Начало мусульманского поста - Ураза
В первый день месяца Рамадан начинается пост - Ураза, который соблюдается в течение всего месяца и обязателен для всех взрослых, здоровых, ритуально чистых людей. Ритуальная чистота (тахара) в исламе имеет очень большое значение при совершении религиозных обрядов, так как сводится не только к поддержанию внешней чистоты и опрятности, но и означает освобождение от всего оскверняющего. От поста освобождаются беременные, кормящие и больные женщины, дети, престарелые и все те, кто занят на тяжелых работах, участвует в военных действиях, путешествует и т.д. Те же, кто временно освобожден от поста или нарушил его случайно, должны поститься после окончания месяца Рамадан в течение потерянных дней. Добровольные посты сверх обязательного рекомендуются главным образом в месяцах: раджаб, шаабан, шавваль и мухаррам. Запрещается поститься в дни двух великих праздников и в случае опасности; порицается пост в пятницу (мусульманский выходной), субботу (день иудеев) и воскресенье (день христиан). Согласно широко распространенному мнению, пост, особенно в месяц Рамадан, является лучшим средством искупления грехов, совершенных в течение года. Мусульманин без посредников сам отвечает перед Аллахом за свои грехи.
Мусульманские богословы трактуют пост как средство обуздания страстей, порожденных животным началом (нафс) в человеке. Во время поста верующий, концентрируя волевые усилия, освобождается от инстинктивных пороков и совершенствует в себе человеческое духовное начало (кальб), тем самым как бы облагораживается человеческая натура. Соблюдение 30-дневного поста в месяце Рамадан связано с упоминанием в Коране о том, что именно в этот месяц Аллах через архангела Джабраила ниспослал пророку Мухаммеду в виде откровения Коран. Согласно Корану, важная особенность мусульманского поста состоит в том, что поститься необходимо в светлое время суток, ночью же есть, пить и приходить к женам разрешено. Но от зари и до заката, помимо принятия пищи и супружеской близости, запрещаются курение, вдыхание ароматных запахов. В то же время, если человек сделает это не намеренно, это не считается нарушением поста. Вечером, после заката, постящийся должен принять легкую пищу - фитур, вторая еда - сахур - принимается перед возобновлением поста на заре. Вечерний обряд разговенья называется ифтар; вечернее разговенье - благословенное время, потому на него стараются пригласить родственников, близких друзей и соседей и считается, что мусульманин, устроивший угощение, может рассчитывать на прощение грехов и место в раю. Часто на ифтар приглашается мулла или образованный человек, который может прочитать молитвы и знает многочисленные рассказы о жизни пророка, членов его семьи и сподвижников, все мусульмане стараются в этот период предаваться размышлениям об Аллахе и его учении. В память о ниспосланном в этом месяце Коране стараются провести время в чтении Корана и пересказах его наставлений тем, кто не умеет читать по-арабски. Начинается пост обрядом «встречи», когда ждут на небе появления молодой луны. Начало поста в разных странах возвещается пушечным выстрелом, барабанным боем, трубными звуками, либо знаменем, поднятым на минарете. Услышав призыв (азан), мусульмане отправляются в мечеть к утренней молитве. В течение месяца они должны повторять формулу: «я намерен поститься постом месяца Рамадан от утренней зари до заката солнца единственно ради Всевышнего». Конец 30-дневного поста отмечается в первый день месяца шавваля, следующего за Рамаданом.
Международный день глухонемых
Международный день глухонемых установлен в ознаменование создания Международной федерации глухонемых (1951) - одной из старейших международных организаций, объединяющих людей с ограниченными возможностями. Отмечается в последнее воскресенье сентября. Не все люди с пороками органов слуха являются абсолютно глухими - среди них есть слабослышащие (то есть те, у кого сохранились остатки слуха) и те, которые не слышат совсем ничего. По статистике, нарушениями слуха страдает каждый девятый человек. Его теряют в результате травмы, болезни или врожденных пороков. Но никто из людей, не имеющих слуха, не считают себя немыми - у глухих есть язык жестов, такой же полноценный и богатый, как язык вербального общения. Первая школа для глухих людей - Парижский институт глухонемых - был основан в 1760 году во Франции аббатом де Л'Эпе. Он был основоположником мимического метода, большим сторонником языка жестов. В начале XIX века выпускники Парижского института глухонемых начали отмечать день рождения Шарля Мишеля де Л`Эпе, празднования в честь него стали традиционными. В 1912 году пышно отмечалось 200-летие со дня рождения великого француза, на которое было приглашено множество глухих из разных стран, что, возможно, и стало одной из первых международных встреч сообществ глухих, положившей начало контактам. Естественным путем развивалась и международная жестовая коммуникация. В 1950-е годы для обслуживания международных мероприятий глухих - конгрессов, симпозиумов, конференций, в том числе и спортивных, Международная федерация глухонемых разработала систему жестов. Первый такой словарь был опубликован в 1965 году и содержал 300 жестов, 3-е издание 1975 года включало уже 1500 жестов. В 1982 году в США вышла книга Саймона Кармела «Международная ручная азбука глухих», описывающая 43 дактильных (комбинации пальцев) алфавита, используемых в 59 странах мира. В России первая школа для глухих детей была открыта в 1806 году в Павловске. В 1900 году в Москве был открыт первый детский сад для не слышащих (он был и первым в Европе). В начале ХХ века учреждения для детей с проблемами слуха, зрения или развития были лишь единичными. Система специального образования начала складываться в начале 1930-х годов. В середине 1990-х годов в России было 84 школы для глухих (в них обучалось 11 с половиной тысяч человек), 76 школ для слабослышащих (свыше 10 тысяч учащихся). За последние годы количество специальных учреждений увеличилось, выросла квалификация педагогов, а с появлением компьютеров и интернета жизнь глухих людей стала намного богаче и активнее.
465 лет назад (1541) умер ПАРАЦЕЛЬС, реформатор средневековой медицины и родоначальник научной фармакологии
Парацельс родился в Швейцарии в 1493 году. Его полное имя, напечатанное в заголовках написанных им книг - Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм. Он был сыном образованного врача и выдающегося алхимика. Степень доктора медицины Парацельс получил в Ферраре (Италия). После этого длительное время путешествовал по свету, переходя пешком от деревни к деревне. Посетил Польшу и Россию, некоторое время жил в Константинополе. Во время путешествий Парацельс охотно беседовал с цирюльниками, кузнецами, пастухами, цыганами и старыми знахарками, учась у них таинственному искусству врачевания и узнавая приемы народной медицины. После возвращения на родину Парацельс быстро заслужил широкую известность. По преданию, ему удалось вылечить около двух десятков знатных людей, от лечения которых отказались все врачи. Поселившись в Базеле, Парацельс вылечил одного весьма влиятельного человека, и ему предложили занять должность городского врача и профессора медицины Базельского университета. Новый профессор сразу же проявил себя непримиримым врагом древней медицины, отдавая предпочтение собственному опыту лечения больных. Свои лекции он читал не по латыни, а на разговорном немецком языке, обучал студентов непосредственно у койки больного. Он выступил против аптекарей, составлявших сложные и дорогие лекарства, а сам применял простые, но сильнодействующие средства. Среди ученых и богатых жителей Базеля у Парацельса появились враги. Однажды он подал в суд на влиятельного каноника за неуплату гонорара за лечение и, не удовлетворившись решением суда, оскорбил судей, которые приказали его арестовать. Парацельсу пришлось бежать из Базеля. Терпя всяческие лишения, Парацельс снова начал пешие путешествия по земле, но, измученный непрерывной борьбой с официальной медициной, умер в Зальцбурге в 1541 году. Труды Парацельса были изданы не сразу. Первая его работа вышла только в 1562 году. В ней приведены основные принципы учения Парацельса о болезнях и их причинах; вторая работа - об общих принципах медицины - была издана три года спустя. Обе книги написаны на немецком языке. Крупнейшая заслуга Парацельса состоит в том, что он официально отрекся от древней медицины и вместо сложных и выдуманных средневековых рецептов на снадобья стал давать больным простые лечебные средства. Он применял целебные травы, стараясь добыть из них действующее начало, которое назвал квинтэссенцией. Парацельс первым стал широко применять в лечении химические средства, в частности, препараты железа, сурьмы, свинца и меди. Кроме того, он усиленно рекомендовал естественные средства лечения: свежий воздух, покой, диету и целебные минеральные воды. В центре философского учения Парацельса - понятие природы как живого целого, проникнутого единой мировой душой. Человек способен магически воздействовать на природу с помощью тайных средств.
86 лет назад (1920) умер Карл Густавович ФАБЕРЖЕ, знаменитый ювелир
Родился в семье санкт-петербургского ювелира Густава Фаберже 30 мая 1846 года. Его предки покинули Францию и отправились на восток; судьба привела их в Россию, где они и обосновались уже в XVIII веке. Густав Фаберже, пройдя выучку у золотых дел мастера, открыл в Санкт-Петербурге собственную мастерскую. Его старший сын Карл получил возможность учиться в одной из лучших петербургских школ - гимназии святой Анны. В 15-летнем возрасте был отправлен в Германию, где проходил коммерческий курс и обучался ювелирному делу у немецкого мастера Фридмана. В 1870 году Карл возглавил семейное дело с твердым намерением завоевать новых клиентов среди состоятельных жителей Санкт-Петербурга. Фирма Фаберже стала использовать самоцветы, которые своим неповторимым рисунком и богатейшей палитрой окраски открывали безграничные возможности для фантазии художников. В изделиях фирмы встречаются элементы народного искусства, изысканной готики, изящного рококо, гармоничного классицизма, пышного барокко, усложненного модерна. Творческая фантазия, переосмысление, а не копирование определяли основу рисунков и моделей фирмы. Опираясь на традиции, внося новые мотивы декора и технические приемы, безупречно владея мастерством, фирма выпускала изделия высочайшего класса. Ассортимент ее изделий был очень разнообразен: часы, украшения, столовые, чайные, кофейные сервизы, декоративные сосуды, оправы к хрустальным вазам, небольшие скульптурные фигурки из драгоценных и полудрагоценных камней, подарки-сюрпризы со скрытым механическим секретом. Первыми среди сюрпризов были созданы из драгоценных камней и металлов знаменитые пасхальные яйца. Сюрпризами, содержавшимися в яйце, могли быть медальон, корзиночка с цветами из разноцветных камней, миниатюрная фигурка двигавшегося и размахивающего крыльями лебедя, микроскопическая копия какого-либо дворца, памятника или корабля. Слава Фаберже росла. Золотые награды за участие в выставках следовали одна за другой. Сам император Александр III оказывал покровительство Карлу Густавовичу и в 1885 году сделал его придворным ювелиром. Карл Фаберже развил активную деятельность по расширению своей фирмы, он создал торговые и производственные филиалы в Москве, Киеве, Одессе, Лондоне. После Октябрьской революции отделения фирмы закрылись. Карл Фаберже под видом дипкурьера в 1918 году уехал с семьей из Петрограда в Швейцарию, где умер 20 сентября 1920 года. Произведения фирмы Фаберже до сих пор пользуются всемирной славой. Многие из них хранятся в крупнейших музеях мира; одной из интереснейших коллекций располагает Государственный музей Московского Кремля.
194 года назад (1812) умер Петр Иванович БАГРАТИОН, князь-полководец, ученик Суворова
Петр Багратион родился 24 сентября 1765 года. Происходил из старинного рода грузинских князей. С детских лет мечтал о военной службе. В 1782 году был зачислен сержантом в Кавказский мушкетерский полк, с которым за десять лет службы участвовал в многочисленных стычках с горцами. В 1788 году во время штурма Очакова ворвался в крепость одним из первых, за что из подпоручиков был произведен в капитаны. В 1794 году участвовал в Польском походе А.В.Суворова, был замечен великим полководцем. В 1798 году Багратион был произведен в полковники, командовал егерским полком. Командовал авангардом русской армии во время Итальянского и Швейцарского походов Суворова. В 1799 году Багратиону присвоено звание генерал-майора. В войнах против наполеоновской Франции 1805 и 1806-1807 годов командовал арьергардом русской армии. Отряд Багратиона называли «дружиной героев». В 1808-1809 годах Багратион участвовал в русско-шведской войне. Во время этой кампании вновь проявилась черта, характерная для Багратиона , - чисто суворовская быстрота наступательных действий. Командуя 21-й пехотной дивизией, он нанес шведским войскам несколько поражений и в марте 1809 года принял участие в походе по льду Ботнического залива. Преодолевая оборону шведов и исключительные природные трудности, Багратион через трое суток занял Аландские острова и достиг шведского берега, за что был произведен в генералы от инфантерии. Возвращение героя в Петербург стало триумфом: в его честь давали балы и обеды, писали стихи и кантаты, его портреты расходились во множестве. Репутация суворовского любимца, подкрепленная многочисленными победами, окружала его имя ярким ореолом славы. С марта 1812 года Багратион находился во главе 2-й Западной армии, с которой и вступил в Отечественную войну 1812 года. В Бородинском сражении героически защищал Багратионовы флеши, отбив семь французских атак. При восьмом штурме Багратион был тяжело ранен осколками в левую ногу. Из-за несвоевременно оказанной медицинской помощи Багратиону предложили ампутацию, но это «повлекло гнев князя». Он скончался в имении своего друга князя Б.А.Голицына и там же был похоронен. В 1839 году прах Багратиона перенесен на Бородинское поле, где был воздвигнут памятник павшим в бою воинам. В 1932 году склеп с прахом П.И.Багратиона был разрушен, почти со всех памятников Бородинского поля были сняты символы русской государственности - орлы, короны, спилены кресты. В 1987 году останки полководца похоронили еще раз. Почести отдали военные, и надгробную плиту восстановили.
86 лет назад (1920) умерла Инесса (Елизавета Федоровна) АРМАНД, деятель российского и международного революционного движения, соратница В.И.Ленина
Родилась в Париже 26 апреля 1874 года в семье французских актеров Стеффен. После смерти отца в 1889 году переехала с семьей в Россию к своей родственнице, преподававшей французский язык и музыку в богатой семье промышленника и фабриканта Е.Е.Арманда. В 1893 году вышла замуж за Александра Арманда, родила четверых детей, но жить с ним не стала. Проникнувшись революционными идеями брата мужа - Владимира, вышла за него замуж. Семья поселилась на улице Остоженке в Москве. Там Инесса родила пятого ребенка. Угроза арестов заставила семью Армандов эмигрировать вместе с детьми из России во Францию. Здесь Владимир Арманд умер от скоротечного туберкулеза. Живя в Париже с детьми, несмотря на бытовые трудности, Инесса продолжила занятия партийной работой. В 1904 году вступила сначала во Французскую социал-демократическую рабочую партию, а вскоре - в Российскую социал-демократическую рабочую партию.
В конце декабря 1909 года в Париже Арманд встретила Владимира Ленина. Биографы считают началом их близкого знакомства весну 1911 года, когда социалистам удалось устроить в Лонжюмо (под Парижем) партийную школу, куда Арманд приехала в качестве преподавателя. Дошедшие до биографов письма В.И.Ленина к Арманд (их было более 150, но большинство из них не сохранились) свидетельствуют о быстро сложившихся близких отношениях, которые продолжались вплоть до смерти Инессы. Став близким Ленину человеком, Инесса проявляла дружеские чувства и к Н.К.Крупской. Когда весной 1912 года Ленин и Крупская перебрались в Краков, там же оказалась и Арманд, которая по заданию партии была направлена в Россию организовывать партийную подпольную работу. К этому времени относится и увлечение Арманд идеями феминизма. В 1915-1916 годах Инесса Арманд была представительницей русских социал-демократов на международных форумах. В 1916 году жила в Париже; перевела на французский язык ряд работ Ленина. Вместе с Лениным и Крупской переехала в Швейцарию. После февральской революции прибыла через Германию в Петроград, затем переехала в Москву, к детям. Здесь она организовала курсы по подготовке агитаторов и пропагандистов, выступала перед рабочими, участвовала в работе Советов депутатов. В июне 1917 года была избрана в московскую Думу по списку большевиков, тогда же вошла в состав Исполнительной комиссии Московского комитета партии. В Москве была избрана делегаткой VI съезда РСДРП(б), проходившего в начале августа 1917 года. Избиралась членом бюро Московского губернского комитета РСДРП(б) и его исполкома, председателем Московского губернского совета народного хозяйства. Весной 1918 года Арманд взялась за организацию школы советско-партийной работы и Всероссийского съезда работниц и крестьянок. По ее инициативе начал выходить журнал «Жизнь работницы». В 1918-1919 годах возглавляла отдел женщин-работниц при ЦК РКП(б). Сотрудничала в журнале «Коммунистка» (псевдоним - Елена Блонина), написала несколько популярных брошюр. В марте 1919 года работала во Франции по линии Красного Креста и сумела обеспечить возврат на родину русских военнопленных и интернированных. В начале 1920 года была руководительницей Первой международной конференции женщин-коммунисток. Огромное переутомление, постоянная работа и забота о детях истощили ее силы. В феврале 1920 года по рекомендации Ленина отправлена вместе с заболевшим туберкулезом сыном в санаторий на юг, чтобы поправить здоровье. Там заразилась холерой. Пролежав двое суток в больнице недалеко от Нальчика, Инесса Арманд умерла 24 сентября 1920 года. Урна с ее прахом была захоронена в Москве в Кремлевской стене в ноябре 1920 года. Заботу о ее детях взяла на себя Крупская.