Рейтинг@Mail.ru
Новый премьер Японии может серьезно радикализировать политику страны - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Новый премьер Японии может серьезно радикализировать политику страны

Читать ria.ru в
Дзен
Новый премьер-министр Японии Синдзо Абэ, занимавший до настоящего времени пост генерального секретаря кабинета министров, способен серьезно радикализировать внутреннюю и внешнюю политику страны.

ТОКИО, 25 сен - РИА Новости, Андрей Фесюн. Новый премьер-министр Японии Синдзо Абэ (Shinzo Abe), занимавший до настоящего времени пост генерального секретаря кабинета министров, способен серьезно радикализировать внутреннюю и внешнюю политику страны.

В минувшую среду он был избран новым лидером правящей Либерально-демократической партии (ЛДП) Японии вместо Дзюнъитиро Коидзуми (Jun'ichiro Koizumi) и теперь станет 21-м послевоенным премьер-министром страны. Утверждение Абэ на этом посту на заседании парламента 26 сентября будет автоматическим, поскольку правящая коалиция ЛДП и партии "Новая Комэйто" располагает в верхней палате представителей устойчивым большинством.

Абэ вырос в окружении политиков первой величины. Его отец Синтаро Абэ (Shintaro Abe) (1924-1991 годы) был министром иностранных дел в 1982-1986 годах и стал бы премьером, если бы не преждевременная смерть.

Синтаро, в свою очередь, был приемным сыном Нобускэ Киси (Nobusuke Kishi) (1896-1987 годы), служившего в годы войны министром торговли и промышленности и отвечавшего за экономику марионеточного государства Манчжоу-го.

В начале американской оккупации его арестовали в числе прочих военных преступников. Ему инкриминировали принуждение к рабскому труду десятков тысяч китайцев, многие из которых погибли. Тем не менее, в декабре 1948 года он вместе с 19 другими подозреваемыми был выпущен из тюрьмы "за недостаточностью доказательств". Впоследствии Синтаро сделал блестящую политическую карьеру, став премьером страны (1957-1960 годы).

Новый премьер считается сравнительно "молодым" политиком - он участвует в политической жизни страны "всего" 13 лет. В 1982 году он стал личным секретарем своего отца, занимавшего в то время пост главы МИД Японии, а в 1993 году впервые был избран членом нижней палаты представителей японского парламента и с тех пор переизбирался пять раз.

В 1996 году Синдзо Абэ становится председателем молодежного отдела ЛДП, а в 1999 году - председателем комиссии ЛДП по социальным вопросам. В 2001 году он был назначен на пост генсека кабинета министров Йосиро Мори (Yoshiro Mori), а на следующий год сохранил эту должность и в кабинете нового премьера Коидзуми.

В 2003-2004 годах Абэ избирается на пост генерального секретаря ЛДП, но затем опускается на одну ступеньку иерархии, будучи назначен заместителем генсека правящей партии. С 2005 года он возвращается на должность генсека кабинета министров при премьере Коидзуми.

Обозреватели указывают на отсутствие у Абэ административно-управленческого опыта, поскольку почти все посты, которые он занимал до сих пор, были "представительскими" и не самостоятельными.

Теперь он вынужден опираться на опыт и поддержку влиятельных членов ЛДП, и здесь на первый план выходят фигуры нынешнего генсека правящей партии Хидэнао Накагавы (Hidenao Nakagawa), ставшего главным советником Абэ в кадровом вопросе, и главы крупнейшей партийной фракции Йосиро Мори, пользующегося в партии большим авторитетом. По информации компетентных источников, именно они давали Абэ советы по распределению постов в руководстве ЛДП и в формируемом правительстве.

Недовольство назначениями в новом кабинете может стать первым препятствием для Абэ, поскольку для "усмирения мятежа" методами Коидзуми ему не хватит ни умения, ни влияния.

Основная психологическая сложность для Абэ состоит в необходимости "выйти из тени" своего предшественника. Все сходятся на том, что новый премьер лишен харизмы, твердости стиля управления и понимания политического курса следования, которые были характерными чертами Коидзуми. А они будут весьма необходимы для Абэ при решении вопроса о повышении налогов на потребительские товары и сокращение социальных расходов. Новый премьер неизбежно должен будет пойти на осуществление этих непопулярных реформ, чтобы хоть как-то исправить положение с неуклонно растущим внутренним долгом страны.

Понимая это, Абэ в своих предвыборных выступлениях старался не конкретизировать свои предполагаемые шаги по экономическим реформам, делая ударение на социальных и внешнеполитических проблемах. Однако и здесь его могут поджидать опасности.

Первым вероятным шагом Абэ на посту премьера почти наверняка станет пересмотр закона об образовании. В его планах предложить перенести начало школьного учебного года с 1 апреля на 1 сентября, унифицировав его с европейским и американским с целью облегчить возможность поступления японских выпускников в заграничные ВУЗы. Одновременно он намерен внести проект обязательной трудовой повинности для школьников в течение шести месяцев, чтобы те "теснее вовлекались в общественную деятельность".

Оба предложения были раскритикованы еще до их официального оглашения. Перенос начала учебного года может внести хаос в систему поступления в японские ВУЗы, поскольку время начала занятий каждое заведение определяет самостоятельно. "Общественно-полезный труд", по мнению критиков, сильно напоминает принудительные работы, на которые направлялись школьники во время Второй Мировой войны.

Кроме того, в школьных учебниках могут усилиться националистические нотки, а идея об "отрицании справедливости положений Токийского трибунала" 1948 года может стать новой тенденцией в историческом образовании молодого поколения. На подобный шаг может достаточно резко отреагировать до сих пор лояльный к японским руководителям Вашингтон.

Если Коидзуми отзывался о 14 японских военных преступниках класса А, казненных по приговору Токийского трибунала в 1948 году или умерших в тюрьме и в ходе процесса, как именно о "преступниках", то Абэ так не считает. В опубликованных им в различных журналах статьях и книгах он неоднократно выступал с радикальных и ультраправых позиций и, если станет повторять то же на новом посту, это непременно вызовет резкую ответную реакцию соседних стран.

Как сообщают источники из окружения Абэ, в разговорах он неоднократно заявлял, что "Японию втянули во (Вторую Мировую) войну", что эта война в сущности была не плохой, а "справедливой войной, целью которой являлось освобождение стран Восточной Азии от империалистического гнета Запада". Если Абэ намерен озвучивать свои взгляды, заняв пост премьера, то у Японии могут возникнуть проблемы в отношениях с США.

Либо же Абэ может скрывать свои истинные чувства, не выражая их открыто. Примером такого поведения является его "секретный" визит в токийский храм Ясукуни в апреле нынешнего года, о котором стало известно лишь недавно, и заявление, что возможные в будущем визиты "не будут официальными". Последнее направлено на улучшение отношений с КНР и Южной Кореей, для чего на нынешнем этапе достаточно не посещать храм, визиты в который рассматриваются ближайшими соседями Японии как приверженность ее руководства своему милитаристскому прошлому.

Однако, если его предшественник Коидзуми был прежде всего эмоциональным политиком, способным рыдать на встрече с бывшими японскими эмигрантами в Бразилию и упрямо идти на ухудшение отношений с КНР и Южной Кореей только из-за намерения выполнить свои предвыборные обещания, то Абэ все называют политиком в высшей степени холодным и идеологизированным.

Сторонники Абэ видят его как человека, вынашивающего конкретные планы "пересмотра навязанного США послевоенного порядка", унижающего Японию и нивелирующего традиционные моральные ценности. Противники рассматривают именно эту идеологию и стремление "восстановить" независимость Японии на международной арене как угрозу скатывания на путь национализма и нео-милитаризма. При этом Абэ не перестает повторять, что "японско-американский союз является главным гарантом безопасности страны".

Абэ решительно намерен модернизировать этот союз, изменив нынешнюю ситуацию, при которой Соединенные Штаты готовы защитить Японию от внешней агрессии, на положение, когда "Япония сама будет в состоянии помочь Америке в военной сфере, принимая участие в урегулировании вооруженных конфликтов за рубежом".

Он намерен добиться изменения "мирной" конституции страны и принять постоянный закон о вооруженных силах страны, который позволил бы оперативно направлять их для участия в миротворческих операциях ООН с правом применения оружия. По его убеждению, японские военные должны иметь право на "коллективную оборону" как внутри страны, так и за рубежом.

В случае,, если продолжится пропаганда перемен, влекущих за собой внесение корректив в конституцию, 9-я статья которой провозглашает, что Япония "навечно отказывается от применения военной силы и ведения войны для разрешения любых международных споров", у нового премьера может появиться много активных противников и внутри страны.

Заявленные планы Абэ направлены на продолжение начатого Коидзуми процесса централизации контроля главы правительства над оборонными, внутри- и внешнеполитическими ведомствами. Этому будут призваны способствовать запланированные к созданию комиссии по обороне, экономической и фискальной политике и образовательной реформе, возглавляемой премьером и руководимой его заместителями.

В то же время, для поддержания такой системы ему может не хватить решимости и авторитета своего предшественника. Многие в ЛДП говорят о возможности фактического возвращения прежнего состояния дел, когда политические решения принимались коллегиально, во фракциях и в ходе консультаций влиятельных фигур. С этим решительно боролся Коидзуми, внедряя индивидуальный стиль руководства, в результате чего фракционное влияние резко упало.

С приходом Абэ Япония оказывается на политическом распутье, и один из вариантов развития событий может привести к серьезной радикализации внутренней и внешней политики страны. Впрочем, Абэ может подстерегать и другая опасность: падение популярности ЛДП и победа летом будущего года на выборах в верхнюю палату (советников) парламента оппозиционной Демократической партии. В этом случае ему придется подать в отставку, не пробыв на посту премьер-министра и года.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала