Политический обозреватель РИА Новости Юрий Филиппов.
Громкий «шпионский скандал» в Грузии, сопровождавшийся арестом и последующим освобождением российских военнослужащих, блокирование российской военной базы, отзыв дипломатов из Тбилиси в Москву, финансово-экономические санкции России в отношении Грузии, поставили вопрос, выходящий далеко за рамки нынешнего российско-грузинского обострения. Заключается проблема в том, что даже через пятнадцать лет после распада СССР на постсоветском пространстве так и не сложилась устойчивая, стабильная система отношений между бывшими советскими республиками, и в первую очередь между Россией и так называемыми «государствами-неудачниками» - странами с чрезвычайно слабой, полностью зависимой от внешнего мира экономикой, непредсказуемым политическим курсом и серьезными территориальными проблемами.
Грузия, с ее потрясающей даже по постсоветским меркам бедностью, слабостью и коррумпированностью политического режима, перманентным конфликтом с отделившимися автономиями - Абхазией и Южной Осетией, - занимает в этом ряду, пожалуй, первое место. Другой яркий пример - Молдова, давно утратившая контроль над Приднестровьем, утопающая в экономическом кризисе и безработице, и, кажется, на десятилетия лишившаяся перспективы стать нормальным европейским государством хотя бы второго или третьего ряда. С определенными оговорками к этой группе стран можно отнести и Украину. Хотя положение здесь мало-помалу выправляется, она еще крайне уязвима для политических кризисов и этнокультурных конфликтов по линии Восток - Запад, не говоря о несбалансированности украинской экономики, остро нуждающейся в дешевых источниках энергии, которых у страны нет, и в обозримом будущем не будет.
После распада СССР эти страны были объективно поставлены в условия политической и экономической слабости и одиночества. Они «отодвинулись» от России, но так и не нашли дорогу на Запад. Временным «спасением» для их политических режимов стала показная конфронтация с Россией, поиски «внешнего врага» на востоке, позволявшие хотя бы мнимым образом консолидировать свое население в моменты особенно острых экономических неурядиц.
В 90-е годы подобная тактика большей частью срабатывала. Она встречала понимание в странах Европейского союза и США, где тогда еще были сильны представления о России как об империалистической державе, посягающей на свободу своих маленьких соседей. Сама же Россия была слишком глубоко погружена в свои внутренние проблемы, чтобы адекватно реагировать на необоснованные выпады в свой адрес.
Однако сейчас положение изменилось. Политическая ситуация в России стабильна, ее экономика демонстрирует высокие темпы роста, кроме того, преодолен важнейший барьер в международных отношениях: после почти столетнего отсутствия Россия вернулась на глобальную международную арену в качестве ответственного партнера ведущих мировых держав. Здесь показательно, в частности, активное участие страны в работе «Большой восьмерки», а недавнее вручение президенту Владимиру Путину французского ордена Почетного легиона указывает на то, что так называемая «старая Европа» не считает нынешнее возвращение России временным, случайным или конъюнктурным шагом.
В результате антироссийская риторика, демонстративно недружественные действия в адрес России неизбежно превращаются в анахронизм. Откровенно говоря, если смотреть на вещи глобально, то маленьких и слабых соседей России нельзя даже слишком строго осуждать за это. Многие маленькие соседи крупных держав ведут себя так. Достаточно назвать Фиделя Кастро на Кубе или вспомнить совсем недавний эпизод, когда венесуэльский президент Уго Чавес размахивал в ООН томиком Ноама Хомского, американского исследователя, обвиняющего США в грубом попрании интересов развивающихся государств. Вероятно, такое поведение вызывается не только склонностью тех или иных политических деятелей к эпатажу и авантюрам, но и имеет под собой объективную политическую логику.
Тем не менее, подобный политический стиль бесперспективен. Причем в случае с Россией и Грузией это становится все более заметно. Как бы не пытались грузинские власти приписать абхазский и южноосетинский сепаратизм «проискам» России, в его основе лежит нежелание населения Абхазии и Южной Осетии жить в составе грузинского государства, а точкой отсчета здесь стали войны Грузии в Абхазии и в Южной Осетии, бездарно проигранные грузинским руководством и в военном, и в политическом отношении.
Тбилиси прекрасно понимает, что вернуть отколовшиеся от советской Грузии территории за столом переговоров не удастся. Ни абхазы, ни осетины на это не пойдут. На то, чтобы развязать войну и победить в ней, сил тоже нет. Тогда и достается давно знакомая антироссийская карта. Но все дело в том, что сейчас Россия решила ответить. Русофобия маленьких государств, пытающихся улаживать свои внутренние проблемы, обливая грязью большого северного соседа, от которого зависят гораздо сильнее, чем та же Венесуэла от США - вещь совершенно возмутительная и ненормальная. Кроме того, она попросту мешает стабилизировать и упорядочить отношения между государствами на постсоветском пространстве, осуществлять то, что российский президент Владимир Путин называет политикой «цивилизованного развода», когда каждый самостоятельно преодолевает свои трудности и платит за все нормальную рыночную цену.
В какой-то степени критическое обострение российско-грузинских отношений было необходимо. Разразившийся кризис позволит легче и быстрее расставить все на свои места. Возможно, в результате России и Грузии удастся даже построить совершенно прозрачные и рациональные отношения, избавленные от политиканства, шантажа и угроз.
Но прежде придется пройти очень неприятный период финансово-экономических санкций, кстати, уже одобренных российской Государственной думой, общего замораживания двусторонних отношений, что неизбежно ударит по экономике Грузии, непосредственно затронет интересы сотни тысяч грузин, не нашедших работы дома и приехавших за куском хлеба в Россию. Все это сейчас будет положено на чашу весов, а в итоге должен быть получен новый баланс межгосударственных отношений. Обойтись без этого уже не удастся.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции