Политический обозреватель РИА Новости Андрей Кисляков.
Если намеченные на декабрь полномасштабные испытания ракет-перехватчиков в рамках американской программы ПРО завершатся успешно, то это ознаменует для мира окончание дня сегодняшнего в противоречивой истории противоракетной обороны.
Так все страшно? Именно так. По заявлению начальника управления ПРО Министерство обороны Соединенных Штатов генерал-лейтенанта Генри Оберинга, во время декабрьских испытаний попытаются осуществить реальный перехват цели в космосе. Причем, сам генерал назвал предстоящие стрельбы «заключительным этапом» (final stage) испытаний.
Таким образом, совершенно очевидно, что в случае успеха в декабре, обратной дороги у этой программы, кроме как полномасштабного развертывания наземных и космических средств нет. Ясно и другое. Закончится время рассуждений о судьбе ПРО, а начнется этап реального противодействия американской инициативе.
Как заявил еще в конце прошлого года генеральный директор одного из ключевых оборонных предприятий России - Московского института теплотехники - Юрий Соломонов, разработка и создание новых отечественных ракетно-ядерных комплексов - адекватный ответ на американскую программу ПРО и, как следствие, этой программы размещения наземных средств противоракетной обороны в Восточной Европе и развертывания ударных систем в космосе.
«Я должен совершенно ответственно заявить: все, что делается в мире в этом направлении, нами было предусмотрено при создании ракетных комплексов «Тополь-М» и «Булава». При разработке ракетного комплекса «Тополь-М» приняты принципиально новые конструкторские решения. Они позволили на порядок увеличить живучесть комплекса. В ближайшие 10 лет у этого комплекса не будет аналогов. Его уникальность заключается в том, что ракета имеет очень короткий активный участок, что исключает ее перехват на участке работы двигателя», - отметил Юрий Соломон.
В конце сентября текущего года намерение принципиально модернизировать стратегические ракетные системы озвучил ведущий сотрудник Центра международной безопасности Российской Академии наук Владимир Белоус.
«Первое решение, которое Россия может предпринять для асимметричного ответа развертыванию американской ПРО вблизи своих границ - это сокращение активного участка траектории полета ракеты, когда ее двигатели работают на полную мощность и выделяют большое количество тепловой энергии», - заявил журналистам Белоус.
Сейчас, по его словам, активный участок траектории полета ракеты составляет около 5 минут. «Этого достаточно, чтобы засечь ее запуск из космоса, на что требуется всего 45-50 секунд. По расчетам специалистов, сокращение времени взлета до 130 секунд позволит свести к минимуму возможность поражения ракет кинетическими перехватчиками, - считает эксперт.
Владимир Белоус также уточнил, что бороться с ракетами-перехватчиками можно несколькими способами - от создания радиопомех и покрытия поверхности баллистических ракет отражающими материалами, до развертывания вблизи российских границ средств уничтожения ракет-перехватчиков и превентивного уничтожения систем противоракетной обороны.
Все вышесказанное не может не вызывать гордости за родные Вооруженные силы, но если это не новый виток наращивания ракетно-ядерных мышц со всеми вытекающими военно-политическими и экономическими последствиями, да еще с элементами «превентивных» действий, то что же?
А ведь кроме России существуют и другие государства, которые далеко не в восторге от американской ПРО. Китай, например. Ведь американская программа начисто умаляет китайский ядерный потенциал. А за спиной Китая - ядерная Индия. Поэтому нельзя исключить, что китайское руководство пойдет, как когда-то СССР, а теперь в определенной степени и Россия, по пути наращивания своих ядерных сил, начав массированное развертывание стратегических ракет с разделяющимися головными частями индивидуально наведения. Если это не потенциальная всеобъемлющая гонка ядерных вооружений, то, что же? И кто в этом заинтересован?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции