1758 - родился Горацио Нельсон
1758 - родился Горацио Нельсон, английский флотоводец.
На юге Англии в приморском Портсмуте находится Военно-морской музей - один из заповедников британской истории. Самое почетное место в нем место занимает «Виктори» - трехпалубный гигант-парусник, флагманский линкор адмирала Горацио Нельсона, на котором прославленный флотоводец одержал историческую победу у мыса Трафальгар и погиб. В одном из павильонов музея бросается в глаза белая скульптурная группа: молодая хрупкая женщина, привстав с кресла, принимает от рослого моряка в офицерском камзоле и в парике с косичкой простреленный адмиральский мундир, на плече которого - круглая дырочка от смертельного выстрела. На щеках потрясенной женщины застыли слезы... Это - скульптурный портрет леди Гамильтон, женщины, вошедшей в историю Великобритании в начале ХІХ века. Так случилось, что имена великого адмирала Нельсона и первой красавицы королевства леди Гамильтон переплелись так прочно, что отдельно перестали существовать. Впервые они встретились еще в те времена, когда Эмма, бедная дочь дровосека и служанки, помогала известному лондонскому врачу, к которому на прием пришел юный Нельсон.
Прошли годы, судьба снова свела Эмму, теперь уже супругу английского посла в Неаполе, с Нельсоном, где бросил якорь его военный корабль. Хотя Нельсон сам был женат, у него начался многолетний роман с леди Гамильтон. Вначале их отношения скорее можно было назвать дружбой. Оставаясь верной своему мужу, Эмма издали следила за военной карьерой Нельсона, тяжело переживая его неудачи и всем сердцем радуясь новым победам. Шли годы. Нельсон бороздил моря, постоянно подвергаясь смертельному риску в жестоких сражениях, а Эмма ждала каждой весточки, которую Горацио удавалось изредка ей передать. Но наступило время, когда влюбленные открыто смогли соединиться. Эмма овдовела, а Нельсон расстался с нелюбимой женой. Детей в этом браке у него не было. Эмма же родила Нельсону девочку, которую назвали так же, как отца, - Горацией. Усталый, израненный адмирал ушел в отставку и поселился с Эммой и дочерью в имении, которое вместе с почестями ему пожаловал король. Нельсон мечтал о тихой жизни со своей семьей. Но осенью 1805 года к адмиралу явился гонец из Лондона: вражеский франко-испанский флот угрожает Англии. Нельсон дал согласие командовать английской эскадрой. На рассвете 21 октября 1805 года на флагмане английской эскадры заметили вражеский флот. Надев парадный мундир и все ордена, Нельсон передал своему флоту сигнал: «Англия верит, что каждый исполнит свой долг». Его флагманский корабль «Виктори» оказался в самом центре сражения. Нельсон был смертельно ранен. Пуля прострелила Нельсону левое плечо и застряла в позвоночнике. Победа над вражеским флотом была одержана, но Нельсону оставалось жить всего три часа. Умирая, он передал капитану прядь своих волос для Эммы, последнее письмо и попросил никогда не оставлять жену беззащитной. Легендарный флотоводец был погребен с пышными почестями в соборе Святого Павла в Лондоне. А спустя несколько лет, оставшись бездомной, без гроша, презираемая лицемерной английской знатью, Эмма вынуждена была покинуть родину и с малолетней дочерью перебраться во Францию. Здесь, всеми забытая, она скончалась в полной нищете. Время не разлучило влюбленных, они рядом в истории. Он - в виде статуи - венчает колонну на Трафальгарской площади в центре Лондона, а она, его безутешная возлюбленная, льет свои мраморные слезы над его простреленным мундиром на берегу Ла-Манша. В Швеции, в историческом центре Стокгольма, есть три уникальных отеля, носящих названия «Леди Гамильтон», «Лорд Нельсон» и «Виктори». Общая тема объединяет все три отеля и рассказывает об истории любви между английским морским адмиралом лордом Нельсоном и леди Эммой Гамильтон. В холле отеля «Леди Гамильтон» посетителей встречает статуя леди Гамильтон, выполненная в форме носового украшения корабля. Залы здания украшены множеством портретов и памятных вещей, принадлежавших Эмме. Отель «Лорд Нельсон» напоминает корабль, этажи отеля называют палубами. В холле отеля - большой портрет Нельсона, он изображен с многочисленными ранениями, полученными в морских битвах. Отель «Виктори» - своеобразный музей, где представлены оригиналы писем адмирала к леди Гамильтон.
1898 - родился Трофим Денисович Лысенко
1898 - родился Трофим Денисович Лысенко, агроном, биолог, академик.
Окончил Киевский сельскохозяйственный институт. Был научным руководителем, а затем директором Всесоюзного селекционно-генетического института, директором Института генетики АН СССР. В 1938-1956 годах - президент ВАСХНИЛ. Создал теорию стадийного развития растений, метод направленного изменения наследственно озимых сортов зерновых культур в наследственно яровые и обратно. Предложил ряд агротехнических приемов (яровизация, чеканка хлопчатника, летние посадки картофеля). Идеи Лысенко внедрялись в сельском хозяйстве в 1930-1960-х годах прежде всего административными методами. Получил полную поддержку Сталина. Концепция Лысенко была признана единственно правильной, и любая ее критика воспринималась как вредительство. Как организатор сельскохозяйственной науки Лысенко проявил себя жестким и беспощадным гонителем своих научных оппонентов, нанес большой ущерб развитию генетики и биологии в стране. Монополизм Лысенко в биологии, совмещенный со сталинскими методами борьбы с инакомыслием, вызвал уничтожение целых научных школ, гибель многих ученых (в т.ч. Н.И.Вавилова). Позже было однозначно доказано, что все идеи Лысенко не более чем шарлатанство, основанное на лженаучных исследованиях и фальсификациях результатов опытов. В 1956 году Лысенко был раскритикован Хрущевым и снят с поста президента. Тем не менее остался ближайшим советником Хрущева по сельскому хозяйству, так как теории Лысенко соответствовали воззрениям нового генерального секретаря. В 1961-1962 годах Лысенко во второй раз занял пост президента ВАСХНИЛ, а с 1966 года заведовал лабораторией Экспериментальной научно-исследовательской базы АН СССР «Горки Ленинские».
1907 - открыто трамвайное движение в Петербурге
Основные теоретические вопросы развития электрического транспорта были разработаны русскими учеными Якоби, Чикалевым, Лочиновым и Яблочковым еще в 1838 году. Однако первым, кто провел серию экспериментов по практическому применению электричества для дорожного движения, стал инженер Ф.Пироцкий. Благодаря его усилиям в 1880 году в Петербурге по рельсам конно-железной дороги электрической силой впервые в мире был двинут моторный трамвайный вагон. Однако широкое применение трамвайного транспорта произошло в России лишь 10 лет спустя. В апреле 1890 года инженер и предприниматель А.Струве подал в Киевскую управу прошение, в котором обосновывалась необходимость применения электрической тяги для популярных в то время конок. Прошение было удовлетворено. На своем заводе в Коломне, где производились мостовые металлоконструкции, вагоны и паровозы, Струве организовал проектирование и изготовление электрических трамваев. А в Киеве на самом крутом участке Александровской улицы длиной в полтора километра, между Царской и Нижней площадями, развернулось строительство трамвайной линии. В мае 1892 года состоялась пробная поездка электрического вагона на Александровской горе до Нижней площади, а уже в начале июня на этой линии было открыто первое в России регулярное трамвайное движение. В 1896 году трамвай появился в Нижнем Новгороде, в 1898 - в Витебске, Курске и Екатеринославе. В Москве трамвайное движение было открыто в 1899 году.
29 сентября 1907 года состоялось торжественное открытие трамвайного движения и в Санкт-Петербурге. В то время в столице главным средством передвижения оставалась конка, появлению трамваев на улицах города мешало отчаянное сопротивление владельцев коночных парков. Только в 1904 году, когда трамвай завоевал признание в большинстве крупнейших городов мира, инженерами Гаккелем и Графтио был разработан проект трамвайного движения в Петербурге. В день открытия трамвайного движения русский инженер Генрих Графтио провел первый трамвай - небольшой яркий вагон английской фирмы «Бреш» по маршруту от Адмиралтейства по Конногвардейскому бульвару через Благовещенский мост до пересечения 8-й линии с Большим проспектом Васильевского острова. В 1920-е годы по городу ходили почти полностью деревянные трамваи. Спустя некоторое время его сменил краснопутиловский «Моторный стальной», которому была уготовлена долгая жизнь - вплоть до конца 1960-х годов. По сей день по Петербургу курсируют «ЛВС» - шестиосные трамваи. Уже сконструированы и построены вагоны восьмого и девятого поколений, соизмеримые по размерам с небольшими поездами.
1936 - родилась Алла Сергеевна Демидова
1936 - родилась Алла Сергеевна Демидова, актриса театра и кино.
Родилась в Москве. С раннего детства хотела стать актрисой, участвовала в самодеятельности, играла в школьных спектаклях. После школы, не пройдя конкурс в Театральное училище им. Б.В.Щукина из-за плохой дикции, поступила на экономический факультет МГУ, который окончила в 1959 году. По окончании университета стала соискателем ученой степени и начала вести семинарские занятия по политэкономии для студентов философского факультета. Еще учась на третьем курсе, пришла в Студенческий театр МГУ, где сыграла свою первую заметную роль - Лиду Петрусову в «Такой любви» Павла Когоута (режиссер Ролан Быков, 1958). В 1959 году поступила в Щукинское училище на курс педагога Анны Орочко. Сыграв в 1963 году в дипломном спектакле «Добрый человек из Сезуана» (госпожа Янг) в постановке Юрия Любимова, в 1964 году Алла Демидова вошла в труппу созданного Театра на Таганке. Первой главной ролью в кино стала роль Ольги Берггольц в фильме Игоря Таланкина «Дневные звезды» в 1966 году. В 1968 году Алла Демидова по итогам опроса журнала «Советский экран» названа самой перспективной актрисой. С 1968 года начала играть ведущие роли в постановках Юрия Любимова: «Тартюф» (Эльмира), «Час Пик» (пани Боженцкая), «Гамлет» (Гертруда), «Деревянные кони» (Милентьевна), «Преступление и наказание» (Мать Раскольникова), «Три сестры» (Маша), «Борис Годунов» (Марина Мнишек) и в постановке «Вишневого сада» Анатолия Эфроса (Раневская). Вместе с Владимиром Высоцким работала над постановками спектаклей «Крик» по Теннесси Уильямсу и «Федра» по Жану Расину. Воплощение обоих замыслов оборвалось в июле 1980-го года в связи со смертью Высоцкого. В 1970-1980-е годы Алла Демидова оставалась одной из самых популярных киноактрис. Среди фильмов, в которых она сыграла - «Шестое июля», «Иду к тебе», «Чайка», «Зеркало», «Стакан воды», «Дети солнца». Еще считаясь актрисой Театра на Таганке, Алла Демидова в 1993 году создала собственный театр «А» и начала сотрудничать с греческим режиссером Теодоросом Терзопулосом. Сыграла в его постановках «Квартет», «Медея», «Гамлет-урок» В кино 1990-х годов Алла Демидова снялась всего в нескольких картинах: «Бесы», ( «Незримый путешественник», «Маленькая принцесса», «Письма к Эльзе». В 2001 году сыграла роль Алисы Коонен в фильме «Смерть Таирова». А в 2004 году снялась в фильме Киры Муратовой «Настройщик». За роль в этом фильме Алла Демидова была удостоена премий «Ника» (2005), «Золотой Овен» (2005) и «Золотой Орел» (2006) в номинации «Лучшая женская роль». Выступает как автор и исполнитель поэтических программ на телевидении и литературно-музыкальных композиций. Входит в постоянный состав независимого жюри премии в области литературы и искусства «Триумф». А.Демидова - лауреат Государственной премии СССР, народная артистка РСФСР. Автор книг: «Вторая реальность», «А скажите, Иннокентий Михайлович...», «Владимир Высоцкий», «Тени зазеркалья», «Бегущая строка памяти», «Ахматовские зеркала».