В четверг, 5 октября, госсекретарь США Кондолиза Райс прибыла в Багдад. Ее приезд стал неожиданностью для иракского руководства: Ирак в плане ближневосточного турне г-жи Райс официально не значился. Обсудив ситуацию в сфере безопасности с премьер-министром страны Нури аль-Малики, госсекретарь направилась в населенные курдами северные районы Ирака. Там высокопоставленная гостья встретилась с влиятельным курдским лидером Масудом Барзани, всего пару недель назад заявившем о том, что Курдистан может выйти из состава Ирака. Все более реальная угроза распада страны, по-видимому, и стала одной из причин внезапного визита Кондолизы Райс в Ирак.
Наблюдатели отмечают, что неделя, прошедшая до визита Кондолизы Райс в Багдад и Эрбиль (столица Иракского Курдистана), была одной из самых кровопролитных для американской армии в Ираке с 2003 года. По данным Би-Би-Си, каждый день в стране в результате межобщинного противостояния погибает около 100 человек. Американские военные не могут уменьшить численность солдат в Ираке и сами несут потери: за последнюю неделю погибли 23 военнослужащих.
Показательно, что сам визит сопровождался беспрецедентными мерами безопасности. Госсекретарь США прибыла в Ирак из Израиля, однако прежде она была вынуждена приземлиться на авиабазу США в Турции, чтобы сменить свое комфортабельное воздушное судно на военный грузовой самолет, оборудованный системой противоракетной защиты. По информации Би-би-си, военно-транспортный самолет с госсекретарем США на борту был вынужден отложить посадку на 35 минут из-за перестрелки в районе аэропорта. Из аэропорта Багдада до Зеленой зоны города, полностью контролируемой американскими военными, облаченная в бронежилет Райс была перевезена вертолетом, что позволило избежать опасного путешествия по автомобильным дорогам, которые часто минируют боевики.
Тем не менее, после переговоров с премьер-министром Ирака Нури аль-Малики Кондолиза Райс заявила, что в стране достигнут "значительный прогресс" в деле мирного строительства. Похвалив аль-Малики за "превосходное руководство страной", госсекретарь, однако выговорила правительству за "политическое бездействие" и отметила, что "невыносимо тяжелую" ситуацию с безопасностью надо урегулировать как можно скорее. "Времени для бесконечных дискуссий на эти темы нет", - добавила Райс.
Незадолго до этого заявления, выступая по государственному телевидению перед визитом Райс, Малики сказал, что безопасность в стране будет восстановлена в течение ближайших двух-трех месяцев. Кстати, именно такой срок - 60-90 дней - отвел иракскому руководству на наведение порядка сенатор-республиканец Джон Уорнер, возглавляющий сенатский Комитет по делам вооруженных сил. Г-н Уорнер вернулся из Ирака незадолго до прибытия туда Кондолизы Райс. По его словам, которые приводит газета "New-York Times", если за этот срок ситуация не изменится, власти США должны будут рассмотреть вопрос о "смене курса" своей иракской политики. Что именно подразумевается под "сменой курса", г-н Уорнер не уточнил, однако добавил, что он не стал бы исключать "ни одного варианта".
Эксперты утверждают: после промежуточных ноябрьских выборов в Конгресс, каким бы ни был их исход, стоит ожидать снижения численности американских военных в Ираке. Между тем на перспективу ухода американских военных с энтузиазмом смотрят далеко не все политические силы этой страны. Как сообщает газета "Washington Post", во время пребывания госсекретаря США в Багдаде спикер иракского парламента суннит Махмуд аль-Машхадани предложил американцам "вновь занять" Багдад. В Белом Доме такую перспективу отвергают, но сам факт того, что высокопоставленный представитель суннитской общины выступил с подобной инициативой, уже достаточно символичен, признают в государственном департаменте. Действительно, у суннитов, отстраненных от власти стараниями американских военных, есть причина закрыть глаза на былые обиды. Эта причина - угроза остаться в стороне от распределения нефтяных доходов молодой ближневосточной демократии.
Суннитам могут оставить "Багдад и пустыню"
Распределение доходов от нефти стало причиной разгоревшегося в сентябре конфликта между региональным правительством Курдистана и центральными властями. В опубликованном 24 сентября в газете "al-Sabah" интервью министр нефти Ирака Хусейн Шахристани заявил, что его министерство не намерено поддерживать инвестиционные контракты, подписанные региональным правительством Курдистана, и собирается пересмотреть их условия.
Это заявление вызвало волну негодования в Иракском Курдистане. Представители регионального правительства обвинили Шахристани в нарушении конституции страны, предоставляющей регионам "все права, которые не закреплены в исключительном ведении федерального правительства", а также в попытке "подорвать иностранные вложения в нефтяной сектор экономики Курдистана". "Нефть и газ не относятся к исключительному ведению федерального правительства, - отмечается в заявлении регионального правительства. - Более того, статьи, которые касаются нефти, относят в совместное ведение федерального и региональных правительств только те месторождения, которые уже находились в эксплуатации на момент принятия конституции. Конституция не предусматривает за федеральным правительством никакого участия в вопросах, касающихся разработки новых месторождений, которые являются объектом договоров, подписанных региональным правительством Курдистана".
В конце заявления напоминается, что "народ Курдистана выбрал добровольный союз с Ираком на основе нынешней конституции", и "если министерство нефти в Багдаде отказывается следовать данной конституции, то народ Курдистана оставляет за собой право пересмотреть свой выбор". Учитывая, что незадолго до этого президент Иракского Курдистана Масуд Барзани приказал заменить в государственных учреждениях автономного района иракский национальный флаг на курдский, угроза возможного отделения богатого нефтяными ресурсами курдского района приобрела довольно реальные очертания.
