Политический обозреватель РИА Новости Юрий Филиппов.
Хотя Центральная избирательная комиссия отклонила инициативу о проведении референдума, посвященного возможности одному лицу занимать президентскую должность в России более двух раз подряд, это тем не менее не до конца прояснило проблему, обозначаемую как «третий срок» Владимира Путина. Инициаторы референдума из Северной Осетии немного опоздали - российское законодательство запрещает проводить национальные референдумы менее чем за год до федеральных выборов, а поскольку предстоящие выборы в Государственную думу намечены на декабрь 2007 года, то за оставшиеся два месяца подготовить и провести референдум невозможно. На это техническое противоречие и сослались члены комиссии, единогласно проголосовавшие против организации референдума.
Однако такого рода юридическая казуистика вряд ли остановит тех, кто хотел бы видеть Путина президентом и после 2008 года, и даже позже. В администрацию президента и в Государственную думу уже несколько лет поступает поток обращений граждан, общественных объединений, политиков, объединенных общей идеей: Путин должен остаться. Их авторов не смущает позиция самого президента. Путин уже многократно публично отказывался от «третьего срока», последнее такого рода заявление было сделано им в конце сентября во французском Компьене, где российский президент отвечал на вопросы журналистов. «Ответ может быть только один: подчиниться закону и Конституции, действующей в России», - сказал он. Незадолго до поездки во Францию Путин принимал зарубежных и российских политологов и журналистов - участников международного клуба «Валдай» и на вопрос о третьем сроке заявил, что «стабильность России зиждется не на одной личности, а на Конституции».
Но все дело в том, что Конституцию можно изменить и для этого не требуется проводить референдум. Этой осенью Государственная дума планирует рассмотреть инициативу чеченских парламентариев, предлагающих отменить конституционное положение, ограничивающее пребывание в президентской должности двумя четырехлетними сроками подряд. Чтобы чеченское предложение вступило в силу, ему требуется одобрение двумя третями нижней (300 голосов) и тремя четвертями (132 голоса) членов верхней палаты парламента. После этого нужно еще и одобрение не менее чем двумя третями субъектов Российской Федерации (59), но это будет лишь простой формальностью.
Аналитики полагают, что и такого рода снятие ограничений, открывающее для Путина возможность баллотироваться в президенты в третий раз, не будет одобрено, во всяком случае, в текущем году. Позицию имеющей конституционное большинство в Государственной думе «Единой России» выразил недавно председатель комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин, заявивший о важности сохранения действующей Конституции в неизменном виде в текущем политическом цикле.
Иными словами, в то время как сторонники «третьего срока» ищут все новые возможности для реализации своих намерений, «конституционалисты», к которым относится и сам действующий президент, успешно держат оборону.
Но проблема тем не менее существует, и заключается она в следующем. Для поддержания политической стабильности в России, которая совсем недавно преодолела угрозу территориального распада, с большими усилиями преодолевает последствия войны в Чечне и продолжает сталкиваться с огромными трудностями на Северном Кавказе, где почти ежедневно происходят теракты и чрезвычайно велика возможность межнациональных столкновений, личность руководителя государства имеет не меньшее значение, чем неизменность конституционных норм. Именно Путин и его администрация сумели договориться с северокавказскими элитами, достигли политических компромиссов, на основе которых удалось относительно стабилизировать северокавказский регион. Но сможет ли проводить такую же политику новый президент? Судя по чеченским и осетинским инициативам, которые по сути готовы поддержать все северокавказские республики, такой уверенности здесь нет. Да и откуда она возьмется, если до президентских выборов остается еще полтора года, основные кандидаты лишь занимают позиции и ни о каких политических договоренностях между Москвой и республиками Северного Кавказа в новом политическом цикле еще не может быть речи.
Пока все идет к тому, что российская Конституция останется неизменной и в 2008 году в Кремль придет новый лидер. Для России крайне важно без потрясений пройти предстоящие выборы и укрепить в стране относительно новую для нее традицию легитимной передачи верховной власти посредством всенародных выборов. Однако серьезная угроза заключается в том, что новый президент может оказаться «слабее» Путина, что он, в частности, не сможет найти правильные подходы к Северному Кавказу, как не удалось это сделать, например, первому президенту России Борису Ельцину. И тогда выяснится, что личность не всегда играет второстепенную роль по сравнению с Конституцией.
Для России важно видеть эту проблему и начинать каким-то образом ее решать уже сейчас. Во всяком случае, даже сохраняя неизменной Конституцию и отказывая Владимиру Путину в «третьем сроке», следует все-таки внимательно прислушиваться к мнению северокавказских республик и понимать, что в действительности стоит за их инициативами.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции