Андрей Колесников, политический обозреватель РИА Новости.
Французская ежедневная качественная газета Liberation находится в жесточайшем кризисе. В июне главный акционер газеты Эдуар де Ротшильд избавился от издателя Сержа Жюли и гендиректора Луи Дрейфуса, сохранив топ-менеджмент собственной редакции. К осени были заморожены зарплаты и текущие расходы. Liberation проигрывает по тиражу и рекламным доходам «грандам» Le Monde и Le Figaro, и уже не может всерьез считаться конкурентом этих газет, которые за последний год сильно обновились, предприняв сверхусилия для сохранения исчезающего читательского спроса на ежедневную прессу.
По сравнению с конкурентами Liberation в последнее время и в самом деле выглядит не слишком выразительно. К тому же ее бумажный вариант стал уступать собственной он-лайн версии, которая считается достаточно успешной, хотя, возможно, всего лишь по той причине, что ее материалы практически целиком находятся в открытом бесплатном доступе.
«Наконец-то - газета для левых», - с этих слов Жана-Поля Сартра начиналась Liberation. Но то, что когда-то было конкурентным преимуществом, больше таковым не считается. Газета не успевала отвечать на вызовы времени и на прихотливый читательский спрос, которому нужны новости в более жесткой форме и более разнообразные способы удержания интереса. Публикация независимых мнений левого толка, безусловно, самоценна сама по себе. Но эта самодостаточность, как выяснилось, плохо продается - современная газета уже не может позволить себе роскошь жить среди читателей и быть свободной от них...
Но все это - частные проблемы отдельно взятой именитой газеты, которая сочла, что одно ее название важнее, чем собственно читательский спрос. Ни один газетный издатель и редактор не может с легким сердцем злорадствовать по поводу неудач бывшего лидера европейской прессы, потому что часть этих провалов - общие для всего газетного рынка, состояние которого описывается простой формулой: умирает, но не сдается.
В 1946 году ежедневный тираж национальных газет во Франции составлял 6 миллионов экземпляров, сегодня этот показатель едва достигает 2 миллионов. Число занятых в газетной индустрии США упало с 1990 по 2004 год на 18%. Рыночная цена The New York Times Company за последние пять лет снизилась на 50%. Филип Мейер (Philip Meyer), автор книги «Исчезающая газета», прогнозирует, что к 2043 году газета как печатный продукт умрет.
Качественная пресса не выдерживает конкуренции с телевизионным «инфотейнментом», Интернетом, мультимедийными продуктами. «Это мировой кризис», - констатируют в Liberation и задаются «гамлетовскими» вопросами, актуальными для любого издателя: «Увеличивать розничную цену? (...) Превратить Интернет-сайт газеты в полностью платный? Уменьшить число журналистов? Перейти в разряд бесплатной прессы?».
Каждый находит свой персональный ответ на эти вопросы. Кто-то угадывает правильное решение, кто-то нет.
В России негативные общемировые тенденции наложились на специфические национальные сложности, обусловленные низким платежеспособным спросом населения, скверным уровнем распространения, по-русски размашистым Интернет-бумом, особенно в той части аудитории, которая могла бы потреблять качественную ежедневную прессу. Общие внушительные цифры - 400 наименований только общероссийских газет издающихся общим тиражом 2,9 миллиона экземпляров - ни о чем не говорят. По данным ежегодного доклада Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, доля общероссийских газет снижается в пользу местной прессы, каждый пятый россиянин газет не читает вовсе, 90% ежедневных федеральных качественных изданий живут на дотации. Что уж говорить о качестве аудитории, которое снижается, с чем связаны и проблемы с рекламой, нередко заменяемой заказными материалами, наличие которых, в свою очередь, еще сильнее ударяют по репутации газет. В итоге доля газет в общем объеме медиа-потребления снижается, наблюдается отток молодых читателей, в связи с попытками изменения форм подачи информации, дизайна, введения цвета растут расходы на производство.
Наблюдатели, изучающие рынок, приходят к выводу: газеты, чтобы выжить, будут вынуждены превратиться в мультимедийный продукты. Печатная версия станет играть в лучшем случае равноправную роль наряду с Интернет-версией, блогами, которые превращаются в целую журналистскую субкультуру, иными продуктами. Этот путь ждет не только Liberation, которая слишком наглядно сигнализирует о проблемах рынка. Вот уж действительно - не спрашивай, по ком звонит колокол...
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции