Матч, который сейчас играется в Элисте, войдет в историю как сортирный, независимо от того, насколько содержательным в шахматном и напряженным в спортивном отношениях он окажется.
В шахматных поединках высокого уровня неспортивные эксцессы - не редкость. Мы помним паранормальный скандал. Это, когда играли Корчной с Карповым. Тогда подозрения пали на некоего экстрасенса из команды одного из претендентов. Затем был скандал кефирный. Теперь - туалетный.
Хочется спеть: все ниже и ниже, и ни-же...
Раньше в поединки шахматных королей вмешивалась политика. Теперь в них все чаще вторгаются деньги и компьютерные технологии.
...Телеканал «ТВ+ спорт» довольно подробно и внимательно отслеживал скандал, инициатором которого стал соперник Владимира Крамника Веселин Топалов.
Штатные комментаторы канала шахматная чета Марины и Сергея Макарычевых детально проанализировала пятую, несостоявшуюся, но выигранную болгарским гроссмейстером партию. Они взяли по интервью у обеих противоборствующих сторон, не обделили вниманием президента Калмыкии (и по совместительству президента ФИДЕ) Кирсана Илюмжинова, заглянули в комнаты отдыха шахматистов, обозрели туалетные комнаты, проинспектировали унитазы...
Была также воспроизведена видеозапись эмоционального выступления Владимира Крамника на пресс-конференции, данной в день, когда разразилась туалетная драма. Единственно, что упустили комментаторы из виду, так это оскорбительное по отношению к Крамнику заявление Топалова и Данаилова, обнародованное в Интернете. В нем, в частности, Веселин пообещал не подавать руки Владимиру перед началом партии и не участвовать по ее окончании в совместной пресс-конференции.
После того, как Кирсану Илюмжинову удалось как-то «разрулить» тупиковую ситуацию, подарив болгарину очко, правда, подмоченное и к тому же дурно пахнущее, стало особенно любопытно увидеть, в каком настроении соперники выйдут на сцену.
Съемочной группе «НТВ+ спорт» тоже было любопытно, и она в тот день дежурила у парадной Дома правительства Калмыкии. Вернее, у двух парадных, поскольку каждому из соперников предоставлен отдельный персональный вход, чтобы они не пересеклись до встречи за доской. Каждый подъехал в просторной иномарке. Марки абсолютно одинаковые, но цвет у них разный. Веселин был в белоснежной машине - в пандан своему светлому одеянию. Владимир - в черной. И тоже в пандан - своему темному костюму.
Наконец, они у шахматного столика. Премьеры спектакля обмениваются рукопожатиями с арбитром; секундная пауза, комментаторы напряглись, любители шахмат - тоже. И Веселин, как ни в чем не бывало, с доброй улыбкой протягивает руку Владимиру, еще секунда - все опять встали на цыпочки - и... Крамник ее пожимает.
Перед телекамерами Веселин не выглядел смущенным; скорее, наоборот: воодушевленным. И, понятно почему. «Дебютная новинка» (она теперь получит название в шахматном мире - «туалетный гамбит Топалова»), примененная им в пятой партии, дала результат - счет из почти безнадежного (1:3) стал почти приемлемым (2:3). К тому же, получилось так, что у Крамника отняли очко в той партии, где он должен был играть белыми фигурами, что существенно, поскольку белый цвет дает шахматисту преимущество первого хода. Не такое большое, как теннисисту подача, но все-таки.
Из прочих плюсов и минусов стоит отметить, что болгарин после провального начала имел возможность физически передохнуть и психологически оправиться, а россиянин, напротив, тратил нервные клетки, доказывая, что он не верблюд.
Надо сказать, что команда Крамника наделала кучу ошибок. Самая непростительная: она не опротестовала в установленный регламентом срок техническое поражение. Это сразу сделало уязвимой перед судом позицию как самого Крамника, так и ФИДЕ.
Юристы Федерации объяснили ее президенту, что если вернуться к счету 3:1 в пользу Крамника, то Топалов прервет матч, подаст в суд, который может легко выиграть. И иски будут такими, что перед президентом Кирсаном Илюмжиновым сразу замаячила перспектива банкротства его организации, о чем он и сказал корреспонденту газеты «Спорт-экспресс». Перед Владимиром Крамником возникла другая перспектива - он терял бы полмиллиона долларов, которые ему были гарантированы при любом исходе матча.
Вот собственно эти две перспективы, сложенные вместе, и предопределили решение президента с одной стороны, и согласие с ним классического чемпиона мира.
Деньги и неспортивный ход одного из соперников решили исход в пятой партии. Но будем надеяться, не в матче.
Конечно, слова, которые звучали из уст и Илюмжинова, и Крамника в оправдание решения продолжать матч, были высокими и даже патетическими. Говорилось об интересах шахматного мира, который так жаждет этого объединительного матча, об уважении к народу Калмыкии, который так много сделал, чтобы этот матч состоялся, и т.д.
Что может, по-настоящему, утешить Крамника, так это симпатии всего шахматного сообщества, которые отныне на его стороне. Потерпев формальное поражение, он одержал моральную победу. И теперь, как бы ни кончилось противоборство, она останется за ним. А за Топаловым при любом исходе потянется шлейф не слишком приятных туалетных благовоний и насмешек по этому поводу.
Кстати, шлейф подозрений в нечестной игре за ним уже тянется. И об этом говорил в эфире телеканала «НТВ+ спорт» экс-чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов. Именно его, Топалова, коллеги, по словам Карпова, подозревают в том, что он нелегально пользуется подсказками компьютера.
Дым ли это без огня?
Опять же Карпов, высказал предположение, что Веселин пошел на туалетную провокацию с тем, чтобы отвести от себя возможные подозрения.
Самое противное даже не это.
Команда Топалова знает, почему Крамник столь часто посещал туалет. У него застарелая болезнь, от которой он долго лечился и от рецидивов которой, увы, не застрахован. Особенно тогда, когда нервы напряженны до предела. Его соперник, находясь в безнадежном положении, нанес удар коллеге по самому больному месту в прямом и переносном смысле этого выражения. Это похоже на провокацию, что учинил Матерацци против Зидана.
Давно известно, что шахматы - спорт, и, что здесь возможны неспортивные приемы. Особенно в силу той причины, что на кону стоят огромные деньги и гигантский престиж. Честно говоря, меня удивляет, что мы ничего до сих пор не слышали о допинговых скандалах среди шахматистов профи.
***
Между тем, выдающиеся гроссмейстеры уровня Карпова во главе со своим президентом Илюмжиновым не знают: огорчаться или радоваться грянувшему туалетно-шахматному скандалу. Ведь с одной стороны вся эта склока роняет престиж великой игры, а с другой - несомненно поспособствовала росту ее популярности вообще и данного матча, в частности.
Парадокс, однако.
Ну, так в этом и специфика нашей современности - в смешении высокого и низкого, подлого и талантливого. А перед употреблением этого микса, как всегда, рекомендуется взбалтывать.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции