Рейтинг@Mail.ru
Грузинская власть в поисках внешнего врага - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Грузинская власть в поисках внешнего врага

Читать ria.ru в
Дзен
Арест российских офицеров в Грузии с последующей блокадой штаба российских войск - не эмоциональный ход, а заранее продуманный шаг Михаила Саакашвили, который намерен решить свои внутриполитические проблемы старым проверенным способом - мобилизацией общества в борьбе с внешним врагом. А это особенно актуально в условиях, когда до муниципальных выборов осталось несколько дней...

Алексей Макаркин, заместитель генерального директора Центра политических технологий - РИА Новости.

Арест российских офицеров в Грузии с последующей блокадой штаба российских войск - не эмоциональный ход, а заранее продуманный шаг Михаила Саакашвили, который намерен решить свои внутриполитические проблемы старым проверенным способом - мобилизацией общества в борьбе с внешним врагом. А это особенно актуально в условиях, когда до муниципальных выборов осталось несколько дней.

Первый этап этой операции прошел в начале сентября, когда были арестованы представители пророссийской оппозиции. Теперь наступил второй этап - демонстративные акции, уже непосредственно направленные против России. При этом отношения с Россией настолько испорчены, что грузинские власти уже не задумываются об элементарном здравом смысле - о том, что не следует портить отношения с политически и экономически сильным соседом, с которым Грузия связана исторически. Для них главное - убедительно победить на выборах, которые служат своеобразным индикатором отношения населения к власти.

Напомним, что четыре года назад именно с таких же выборов в Тбилиси, выигранных партией Саакашвили, начался взлет нынешнего грузинского президента. Теперь же кредит доверия грузинскому президенту серьезно сократился, применять репрессии против прозападной оппозиции (в отличие от пророссийской) ему нельзя - в этом случае США и Европа могут перестать считать его режим демократическим. А административный ресурс, хотя и применяется сторонниками Саакашвили (об этом есть много свидетельств оппозиционеров), но, видимо, недостаточен для того, чтобы обеспечить громкий электоральный успех. Остается использование «антироссийской» карты, «раскрутка» шпиономании в грузинском обществе, создание ситуации, при которой критика нынешней власти может быть приравнена к пособничеству внешнему врагу. Понятно, что в такой ситуации возможности для оппозиционной деятельности существенно ограничивается.

Еще один предвыборный ход - переименование Кодорского ущелья, в которое летом были введены грузинские войска, в Верхнюю Абхазию. Идя к власти, Саакашвили обещал избирателям восстановить контроль Тбилиси над абхазским непризнанным государством, однако ему это не удалось. А раз так, то почему бы не назвать Абхазией ущелье, которое никогда не контролировалось абхазскими властями? И объяснить избирателям, что сделан первый шаг на пути в Сухуми - хотя реально Грузия не только не приблизилась к мирному решению абхазского вопроса, но своими рискованными действиями вызвали дополнительное раздражение руководства Абхазии.

Предвыборные действия Саакашвили позволяют сделать два важных вывода. Первый заключается в том, что в системе грузинской власти еще более усилились позиции министра обороны Ираклия Окруашвили, считающегося главным ястребом в нынешнем грузинской власти. Окруашвили - сторонник как конфронтации с Россией, так и силовых действий в отношении Абхазии и Южной Осетии. Таким образом, вероятность попытки военного решения проблемы «непризнанных государств» еще более возрастает - миролюбивые заявления, иногда звучащие из Тбилиси, означают только, что возможная война может быть слегка закамуфлирована - под какую-нибудь антикриминальную операцию (что не изменит, разумеется, не изменит ее сути).

Второй вывод заключается в том, что столь жесткие действия грузинских властей вряд ли могли произойти без ведома США, которые со времен «революции роз» 2003 года осуществляют фактический патронаж над Грузией. Обращает на себя внимание примечательная последовательность событий последних трех месяцев. Визит Саакашвили в Вашингтон, ввод грузинских войск в Кодорское ущелье, арест пророссийских оппозиционеров, начало «интенсивного диалога» Грузии и НАТО (один из важных и обязательных этапов в рамках атлантической интеграции), арест российских офицеров. Понятно, что стоило американцам «одернуть» грузинского президента (например, замедлив интеграцию его страны в НАТО), как тбилисское руководство, несмотря на все внутриполитические резоны и радикализм Окруашвили, должно было бы смягчить свою позицию в отношениях с Россией. Однако события развивались по прямо противоположному сценарию - ускорение процесса вступления Грузии в НАТО явно было расценено в Тбилиси как одобрение «ястребиного» курса.

Таким образом, нынешние события в Грузии могут рассматриваться в контексте усиливающейся конкуренции на постсоветском пространстве, особенно ярко проявившейся в период «цветных революций». Речь может идти о попытке вытеснить из Грузии не только остающиеся на ее территории российские войска (они все равно должны покинуть страну в 2008 году), но и миротворцев, обеспечивающих стабильность в Абхазии и Южной Осетии и не допускающих нового кровопролития в этих регионах. А, в перспективе, российское военное присутствие в стране, через территорию которой проходит стратегически важный для США нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, вполне может быть заменено на западное - в рамках все той же атлантической интеграции Грузии.

Все новости по ситуации в Грузии читайте здесь

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала