К материалу "В Кисловодске убит имам городской мечети"
В исламской культуре имамом называют руководителя, в переводе с арабского Имам означает «стоящий впереди». Это глава мусульманской общины, руководитель общей молитвы в мечети.
Имаматство - это то же руководство, а имам - это тот, кто облегчает путь достижения цели. Руководитель не только показывает путь, но также подготавливает средства выполнения цели; в качестве компетентной и квалифицированной силы он концентрирует и устраивает власть с целью осуществления Божественных указаний, которыми являются спасение и освобождение человека.
Как известно, первоначально молитвой руководил сам пророк Мухаммад. В конце жизни, во время болезни, его замещал Абу Бакр, что впоследствии предопределило выбор Абу Бакра в качестве халифа, заместителя пророка. Однако в провинциях молитвой руководили наместники. Одновременно они занимались и чисто практическими вопросами, например, сбором налогов. По пятницам они также произносили хутбу (проповедь), в которой речь шла не только о божественном.
При Аббасидах (749-1258) ситуация изменилась. Молитвой стали руководить специально подготовленные люди, которых стали называть «имамами». Постепенно сложилось мнение, что руководить молитвой должен авторитетный человек, чьи познания в коранических науках бесспорны, а авторитет непререкаем. Часто в такой роли выступал представитель рода Хашим. В деревенских мечетях на должность имама обычно выбирается наиболее почтенный и сведущий в богословии человек, часто не имеющий специального богословского образования.
Среди мусульман имеются разные мнения по поводу вопроса имаматства после пророка. Некоторые считают имаматство избирательным и убеждены, что после пророка имам назначается советом мусульман. В суннитском исламе предстоятелем на молитве может быть любой правоверный мусульманин, хорошо знающий Коран, вне зависимости от своего социального положения.
Некоторые другие группы мусульман, например, шииты, считают имамство назначаемым и убеждены, что великий пророк ислама был уполномочен Богом прямо представить имама после себя. Иначе говоря, в соответствии с шиитской доктриной, достоинство имама не присваивается, а наследуется, благодаря божественному повелению. 12 имамов, признанные шиитами, почитаются как святые. Кроме того, у шиитов имеются «малые имамы», назначаемые из числа факихов, имеющих специальное образование для службы в мечети (пишнамаз - перс.). Все шииты настаивают на том, что истинный имам должен быть потомком Пророка через его дочь Фатиму и Али.
В этом принципиальное отличие их доктрины от учения суннитского большинства, которое всегда готово было принять в качестве имама любого подходящего для этого лидера, независимо от того, относился ли он к числу ахл ал-байт (ближайших родственников Пророка) или нет. Из этого фундаментального различия вытекают другие особенности шиизма, его теологии и права.
В шиитском исламе (в отличие от суннизма) имам выполняет обязанности посредника между человеком и Богом. Для подавляющего большинства шиитов имам - это Совершенный Человек (ал-Инсан ал-Камил), он непогрешим и не способен на ошибку ни в общественной, ни в личной жизни. Первым имамом шиитов-имамитов был объявлен Али, двоюродный брат и зять пророка. Шииты считают, что Имам - это тот, кто знает тайны, о которых неизвестно другим людям; он отличает хороших людей от плохих - поэтому имам является руководителем и духовным попечителем, а также специалистом в области науки и Божественных знаний. Именно поэтому пророк ислама сказал своим последователям: «После меня спрашивайте всё, что хотите, у Али».
С точки зрения ислама суть того или иного режима неразрывно связана с личностью его руководства. Имам правит мусульманами и считается представителем и символом Бога на земле. В исламских повествованиях говорится, что Божественные символы не исчезли с прекращением передачи человеку Божественных откровений через пророка; напротив, во все времена в обществе выделяются совершенные и Божественные личности для того, чтобы объяснять людям предписания религии Бога. Именно поэтому в исламских повествованиях говорится: Тот, кто умрет, не познав имама своего времени, умрет смертью невежественного человека.