Рейтинг@Mail.ru
Экологические нарушения на Сахалине - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Экологические нарушения на Сахалине

Читать ria.ru в
Дзен
Конфликт между компанией «Сахалин Энерджи» (корпорации Shell, Mitsui и Mitsubishi), осуществляющей крупнейший газо-нефтяной проект Сахалин-2, и природоохранными организациями страны обрел статус громкого политического скандала... Конечно, за этим стоят огромные материальные издержки. Компания избрала жесткую линию политического давления...

Обозреватель РИА Новости Татьяна Синицына.

«Я видел в разных странах много проложенных трасс газо-нефтепроводов, но такого способа строительства, который осуществляет в России компания «Сахалин Энерджи», я не видел нигде, - сказал на пресс-конференции в Южно-Сахалинске  заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Олег Митволь. - Нет сомнения, проект надо останавливать, а загубленную природу -  незаконно вырубленный лес, засыпанные ручьи, неукрепленные должным образом берега рек реабилитировать», - подчеркнул он.

Конфликт между компанией «Сахалин Энерджи» (корпорации Shell, Mitsui и Mitsubishi), осуществляющей крупнейший газо-нефтяной проект Сахалин-2, и природоохранными организациями страны  обрел статус громкого политического скандала. Министерства природных ресурсов России вынуждено было отменить свой приказ от 15.07.2003 года №600 «Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов технико-экономического обоснования комплексного освоения Пильтун-Астохского и Лунского лицензионных участков». А это означает приостановку деятельности.

Конечно, за этим стоят огромные материальные издержки. Компания избрала жесткую линию политического давления. Был предпринят дипломатический нажим, задействован ресурс международного давления, пресса. Между тем, существует вполне ясная позиция России: речь идет не о закрытии проекта и не об отзыве лицензии компании «Сахалин Энерджи», а о том, чтобы оператор проекта уважал природоохранное законодательство страны, выполнял экологические требования.

Проект «Сахалин Энерджи», вступивший в силу в 1996 году наряду с проектом "Сахалин-1", является первым опытом сотрудничества России с иностранными компаниями на основе Соглашения о разделе продукции (СРП). Он дал старт широкомасштабному освоению нефтегазовых богатств острова и является самым крупным из  всех 9 сахалинских проектов. За 3 года работы компании удалось достичь 80% отметки готовности проекта. Это, безусловно, приближает Россию к роли мирового лидера в области энергетики, открывает путь российской нефти на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Однако, выдав иностранным компаниям лицензию на разработку своих природных ресурсов, Россия отнюдь не благословляла их на уничтожение уникальной природы острова Сахалин.

С вертолета прокладываемая трасса выглядела широкой рекой, выделяющейся своим песчаным цветом на фоне темнохвойной сахалинской тайги. Протяженность трубопроводов составляет примерно 800 км. Они пересекают остров с севера на юг, от нефтеносных шельфов - до порта Корсаков, где стоят терминалы и уже почти готов завод по производству сжиженного газа. С высоты вроде бы ничего не резало глаза, кроме широкого размаха трассы трубопровода. По проекту ее ширина не должна превышать 43 метра (исключение - только сложные места трассы), однако было ясно, что бульдозеры явно не придерживались установленных стандартов.

Уже на земле, близ поселка Советский, где мы осматривали один из участков трассы, мы увидели нечто, что поражало воображение. Строители, в нарушение проекта, самопроизвольно отклонились от линии на карте на 2 километра, оказавшись на заповедной территории государственного Макаровского заказника. Бульдозеры расчистили от леса трассу шириной в 200 метров, а поваленные деревья просто засыпали землей. Как утверждают специалисты, при первых же дождях все это оголится, начнутся селевые и оползневые процессы. «Мы будем собирать материалы и подавать в суд. Во всем этом совершенно очевидна вина как подрядчиков, так и оператора «Сахалин Энерджи», который обязан осуществлять контроль за ходом работ», - прокомментировал увиденное Олег Митволь.  

Гибель лесов - не единственный вид ущерба, который наносится трубопроводчиками сахалинской природе. Пострадали и нерестовые реки. Трасса трубопровода пересекает на своем пути более тысячи различных водных преград, и 110 из них - нерестовые речки. Вставший на пути проходчиков трассы холм попросту был срезан, а его «отходами» - засыпали ручей, влага которого все равно пробивается, стимулируя оползневые процессы. Засыпанные речки пробили новый путь, а значит и жизнь в реке - тоже изменилась. И пока природа приспособится к этой новой форме, пройдет ни один десяток лет.

По небольшой нерестовой речке Ай тоже прошлись бульдозеры. Берега, кое-как укрепленные деотекстилем (специальная ткань), уже разрушаются, потихоньку запруживая речку. Куски деотекстиля можно было увидеть повсюду, в том числе и в самой реке. Этот материал не гниет, однако оказывает негативное воздействие на рыбу. Во всяком случае, Ай была полна дохлой рыбы - осетра. Доктор биологических наук, профессор Сахалинского государственного университета Валерий Ефанов и его студенты собрали пробы грунта из Ай, а также их других рек Макаровского района. Ученый пояснил, каков может быть негативный эффект от нарушения технологии при прокладке трубопровода: «Большинство проб свидетельствует о 100% заилении водотока, содержание мелкодисперсных фракций в нем  достигает 25-30%. Эти данные говорят о том, что выживаемость лососей равна нулю. Нереста не будет, а значит - лишаются кормовой базы и другие виды».

Площадь нерестилищ на Ай составляет 50 тысяч кв. метров. На реке расположен рыбоводный завод, мощность которого  22,6 миллиона мальков горбуши по выпуску. По словам Ефанова, в прошлом году русло Ай было настолько заужено из-за оползней, что рыбоводный завод подмыло. Ученый утверждает, что отрицательное воздействие этого фактора ощущается уже 3 года и может продолжаться еще 5-6 лет. Для полного же выздоровления реке понадобятся десятки лет.

«Ущерб, нанесенный природе, компания должна возместить, - заявил Олег Митволь. - По предварительным оценкам, только на территории, которую мы посетили, произошел незаконный захват и уничтожение лесов на площади около 50 гектаров. Этот конкретный ущерб может составить примерно 15 миллионов рублей». Олег Митволь пообещал, что для точного подсчета ущерба будет проведена подробная аэро-фотосъемка, над ней уже работает группа специалистов из Москвы.

Судно «Джон Майкл Джи», на борту которого распоряжался представитель компании «Сахалин Энерджи» (гражданин Австралии) долго не соглашалось взять на борт журналистов, прибывших в порт Корсаков, чтобы оценить экологическое состояние залива Анива. Но после долгих препирательств, под давлением начальника порта, судно все-таки вышло в море, направившись к тому месту, где недавно на береговой линии в 10 километров было обнаружено огромное количество выброшенных на берег крабов, трепангов, малюсков, морских ежей, рыбы и пр. Версия нефтяников - биоресурсы были выброшены на берег штормом. Экологи же утверждают, что морские обитатели отравлены химическими реагентами, попадающими в залив в ходе антропогенной деятельности.

Кто именно прав, покажут лабораторные анализы. Однако, находясь на борту «Джона Майкла Джи» мы были очевидцами того, как судно, без всякого стеснения, выпустило в акваторию жидкие отходы. По словам О.Митволя, это был дихлорометан, применяемый в системе охлаждения, что подтвердил и матрос судна. Волны понесли радужные круги хладореагента в акваторию. Между тем, по международным морским правилам, судну полагается сливать все токсины в специальные емкости, которые сдаются в порту на утилизацию. 

На берегу залива Анива в южной части острова стоит порт Корсаков, откуда и планируются нефтяные и газовые рейсы танкеров с российской нефтью в различные страны Тихоокеанского региона. Именно здесь строятся нефтяные терминалы, а также завод по производству сжиженного газа.

Дмитрий Лисицын, местный эколог, пояснил суть экологических проблем залива Анива. Акватория мелка, и для подхода кораблей к причалам залив было необходимо углубить. Первоначально в технико-экономическом обосновании был запланирован причал длиною 1400 метров. В этом случае для углубления требовалось вытащить со дна относительно небольшой объем - 140 тысяч кубометров. Однако потом компания сократила причал до 800 метров, ссылаясь на дороговизну труб, из которых он должен сооружаться. В новом варианте причал заканчивался в более мелкой зоне, где требовался уже гораздо больший объем углубительных работ.

В итоге было вытащено около 1,5 миллиона кубометров донного грунта, которые сбросили в акваторию, на глубину 60 метров. Все это оказало отрицательное воздействие на жизнь залива, имеющего огромную ценность как место обитания значительного количества биоресурсов. Анива - родильный дом нескольких видов крабов, место миграции лосося,  нерестовая и нагульная база краба-стригуна, в этих местах обитают морской ёж, трепанг, креветка. Биологи уже зарегистрировали мутации некоторых видов, произошедшие от загрязнения. «Есть международные нормативы, правила охраны от загрязнения прибрежных зон морей, запрещающие сброс каких бы то ни было вредных отходов, но в отношении Анивы эти запреты не соблюдаются, - сказал Дмитрий Лисицын. -  «Сахалин Энерджи» ссылается на то, что категория залива не определена, а значит - можно сбрасывать». Эколог подтвердил, что российское правительство действительно до сих пор не приняло решения о категории залива Анива, хотя фактически акватория является «водоемом высшей рыбохозяйственной категории». Как сообщил Олег Митволь, в будущем году Росприроднадзор собирается проводить полный мониторинг залива Анива, и тогда станет ясен ущерб. «Сколько будет стоить реабилитация залива, трудно даже представить, донные работы - самые дорогостоящие. Если же мы начнем подсчитывать общую сумму ущерба - по лесу, по заливу, по рекам, сумма может дойти до 50 миллиардов рублей», - сказал Олег Митволь.

Когда судно уже возвращалось в порт Корсаков, как по заказу, произошел еще один вопиющий инцидент. На наших глазах взорвали сопку, и огромное облако гари взвилось к тучам. Оказалось, что с помощью таких вот технических взрывов добывается скальная порода для нужд строительства. По словам представителя Росприроднадзора на Сахалине Дмитрия Белоновича, «все это делается без лицензии, без всякого разрешения». 

Конечно, очень хотелось услышать ответы на все экологические «шарады», связанные с проектом «Сахалин-2», от представителей «Сахалин Энерджи», но увы, на пресс-конференцию с журналистами и экологами, обещанную в Южно-Сахалинске, они не явились.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции  

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала