Задержание российских военнослужащих обострило российско-грузинские отношения. Страны, бывшие некогда одним государством, теперь отделены друг от друга: во вторник были отменены авиарейсы, прямые поезда в Тбилиси, в отделениях связи не принимаются почтовые переводы и посылки. Однако обычных людей, живущих по разные стороны границы, по-прежнему связывают родственные и дружеские отношения. Как события минувшей недели могут отразиться на связях, которые складывались десятилетиями? На этот вопрос РИА Новости ответили эксперты.
Абсолютно очевидно, что уровень информационного обсуждения самого инцидента как такового собственно инциденту не соответствует. Конечно, ситуацию, когда ловят шпионов, рядовой назвать нельзя, но шпионов ловят везде, и везде работает внешняя разведка. Я имею в виду вообще страны мира. В данном случае Грузия осветила это так, как не освещалось в иной раз, и ей соответственно ответили. Вопрос же не в том, кто кого перекричит. Здесь абсолютно понятно, кто кого перекричит. Вопрос в том, насколько конструктивно могут развиваться отношения, а в сложившейся ситуации далеко не уехать. Не летают самолеты, не передаются посылки... Эта артерия полностью заблокирована. В данном случае руководство Грузии не может не учитывать волю своего народа, от которой многое зависит. Мы все-таки пытаемся говорить о Грузии как о демократическом государстве. Если это демократическое государство, то сам народ должен изъявить некую свою волю, насколько ему важен контакт со страной, которая всегда была ближайшим стратегическим партнером. Если что-то изменилось стратегически, то экономически, мне кажется, ничего не изменилось, потому что свою семью в Грузии по-прежнему кормлю я. Мне совершенно очевидно: происходящее даже не подлежит обсуждению. Обсуждать это - все равно, что толочь воду в ступе. Одна сторона, в любом случае, должна выступить в роли инициатора для налаживания отношений. Какая это страна - тоже понятно. Я очень жду, чтобы эта сторона выступила.
Я не знаю, что там происходит. Меня никак не может коснуться происходящее в Грузии, я уже много лет являюсь гражданином России и никакого отношения к той стране не имею, кроме того, что там находятся могилы моих предков. Я там бываю крайне редко. Вчера говорил по телефону с малочисленными знакомыми в Грузии. Они говорят, что там ничего не происходит. Только российское телевидение все раздувает. Это люди, которые не заинтересованы в войне. Я звонил, чтобы узнать, как у них, не голодают ли. Они меня успокоили, у них все в порядке: и свет, и газ есть. Только из передач русского телевидения они узнают, что якобы будет что-то... Так как я к этой стране не имею больше никакого отношения, то и сказать вам больше ничего не могу.
Все простые люди хотят мира, к сожалению, политики не думают об этом. Люди хотят жить, матери хотят воспитывать детей, рожать. Воздействовать на людей очень просто. Мы дружили с грузинами, мы любили их искусство, их песни. У нас, мне кажется, была искренняя настоящая дружба. И вдруг - раз и все! Я поверить в это не могу. В Сухуми, в Батуми люди жили вместе, у них были сердечные отношения, а потом раз - и враги. Как это быстро происходит, как быстро происходит с миром. В полном объеме этого слова. Мне кажется, нам дан подарок - жизнь. Что может быть прекраснее? Как быстро распаляются негативные отношения друг к другу, как можно воздействовать на мнение. Мы подвержены этому, мы - люди, которые хотят мира.
В апреле этого года мне довелось побывать в Тбилиси после пятнадцатилетнего перерыва. Я испытал очень тяжелое чувство, когда увидел прекрасную когда-то страну в запустении и отчаянии. Грузия, древняя православная страна, относилась и относится к России с любовью, я бы сказал, что Грузия насквозь пропитана Россией. Мы один народ. Названия улиц до сих пор написаны по-русски, почти все автомобили - это старые "Нивы" и "Волги", почти все свободно говорят по-русски и с горечью задают один и тот же вопрос: почему Россия нас оставила? Мне кажется, что Россия должна вводить свои санкции в отношении марионеточного (в прямом смысле этого слова) правительства Саакашвили, и в то же время всячески поддерживать пророссийские (здравомыслящие) силы в Грузии, представляющие большинство грузинского народа, существование которого без России невозможно.