Впрочем, в заявлениях руководства иракских курдов о нарушении иракской конституции есть доля лукавства, признают западные обозреватели: вопрос о распределении доходов от нефтяных богатств - как и многие другие вопросы - в основном законе страны обходится молчанием, и его только предстоит решить. Это решение, в свою очередь, нельзя рассматривать в отрыве от другой, не менее болезненной для центрального правительства Ирака темы - о форме государственного устройства страны.
Конституция Ирака, одобренная в 2005 году, предусматривает федеративное устройство и разрешает объединение провинций Ирака, которых сейчас насчитывается 18, в более крупные автономии. Закон, в котором прописывался бы механизм создания федерального региона, должен был быть рассмотрен парламентом до 22 октября этого года. Кроме того, было предусмотрено внесение поправок в саму конституцию.
Но этому воспротивились суннитские политические деятели. Сунниты, проживающие в основном в пустынной западной части Ирака, выступили против изменения госустройства на федеративное. В частности, как заявил вице-президент Ирака суннит Тарек аль-Хашеми, деление Ирака на автономные районы по этническому и конфессиональному признаку будет означать распад страны. "Это приведет к массовой миграции, конфликтам между этими районами", - отметил он, добавив, что "политическая, экономическая и социальная обстановка в стране не позволяет проводить коренные изменения в принципах государственного управления".
Аналитики отмечают, что такая позиция связана с тем, что основные месторождения нефти сконцентрированы на севере и юге - в местах компактного проживания соответственно курдов и шиитов.
С инициативой создания шиитской автономии на юге страны, наподобие курдской, выступил недавно Абдель Азиз аль-Хаким, лидер крупнейшей шиитской партии страны, имеющей к тому же крепкие связи с Ираном, - Высшего совета исламской революции в Ираке. По его словам, создание сильного шиитского региона, объединяющего девять провинций на юге, нужно для того, чтобы "остановить незаконное возвращение к прошлому".
В пользу федерации высказываются не все иракские шииты. Против этого, в частности, выступает радикальный шиитский лидер, предводитель полувоенной организации "Армия Махди" Муктада ас-Садр. Это вызвано тем, что в отличие от аль-Хакима, ас-Садр не поддерживает распространение иранского влияния в Ираке, отмечает сирийский политический аналитик Сами Мубайед (Sami Moubayed).
Разногласия по поводу федерального устройства между суннитами, с одной стороны, и курдами и шиитами, с другой, усугубляются нерешенностью вопроса о статусе провинций Киркук и Мосул. Курды настаивают на включение этих богатых нефтью регионов в состав иракского Курдистана, против чего резко возражают сунниты. Оно и понятно: "если курды смогут добиться включения города в их территорию, то это оставит по преимуществу суннитскому центральному региону лишь Багдад и пустыню", отмечает Би-Би-Си.
"Это будет похоже на распад Советского Союза"
Неудивительно поэтому, что из Багдада Кондолиза Райс направилась прямиком в северные курдские провинции. Отметив вклад курдов в "национальное примирение" в Ираке, госсекретарь заявила, что Вашингтон рассматривает нефтяные доходы как "объединяющий" иракский народ фактор.
Президент Иракского Курдистана Масуд Барзани, в свою очередь, подтвердил приверженность "справедливому" распределению доходов от нефтяных богатств и отметил, что Курдистан поддерживает идею "федеративного, демократического и многонационального Ирака".
Несмотря на внешнюю безобидность этих заявлений, многие аналитики сомневаются, что федерализм может привести к снижению межэтнической и межконфессиональной напряженности в Ираке. По мнению сомалийского журналиста Башира Госа (Bashir Goth), раздел страны на три автономии, при котором сунниты окажутся отрезаны от нефтяных богатств севера и юга, может привести к масштабному противостоянию двух ветвей ислама, что дестабилизирует не только в Ирак, но и в другие арабские государства. Кроме того, как отмечает наблюдатель в "Washington Post", создание трех крупных автономий - курдской, шиитской и суннитской - оставит в практически в бесправном состоянии более мелкие этнические и религиозные группы, проживающие в Ираке: армян, персов, христиан, евреев и других.
О том, что федерализм в Ираке может иметь "катастрофические" последствия для региона, говорит и Сами Мубайед. Он напоминает о 25 млн курдов, мечтающих о создании независимого Курдистана "за счет Сирии, Ирака, Ирана и Турции". Таким образом, конфликт приобретает и международное измерение. "Националисты в Дамаске, Тегеране, Багдаде и Анкаре... ясно дают понять, что федерализма не потерпят. Это красная линия", - говорит эксперт.
Кстати, в одном из недавних интервью президент Сирии Башар Асад заявил о том, что разделение Ирака на курдский Север и шиитский Юг и на суннитскую территорию в центре "нанесло бы ущерб не только Ираку, но и всему региону от Сирии, через Залив и до Центральной Азии". "...Если произойдет этническо-религиозное разделение в какой-то отдельно взятой стране, то его последствия отразятся и на других. Это будет похоже на распад Советского Союза - но с более серьезными последствиями. Большие войны, малые войны, никто не будет в состоянии взять под контроль ситуацию", - сказал он.
Напомним, что 24 сентября иракский парламент отложил на полтора года создание автономных регионов в составе страны. То есть если даже соответствующее законодательство будет принято, его выполнение начнется не ранее, чем через два-три года. К этому времени, надеется иракское руководство, ситуация станет более спокойной. Однако так как на сегодняшний момент именно политическая и социальная нестабильность является основным аргументом суннитов против проведения реформы государственного устройства, есть сомнения в том, что лидеры суннитской общины будут заинтересованы в стабилизации обстановки.
Ольга Сухова, rian.ru
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников