Политический обозреватель РИА Новости Марианна Беленькая.
Помнить ради будущего - таким можно сделать девиз траурных мероприятий, которые проходят в эти дни в разных странах, и, прежде всего в столице Украины. В мире вспоминают трагические дни конца сентября 1941 года. За две ночи и два дня (29-30 сентября) в Бабьем Яру (Киев) фашисты уничтожили десятки тысяч человек - стариков, мужчин и женщин, детей. Они были расстреляны только по одной причине - за то, что были евреями. Сегодня сохранение памяти о трагедии Бабьего Яра называют «прививкой от ксенофобии».
Вместе с евреями в Бабьем Яру нашли последний приют и цыгане, и пленные моряки речной флотилии, и заключенные Сырецкого и Дарницкого лагерей, и простые киевляне, пытавшиеся спасти евреев, и представители украинской интеллигенции, не пожелавших смириться с политикой нацистов. Однако подавляющее большинство расстрелянных были евреями.
Точных данных о погибших нет. До сих пор называются разные цифры, основанные на сведения из фашистских архивов. За первые несколько дней расстрелов - от 33 до 80 тысяч погибших. Но и после сентябрьского кровопролития расстрелы в Бабьем Яру проводились на протяжении 102 недель - каждый вторник и субботу. По данным украинских исследователей, всего за это время там погибло около 150 тысяч украинских евреев.
«Эта дата - не только память, но и предупреждение», - говорят сотрудники российского фонда «Холокост». За неделю до трагической даты они совместно с антифашистским Молодежным Правозащитным движением провели в Москве презентацию методического пособия «Помнить, чтобы жить!», посвященного истории Бабьего Яра. Сборник является первым выпуском новой серии «Методическая библиотека «Память о Холокосте - путь к толерантности». Издание включает уроки и методические разработки российских, украинских и белорусских педагогов; исследовательские статьи; документы; литературные произведения о Бабьем Яре, тематическую библиографию и фильмографию. Сотрудники фонда считают, что распространение этого пособия в школах поможет преодолеть одну из самых серьезных проблем наших дней - рост ксенофобии и национализма. Особое внимание в сборнике уделено истории беспамятства - борьбе за создание памятника жертвам Бабьего Яра в СССР.
Сегодня трудно представить, что на месте расстрела десятков тысяч человек на протяжении многих лет по окончанию Великой Отечественной Войны не было ни памятника, ни даже таблички. Советские власти хотели стереть из памяти и из истории трагедию Холокоста. Государственный антисемитизм, борьба с космополитами, уничтожение национальных культур в СССР - все это не позволяло даже отдать дань уважения безвинно погибшим. Во времена Сталина те, кто приходил поклониться месту гибели своих родных, рисковали навсегда получить ярлык «сиониста» и оказаться в тюрьме. В начале 1960-ых гг. партийная и административная верхушка Киева решила полностью уничтожить память о трагедии Бабьего Яра. Овраг, в который фашисты скидывали тела расстрелянных, было решено выровнять и построить на его месте стадион.
Но 20 сентября 1966 года - в 25-ю годовщину начала расстрела евреев - в Бабий Яр со всего Киева стали собираться люди. Выступившие на этом не санкционированном властями митинге писатель Виктор Некрасов, еще в 1959 году высказавшийся в печати о необходимости установления в Бабьем Яре памятника, и публицист Иван Дзюба потребовали увековечить память о погибших. Власти не стали доводить начатое до конца.
Именно в 1960-е гг. в советском обществе впервые открыто заговорили о трагедии Бабьего Яра. Появились повесть Анатолия Кузнецова «Бабий Яр», знаменитое стихотворение Евгения Евтушенко, начинавшееся со слов «над Бабьим Яром памятников нет». Оно легло в основу Тринадцатой симфонии Дмитрия Шостаковича. Однако памятник был поставлен лишь в 1976 году. И он сразу разочаровал тех, кто так долго боролся за его создание, так как это был памятник не жертвам, а борцам, что не соответствовало действительности. Более того, там вообще не упоминалось о трагедии еврейского народа. Памятник назывался «Советским гражданам и военнопленным солдатам и офицерам советской армии, расстрелянным немецкими фашистами в Бабьем Яру».
И только в 1991 году, к 50-й годовщине расстрела, над оврагом была поставлена Менора - еврейский семисвечник, на котором на украинском языке и на иврите была высечена цитата из Библии - «Голос брата твоего взывает ко мне от земли».
Теперь в Бабьем Яру нет недостатка в памятниках. В 2001 году был поставлен монумент погибшим детям. Затем появился памятник украинским гражданам, насильно вывезенным на работы в Германию в годы войны, памятные кресты конкретным людям, расстрелянным в овраге Бабьего Яра.
Спустя 65 лет в украинской столице накануне трагической даты прошел Международный форум «Let My People Live», посвященный событиям в Бабьем Яре. Накануне открытия форума президент фонда «Всемирный форум памяти Холокоста», президент Российского еврейского конгресса Вячеслав Кантор выразил мнение, что форум прольет свет на корень проблемы ксенофобии в истории человечества, а также откроет пути ее предотвращения в будущем.
Подобных форумов было в последнее время немало. Только в 2005 году с высоких трибун о проблеме ксенофобии, опасности возрождения фашизма говорили главы государств - в Москве в 60-ю годовщины победы над гитлеровской Германией и в Освенциме (Польша), отмечая освобождение этого концентрационного лагеря Красной Армией. С тех пор проявлений ксенофобии в мире не стало меньше. Однако уже факт проведения подобных громких мероприятий лишний раз дает повод СМИ напомнить о проблеме расовой ненависти.
В Киев, почтить память жертв Бабьего Яра приехали президенты Израиля, Черногории, Хорватии. Россию представлял спикер Совета Федерации Сергей Миронов.
В преддверии форума российские политологи рапортовали - антисемитизм теряет свои позиции в мире в целом, а в России вернулся к статусу бытового явления, как и в других странах. Но легче ли нам всем от того, что на место антисемитизма приходят антиисламские, антикитайские и другие фобии? Ведь вслед за евреями в Бабий Яр отправились цыгане и представители других национальностей. Немецкий пастор Мартин Нимёллер говорил, вспоминая о Холокосте: «В Германии они сначала пришли за коммунистами, но я не сказал ничего, потому что не был коммунистом. Потом они пришли за евреями, но я промолчал, так как не был евреем. Потом они пришли за членами профсоюза, но я не был членом профсоюза и не сказал ничего. Потом пришли за католиками, но я, будучи протестантом, не сказал ничего. А когда они пришли за мной - за меня уже некому было заступиться».
Бабий Яр - это урок того к чему приводит ксенофобия. Но выучен ли этот урок?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции