. Ее почти 30-летний брак с Александром III был довольно счастливым, несмотря на несхожесть характеров супругов. Императрица Мария Федоровна провела в России более 50 лет, пережила революцию, стоившую жизни двум ее сыновьям и пяти внукам. Революционные события февраля 1917 года застали ее в Киеве, откуда она затем переехала в Крым. В 1919 году она покинула Россию на борту английского дредноута «Мальборо». После непродолжительного пребывания с мая по август у своей сестры, вдовствующей королевы Англии Александры, Мария Федоровна 19 августа 1919 года вернулась в Данию. Начиная с 1920 года она проводила зиму в королевском дворце Амалиенборг в Копенгагене, а остальную часть года в небольшом загородном замке Видере под городом Клампенборг к северу от Копенгагена. Под конец жизни вдовствующая императрица окончательно поселилась в Видере. Мария Федоровна скончалась 13 октября 1928 года в Видере под Копенгагеном. Проводить в последний путь бывшую русскую императрицу в Копенгаген съехались сотни русских эмигрантов из Парижа, Лондона, Стокгольма, Брюсселя. Отпевание состоялось 19 октября. На панихиде были представители всех королевских домов Европы, был и великий князь Кирилл Владимирович, принявший на себя в 1922 году императорский титул. Похороны прошли торжественно. Копенгаген давно не видел ничего подобного. Длинная процессия, возглавляемая церковными служителями в сопровождении эскорта датской гусарской гвардии, проследовала через центр Копенгагена до станции Естепорт, и далее гроб с телом датской принцессы Дагмар, бывшей императрицы России Марии Федоровны, задрапированный пурпурной мантией, направился поездом в город Роскилле к знаменитому Роскилльскому собору. Как писал в своих воспоминаниях великий князь Александр Михайлович, «в последний раз в своей жизни и в первый раз после революции Мария Федоровна оказалась во главе столь блестящей процессии... Со своей смертью она обрела то, что потеряла в тот день, когда ее сын отрекся от престола, - свое почетное место».
По воспоминаниям дочерей, Мария Федоровна при жизни не раз высказывала мысли о своем желании быть похороненной в России в Петербурге в Петропавловском соборе, где покоится прах ее супруга, императора Александра Ш и где есть специальное место для ее захоронения. Однако императрица всегда подчеркивала, что это может произойти лишь тогда, когда в России все будет спокойно. В течение 80 лет имя Марии Федоровны в России было предано забвению. В октябре 2005 года Россия и Дания подписали меморандум о перезахоронении праха императрицы в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга. Прах Марии Федоровны доставили из Копенгагена в город на Неве 26 сентября - именно в этот день в 1866 году датская принцесса впервые ступила на российскую землю. 28 сентября 2006 года в Петропавловском соборе состоялась церемония перезахоронения праха Марии Федоровны. Об окончании церемонии петербуржцев известил 31 залп из орудий, расположенных на бастионе Петропавловской крепости. Именно такое количество залпов было произведено, когда датская принцесса Дагмар впервые вступила на русскую землю.
405 лет назад умер Тихо БРАГЕ (1546-1601), датский астроном, реформатор практической астрономии
Тихо Браге родился 14 декабря 1546 года в местечке Кнутструп. Происходил из древнего датского рода. Был всесторонне образованным человеком, но с юных лет увлекся астрономией. В 1572 году наблюдал новую звезду в созвездии Кассиопеи. В 1576-1597 годах возглавлял обсерваторию Ураниборг, которую построил на острове Вен в проливе Эресунн, близ Копенгагена, и снабдил превосходными инструментами, изготовленными под его руководством. Здесь в течение 21 года Браге наблюдал звезды, планеты и кометы, производя определения положений светил с весьма высокой точностью. Он обнаружил два неравенства в движении Луны (годичное неравенство и вариацию), доказал, что кометы - небесные тела, отстоящие от Земли дальше Луны, составил таблицы рефракции, создал два самых точных на рубеже XVI-XVII веков звездных каталога, провел исключительно точные и обширные наблюдения за движением Марса. Браге не признавал гелиоцентрической системы мира и взамен ее предложил другую, представляющую неудачное сочетание учения Птолемея с системой Коперника (Солнце движется вокруг Земли, стоящей в центре мироздания, а планеты - вокруг Солнца). В 1597 году ученый был принужден покинуть Данию (после его отъезда обсерватория Ураниборг была заброшена) и после двух лет, проведенных в Германии, переехал в Прагу. Здесь к нему поступил в помощники И.Кеплер, у которого после смерти Браге остались ценнейшие наблюдения. На основании этих наблюдений Кеплер вывел свои знаменитые законы движения планет.
214 лет назад (1792) заложен первый камень в основание резиденции президента США, которая с 1809 года стала называться «Белым домом»
Белый дом - постоянная рабочая резиденция президента США - находится в самом сердце Вашингтона - на Пенсильвания-авеню. Участок для строительства Белого дома выбрал первый президент США Джордж Вашингтон, подписавший акт конгресса, предписывающий резиденции американского правительства находиться «на расстоянии не более 10 миль от реки Потомак». В 1791 году был объявлен конкурс на лучший проект новой резиденции президента США, в котором победил американский архитектор ирландского происхождения Джеймс Хобэн. Первый камень фундамента будущей президентской резиденции был заложен 13 октября 1792 года. Через восемь лет президент США Джон Адамс и его жена, первая леди Абигайль Адамс, стали первыми жителями Белого дома. К 1800 году здание уже повсеместно называли Белым домом, так как, облицованное белым вирджинским песчаником, здание сильно выделялось среди сложенных из красного гранита окружающих домов. В 1902 году Теодор Рузвельт официально закрепил название «Белый Дом» за президентской резиденцией в Вашингтоне. В 1814 году во время английского вторжения на территорию США Белый дом был подожжен. Однако вскоре его отремонтировали и немного модернизировали под руководством автора дома, Хобэна. Уже в 1817 году в отремонтированное здание въехал президент Джеймс Монро. В ходе реконструкции Хобэн добавил западную и восточную террасы, а также южный портик полукруглой формы и северный портик с колоннадой. В XIX веке здание периодически ремонтировали, однако никаких существенных изменений не вводилось. Лишь периодически заменялся интерьер и вводились технические достижения, например, электричество, телефон и т.п. В 1948 году при президенте Трумэне Белый дом был полностью реконструирован, под ним был построен двухэтажный подвал, который служит штабом оперативного руководства внешнеполитическими и военными акциями президента.
Белый дом - единственная в мире резиденция действующего главы государства, открытая для доступа широкой публики. Это необычный музей: каждая президентская семья оставила в нем кусочки своего быта. Белый Дом занимает площадь около 7,2 гектаров. В нем 6 этажей (два из них подвальные), 132 комнаты, 32 ванные комнаты, 147 окон, 412 дверей, 3 лифта, 7 лестниц. Основное здание до сих пор остается жилым помещением, где находятся апартаменты президентской семьи, интерьер которых выдержан в стиле XVIII и XIX веков. Все президентские административные помещения «собраны» в западном крыле. Именно там находятся Овальный кабинет, где американскими президентами было принято немало решений, определяющих судьбу Америки, а иногда и всего мира, кабинеты советников президента, зал для прессы. «Я молюсь за то, чтобы небеса ниспослали все лучшие дары этому дому и всем, кто впоследствии будет здесь жить. Пусть под этой крышей правят только честные мудрые люди». Эти слова из письма президента Адамса его жене Абигайль называются «молитвой Белого дома», они выгравированы на каминной доске в Государственном обеденном зале.
123 года назад (1883) организовано Всероссийское театральное общество, которое возникло в Петербурге как «Общество для пособия нуждающимся сценическим деятелям»
В октябре 1883 года по инициативе известнейшей актрисы Марьи Гавриловны Савиной было организовано «Общество для пособия нуждающимся сценическим деятелям». В 1894 году Общество было реорганизовано и стало называться Русским театральным обществом. РТО подготовило общественное мнение к необходимости проведения первого съезда сценических деятелей, которое состоялось в марте 1897 года. На нем обсуждались проблемы репертуара, создание постоянных трупп, воспитание режиссеров, состояние театральных школ, защита театров от произвола цензуры. Театральное общество находилось в трудных финансовых условиях, и в поисках выхода совет РТО просил Николая II принять его под августейшее покровительство. К 1915 году местные отделы Императорского русского театрального общества уже существовали в Астрахани, Воронеже, Калуге, Тамбове, Иркутске, Самаре и других городах. Театральное общество неплохо справлялось с профессиональной, правовой и социальной защитой своих членов. Его средства формировались из членских взносов, доходов от банковских операций, пожертвований и отчислений от доходов театров. Временное правительство пересмотрело статус РТО: наряду с общественными на него были возложены и государственные функции.
В 1919 году А.В.Луначарский утвердил «Положение о Русском театральном обществе», согласно которому значительная часть его прав, включая регистрацию контрактов и контроль за их соблюдением, отходила государству. В связи с созданием в 1919 году профсоюза работников искусств (РАБИС) у РТО были отняты и функции профсоюза. К 1920-м годам относится формирование сети производственных предприятий и мастерских РТО, которые станут материальной и финансовой основой деятельности организации. 10 февраля 1933 года принят новый устав, по которому РТО было переименовано во Всероссийское театральное общество. Председателем его была А.А.Яблочкина, затем с 1964 по 1986 год его возглавлял М.И.Царев. Устав ВТО неоднократно менялся, но суть деятельности общества оставалась прежней: оказание творческой, консультационной и методической помощи, социально-бытовая деятельность. В 1986 году ВТО было преобразовано в Союз театральных деятелей России (СТД). Союз объединяет деятелей театрального искусства всей России, его цель - всестороннее содействие развитию театрального искусства, оказание практической помощи российским театрам и театральным школам, всемерное развитие российских и международных театральных связей.
85 лет назад (1921) родился Ив МОНТАН, французский актер и шансонье
Настоящее имя - Иво Ливи. Родители Монтана были бедными итальянскими евреями. После прихода к власти фашистов во главе с Муссолини семья Ливи была вынуждена в 1924 году переселиться во французский Марсель. С одиннадцати лет мальчик работал на заводе, чтобы поддерживать семью. Уже в детстве проявилась любовь Иво к кинематографу: он экономил деньги, чтобы купить самый дешевый билет в кино, и пересмотрел почти всю классику Голливуда. В семнадцать лет юноша начал подрабатывать исполнением песенок в кафе под псевдонимом Ив Монтан. По-французски «монтан» означает «поднимающийся, восходящий». Родители Ива, весьма далекие от искусства люди, на первых порах настороженно отнеслись к занятию сына, однако 50 франков в неделю оказались убедительным аргументом для продолжения его певческой карьеры. В конце 1938 года Ив начал исполнять песни в кинотеатре перед началом сеанса. После вступления Франции в войну с Германией Монтан был вынужден бросить пение и устроиться на судостроительный завод молотобойцем. Он продолжал репетировать дома, не оставляя надежду когда-нибудь вернуться к музыке. Весной 1941 года юноша снова выходит на сцену, и его популярность начинает быстро расти. Последовали первые турне по Франции и выступления на радио. В 1944 году Ив приезжает в Париж и успешно дебютирует в концертном зале ABC. На юге Франции итальянский акцент Монтана не играл большого значения, но столичная сцена предъявила молодому певцу высокие требования. В этот момент большую роль в профессиональном становлении певца и в его личной жизни сыграла Эдит Пиаф. Под опекой Пиаф Монтан, оказавшийся способным учеником, занялся самообразованием, стал обучаться манерам поведения на сцене и в обществе, полностью переработал и расширил свой репертуар, ранее основывавшийся на простеньких американских песенках. Его манера исполнения постепенно приобретала большую выразительность при использовании самых минимальных средств. Мелодии его песен стали более разнообразными: от меланхолических, почти мрачных до бравурных. Благодаря Пиаф Монтан получил роль в фильме Марселя Карне по сценарию Жака Превера «Врата ночи» (1946). Актерское мастерство Монтана прогрессировало в ряде последующих кинокартин, где режиссеры использовали его выгодные внешние данные, мужественность. В конце 1940-х годов Монтан продолжал выступать с концертами и начал записывать грампластинки с песнями, которые пользовались неизменным успехом («Боксер Джо», «Луна-парк», «Большой город»). Вскре Монтан начал исполнять на эстраде песни из кинофильма «Врата ночи», «Дети, которые любят друг друга» и «Осенние листья». На рубеже 1950-х годов Монтан знакомится с актрисой Симоной Синьоре, которая была замужем за режиссером Ивом Аллегре. После бурного романа Симона оставила мужа и ушла к Монтану. Ив и Симона поженились в 1951 году. Несколько первых лет совместной жизни Синьоре предпочла провести, не расставаясь с новым мужем и отказавшись от ряда престижных предложений из Голливуда. С 1951 года Монтан регулярно выступал в лучшем парижском зале «Этуаль» с большими сольными программами. Фирма «Одеон» выпустила его золотой диск «Осенние листья». Пришел и большой успех в кино: картина Анри-Жоржа Клузо «Плата за страх» (1952) с Ивом Монтаном в главной роли получила гран-при Каннского кинофестиваля. В 1959 году Монтан и Синьоре гастролировали в США. Выступления певца завершились оглушительным успехом. Стиль монтановских песен-историй, полный мимики и движения, был непривычен для американцев и настолько оригинален, что они окрестили его стилем Монтана. После успешных гастролей по США артисту предложили главную мужскую роль в музыкальной комедии «Займемся любовью» (1960), где его партнершей стала Мерилин Монро. Партнерские отношения скоро переросли в бурный роман, оказавшийся достоянием прессы. Однако Монтан нашел в себе силы расстаться с американской кинозвездой, и Симона простила мужа. В последующие годы Монтан продолжал сниматься в кино и выступал с концертами, став самым популярным французским певцом 1960-х годов. Несмотря на то, что во Франции рос интерес к твисту и рок-н-роллу, он остался верен выбранной музыкальной стилистике. В эти же годы начинается его плодотворное сотрудничество с режиссером Костой Гаврасом («Убийцы в спальных вагонах», 1965, «Дзета», 1969). Затем последовал шумный успех фильма «Признание», основанного на документальных свидетельствах чехословацкого диссидента. С Гаврасом Монтан продолжал удачно работать в фильмах «Осадное положение» (1973), «Специальный отдел» (1975), «Свет женщины» (1979). Имя Монтана не сходит с афиш кинотеатров, он снимается у Клода Соте в фильмах «Венсан, Франсуа, Поль и другие» (1974), «Гарсон», «Сезар и Розали» (1972), в сложных психологических ролях у Ж.-П. Мельвиля в фильме «Красный круг» (1971) и у Алена Карно в «Пистолете полицейского «Питон-357» (1975). Ив Монтан снимался с блестящими партнершами - Мерилин Монро, Ширли Маклейн, Джейн Фондой, Роми Шнайдер, Симоной Синьоре, Катрин Денев. На склоне лет артист настолько стал заметной фигурой, что его начали рассматривать как одного из кандидатов на пост президента Франции. До самого последнего дня жизни Монтан продолжал работать. Снимаясь в фильме Ж.-Ж.Бенекса «ИП-5» он простудился, и 8 ноября 1991 скончался, оставив сиротой единственного сына.
61 год назад (1945) умер Милтон Снейвли ХЕРШИ, американский промышленник и филантроп; основал всемирно известную компанию «Hershey Chocolate Co.»
Милтон Херши родился в 1857 году. Свою карьеру начал с производства карамели в Чикаго и Нью-Йорке. Преуспев в этом деле, Херши в начале прошлого столетия вернулся в родные места - в городок Хоккерсвиль Пенсильвании и наладил здесь производство шоколада. Строительство шоколадной фабрики началось в 1903 году, а ко времени его окончания в 1905 году Херши изобрел рецепт молочного шоколада, который используется и по сей день. Разбогатев, Херши создал идеальные условия для работников фабрики и взял на себя, как говорят некоторые, роль «диктатора-филантропа». Вокруг фабрики Херши создал целый город, который назвал своим именем. В этом городе было все необходимое: жилье для работников фабрики, церкви, банк, магазины. В разгар Великой депрессии, чтобы обеспечить работой нуждающихся горожан, он построил Театр Херши, Отель Херши и хоккейный стадион на 7000 мест. В 1960-х годах его фонд пожертвовал 50 миллионов долларов на строительство учебной клиники государственного университета Пенсильвании. Всего более пяти миллиардов было перечислено на благотворительную еду, одежду, приюты и образование для «трудных» детей в школе, которую Херши основал в 1909 году. Компания «Hershey Chocolate Co.» теперь стала корпорацией «Hershey Foods Corp.» со штатом более 15 тысяч человек. На деньги «Hershey» финансируется театр и ботанические сады, государственные школы и детские сады города. Милтон Херши умер в возрасте 88 лет 13 октября 1945 года. Он похоронен на кладбище Hershey рядом со своей женой и родителями. Его наследство - школы, магазины, парки и многое другое - все остается как памятник филантропу, чье имя известно всему миру. Знаменитый батончик Hershey's до сих пор остается одним из любимейших лакомств нескольких поколений американцев.