Военный обозреватель РИА Новости Виктор Литовкин.
В плохо отрежиссированном и бездарно сыгранном цирковом «спектакле» с арестом в Грузии четырех российских офицеров и высылкой их в Россию после пяти дней тюремного заключения вроде бы поставлена точка. Военнослужащие прибыли в Москву, их жизни и здоровью уже ничего не угрожает. Тем не менее, экономическая, транспортная, банковская и почтовая блокада Тбилиси, объявленная Россией в ответ на «акт государственного терроризма», как назвал последнюю провокацию грузинских спецслужб президент Владимир Путин, не отменена. В Кремле, да и за его пределами, никто не даст гарантий, что противоправные действия грузинских властей против российских граждан на территории республики и против самой России наконец-то прекращены, и они не будут иметь продолжения.
Почему? Видимо, потому, что вызывающая грубость, беспардонное хамство и спекулятивные провокации нынешнего грузинского руководства по отношению к своему северному соседу и его гражданам стали фирменным почерком «самого успешного демократичного правительства Грузии», как его все еще называют на Западе. Трудно спорить об «успешности» грузинской экономики, если от спонсорской помощи западных партнеров зависит само существование правящей элиты Тбилиси.
Ну, а о «демократичности» Саакашвили и его министров разговор особый. Даже самый последний пример с арестом российских офицеров уже говорит сам за себя.
Офицеров России, прибывших в Грузию пару месяцев назад для организации вывода войск, обвинили в разведывательно-шпионской деятельности на территории страны, даже в создании шпионской сети, а также в подготовке государственного переворота и проведении террористических акций на ЛЭП «Кавкасиони». А заодно и в прошлогоднем взрыве заминированного автомобиля в городе Гори, в результате которого погибли три человека и были ранены восемнадцать. Это же надо столько успеть!
Никаких достоверных и аргументированных доказательств этим обвинениям не было предъявлено. Не считать же ими плохо смонтированные записи разговоров в салоне автомобиля, где кто-то из офицеров передает местным жителям деньги - то ли в оплату «шпионских услуг», то ли в расчет за чачу - грузинский домашний самогон.
Еще есть признание на телекамеру в подготовке терактов (при участии россиян), сделанное «заговорщиками», задержанными грузинскими властями. В тридцатых годах прошлого века у подручных Ягоды, Ежова, да и грузина Берии, и не в таких «преступлениях» признавались даже видные деятели ВКП(б) и международного коммунистического движения, командующие военными округами и армиями...
Тем не менее, на основе этих бездоказательных подозрений Тбилисский суд приговорил четырех российских офицеров - кстати, не допустив на процесс адвоката подсудимых - к двум месяцам предварительного заключения. И вдруг не прошло и пары дней, как по решению президента, без санкций суда и прокуратуры, без снятия столь серьезных обвинений, как «шпионская и террористическая деятельность», их освобождают из-под стражи и выдворяют из страны. О каком демократическом и правовом государстве в таком случае можно говорить? Тут или капризы режима личной власти, установленной в Тбилиси Саакашвили, или попытка с использованием театральных приемов быстро прекратить гнусную провокацию, которую осудили и в ООН, и в ОБСЕ, и другие авторитетные мировые организации, и которая привела к санкциям, наложенным на Грузию Кремлем.
Станет ли бесславное окончание провокации с «российскими шпионами», а также и введение экономических, транспортных и иных санкций против Тбилиси, концом бесчисленных и необоснованных претензий грузинских властей к России и ее гражданам? Превратится ли антракт в очередном тбилисском цирковом «спектакле» в его финал? Станет ли этот серьезный дипломатический урок поводом наладить, наконец, добрососедские отношения с северным соседом, постепенно перерастающие в привычное для наших народов сотрудничество и искреннюю дружбу, которая продолжалась не одно столетие? В этом есть серьезные сомнения.
И потому, что вызывающая дерзость и неприкрытый авантюризм нынешних руководителей Грузии зашли слишком далеко, Саакашвили и его силовые министры давно переступили «точку возврата». А главное, потому что, судя по поддержке театральных эскапад Тбилиси Вашингтоном, глава закавказской республики и его приближенные не являются самостоятельными фигурами в геополитических играх на постсоветском пространстве. Они с усердием отрабатывают средства и авансы, выделенные на столь бесплодную и неблагодарную задачу, как вытеснение России из Закавказья.
Вряд ли это кому-либо удастся, но жалко простых людей в Грузии, которые, сами того не желая, становятся жертвами этой бессмысленной и непродуктивной геополитической игры.
Есть и другие острые вопросы, которые встают за перипетиями российско-грузинского конфликта. В частности, такой. Что должен или не должен делать Тбилиси, чтобы санкции против него были Москвой отменены? Чтобы опять начались полеты в грузинскую столицу российских самолетов, ходили туда железнодорожные вагоны, а в батумский и потийский порт - теплоходы? Чтобы между Россией и в Грузией вновь совершались банковские и почтовые переводы? Ответа на них пока нет. Как нет ответа и на такой вопрос: а остались ли в руках у Кремля другие весомые козыри, кроме разве что военных действий и блокады грузинского побережья, если политика вызывающих провокаций в отношении нашей страны и ее граждан будет продолжена?
Это мы сможем узнать только через некоторое время. Хотелось бы, чтобы эскалация конфликта, который не делает чести ни Тбилиси, ни Москве, все же поскорее прекратилась. А плохо поставленные цирковые спектакли, в которых так «преуспела» грузинская сторона, ушли в прошлое. Обеим сторонам надо четко понять, что Грузию от России, как и Россию от Грузии, нельзя оторвать и перенести куда-то в другое полушарие Земли. Все равно, рано или поздно, придется договариваться. На взаимовыгодных и взаимоприемлемых условиях. Даже вопреки настроениям спонсоров.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции