Редкий политолог сегодня в рассуждениях о пружинах того, что происходит в мире и стране, не прибегнет к основополагающим принципам ненаучно-фантастической конспирологии. Причем многие из них оговариваются: «Я не сторонник теории заговоров, но...». И далее излагают план некоей Закулисы, согласно которому свершилась та или иная напасть...
Напасти могут быть разного уровня: упал ли на голову дяде Васе кирпич, или разразилась очередная мировая война. И в том и в другом случае адепт теории с фактами в руках и пеной у рта станет доказывать, что то, что случилось, случилось не случайно, а вследствие целенаправленных действий группы всесильных мира сего.
Последняя масштабная презентация этой теории была приурочена к пятой годовщине террористической атаки на Нью-Йорк. Именно в это время появились публикации, намекающие на то, что за Бен Ладеном стояли спецслужбы США, которые и организовали террористический акт с целью получить повод для войны с талибанским Афганистаном. Публикация имела видимость достоверного исследования. В ней присутствовали кое-какие факты, фигурировали некие источники, названы были реальные фамилии и конкретные должности людей, свидетельствующих об иезуитском замысле. В частности, было поведано о сверхсекретной разведгруппе «Able Danger», о существовании которой не знал даже министр обороны США Дональд Рамсфелд. Была ссылка на бывшего ее руководителя капитана Скотта Филпотта, напавшего на след терроистов за год до трагедии и поделившегося сведениями с вышестоящими начальниками. Но меры по факту не были предприняты. А дальше открывается необозримое пространство для конспирологических фантазий и домыслов. И как тут было не возникнуть версии о сознательном блокировании информации о готовящемся теракте... За сим не далеко до вывода, что развалившиеся высотки - как поджог Рейхстага. Его, к слову сказать, почти сразу сделал Уго Чавес - латино-американский Владимир Вольфович: «Набирает силу версия, что ужасные теракты были спланированы и осуществлены самой имперской американской властью против собственного народа».
Справедливости ради надо сказать, венесуэльский президент озвучил ее далеко не первым. На второй день после 11-го сентября о ней прокричал российский политолог Джемаль. У этого господина не было никаких фактов в руках, но он не сомневался в том, что американская унтер-офицерская вдова способна сама себя высечь на благо себе. И, таки, высекла.
К ним присоединился и политический аналитик с телеканала ТВ-Центр Алексей Пушков. В одном из недавних выпусков своей авторской программы «Постскриптум» он подробно воспроизвел версию Чавеса о самоподрыве Америки. Особое впечатление произвела история с самолетом, врезавшимся в Пентагон. Врезаться-то он, мол, врезался, а где крылья! Раз репортер их не обнаружил, значит, это был не самолет, а ракета, которую только и мог выпустить непосредственно Пентагон по самому себе. А кроме того, высотки, как считают Чавес и программа "Поскриптум", не могли осыпаться без того, чтобы их изнутри кто-то не взорвал. Намек снова понятен.
После таких улик впору привлекать к уголовной ответственности спецслужбы США и инициировать импичмент их президенту. Но ничего такого нет. Публика не без интереса прочитала, посудачила и практически тут же и забыла. Она об этой истории еще вспомнит, когда начнется очередная предвыборная кампания. Тогда найдется какой-нибудь Майкл Мур, который ловко это все оформит, скомпанует и выпустит документально-пропагандистский фильм. Возможно также, что Голливуд уже купил права у капитана спецназа Скотта Филпотта на использование его сведений в сценарии будущего блокбастера о подвигах разведчиков из сверхсекретной службы «Able Danger».
Об этом можно говорить с большой долей вероятности, поскольку уже есть прецеденты. Например, эпопея с расследованием убийства Джона Кеннеди. Тут нам и тьма документальных фильмов. Есть и художественная картина.
Если говорить о фабуле преступления в Далласе, то это такая очевидная история: убит президент страны среди ясного дня, под видеокамеру и при стечении народных масс. Но и спустя более сорока лет нет ни одной убедительной разгадки происшедшего.
Смею утверждать, что ее и не будет. И не по чьей-то злой воле. Просто такова природа массовой культуры, в условиях тирании которой сегодня живет и Запад, и Восток, и Север, и Юг.
Массовая культура, пресытившись приключениями и сантиментами, требует все больше крови и экстрима. Она требует реалити-шоу. То есть реалий и измышлений. Реалий доподлинных и измышлений совершенно диких. Ей подавай целомудрие и извращение в одной упаковке.
С течением времени кровь и боль 11-го сентября станет не только историей, но и беллетристикой. А то и другое уже - товар, уже предмет для спекуляций. Как чисто коммерческих, так и политических. Ведь миф о причастности заговорщиков из спецслужб США к обрушению Башен-Близнецов в Нью-Йорке - почти зеркальное отражение версии о причастности кремлевских мудрецов к взрывам жилых домов в Москве.
Казалось бы, история с происхождением, бытованием и разоблачением «Протоколов сионских мудрецов» должна была бы навсегда отбить у мыслящей интеллигенции полагаться на какие бы то ни было теории заговоров, но она с упорством, достойным лучшего применения, снова и снова покупается на них и легко приспосабливает уже к своей сфере жизнедеятельности.
Заговоришь с давним приятелем-кинорежиссером «за искусство», «за его проблемы», а он тут же начнет рассказывать, как американский Госдеп сознательно и последовательно разрушает отечественную киноиндустрию, как российские чиновники от культуры подтачивают моральные основы и развращают эстетические вкусы отечественного зрителя. И опять же по команде из-за океана. Ему скажешь: ну, зачем же повторять клише советских пропагандистов? Не мы ли с тобой, двадцать лет назад, сидя на кухне за рюмкой чая, смеялись и над пропагандистами, и над их клише?
Приятель не слышит, и становится понятно: не мы смеялись, а кто-то другой.
Отец мне рассказывал, что инструктор райкома так объяснял партийцам, почему в магазинах колбасы нет - ее эшелонами отправляли в братские страны социализма. Партийцы верили, беспартийные - тоже. Не все, конечно. Но это не имело ровно никакого значения.
Как ничего не значит то, насколько достоверны сегодняшние сказки о происках вашингтонского Госдепа или московского Кремля. «Сказки» упрощают замысловатую картину мира. В этом их преимущество перед обыкновенной хроникой того, что происходит здесь и сейчас.
Преимущество мифологии перед историей в том, что она более занимательна.
Про учение Маркса Энгельса нам внушали: оно всесильно потому, что оно верно.
Про учение о конспирологии я твердо могу сказать, что оно тоже всесильно, но именно потому, что оно неверно.
***
В администрации города N произошло большое смятение от известия, что к ним едет ревизор, да еще инкогнито. К чему такая таинственность? Тут-то и родилась первая конспирологическая версия. Ее высказал умнейший человек Амос Федорович Ляпкин-Тяпкин.
Суть ее в том, что Россия готовится вести войну, и «министерия-то, вот видите, и подослала чиновника, чтобы узнать, нет ли где измены».
Чичиков же с его экстравагантной скупкой мертвых душ и ухаживанием за губернаторской дочкой загадал более сложную загадку. Местные политологи явно подрастерялись. Домыслы сыпались самые невероятные. Сначала его сочли миллионщиком, потом - «делателем государственных ассигнаций», чиновником генерал-губернаторской канцелярии, переодетым разбойником, капитаном Копейкиным. И, наконец, остановились на том, что Чичиков - переодетый Наполеон, сбежавший с острова святой Елены и по наущению Англии, завидующей величию и обширности России, пробрался в ее кущи, чтобы причинить им невосполнимый вред.
«Женскую партию», в отличие от мужской, волновали притязания Чичикова на губернаторскую дочку. Политолог Ноздрев, столь же категоричный и проницательный, как вице-спикер Жириновский, на все вопросы отвечал утвердительно: и шпион Чичиков, и губернаторскую дочку намеревался похитить.
Ему и не верили - знали, что лгун. А с другой стороны, как было не поверить - он очень конкретно врал. Сказал, как называлась деревня, в которой должно было состояться венчанье (Трухмачевка), как звали попа, который должен был венчать (отец Сидор), назвал цену венчания (75 рублей), сыпал именами нанятых ямщиков...
Он нес бред, но с подробностями. Это рецепт от Ноздрева всякого мифа о заговоре. В том числе и того, с разговора о котором я начал эту колонку.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции