Петербургский востоковед Ефим Резван - замдиректора Музея Антропологии и этнографии РАН, главный редактор международного научного журнала "Manuscripta Orientalia", автор книг и статей по проблемам ислама отвечает на вопросы корреспондента РИА Новости Юрия Зинина в связи с шумом вокруг "антиисламских высказываний" Папы Римского.
- Как Вы оцениваете высказывания Папы Римского Бенедикта ХУ1 в университете немецкого города Регенсбурга?
- Я хотел бы отметить ряд моментов в этой, на мой взгляд, весьма тревожной и вызывающей сожаление истории. Первое. Исламский мир, безусловно, устал от бесконечных спекуляций и западных СМИ, и общественных деятелей, и политических деятелей, и религиозных деятелей на вырванных из контекста цитатах Корана и сунны пророка, где речь идет о джихаде.
На фоне этого мы становимся свидетелями того, как волна некомпетентного обращения к священному наследию мусульман может привести к печальным результатам. Давайте представим, если бы о христианстве и его последователях судили только по фразе Господа «Я принес не мир, но меч в этот мир» и забыли бы о другой щеке, которую надо подставить. Если бы любые действия России, США или европейских стран, трактовались бы как религиозные со ссылкой на эту известную фразу. Я полагаю, что это вызвало бы у нас совершенно понятную и обоснованную ответную реакцию.
К тому же речь понтифика была построена очень неудачно. Он фактически ее начал с пассажа, вызвавшего недовольство мусульман. Загадка в том, как такое могло произойти на уровне подготовки этого выступления. Я лично знаю многих востоковедов, работающих в известном Востоковедческом центре Амброзиана в Милане. Его содиректоры имеют статус кардиналов. В центре есть прекрасная арабистическая и исламоведческая школа.
С другой стороны, пафос речи Папы Римского Бенедикта ХУ1 был направлен не на обличение мусульманского мира. На самом деле он порицал европейцев, которые в своей постоянной апологетике прав человека вне нравственности все дальше отходят от Бога.
В этой связи понтифик как раз и говорил о том, что, если Европа не будет с Богом, то никакого диалога с миром ислама не будет. То есть на самом деле мусульманский мир должен был бы поддержать понтифика в этом вопросе, но из-за первой фразы речи произошло противоположное.
Тезис Папы о необходимости большей приверженности вере сближает его с русской православной церковью, опирающейся на традиционную нравственность, общую, по крайней мере, для всех монотеистических религий, и стремящейся к тому, чтобы основы нравственности стали бы основой политики. Об этом говорил недавно и Глава ОВЦС митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, и сейчас понтифик.
- Как Вы оцениваете реакцию на это выступления в исламском мире?
- Хочу привлечь внимание к тому факту, что поджоги пяти церквей, две из которых католические, две православные и одна англиканская, состоялись в одном месте, на Западном берегу реки Иордан.
Толчком к этому стали последствия тяжелого реального экономического положения палестинского населения на Западном берегу. После прихода там к власти движения ХАМАС Западная Европа прекратила широкую программу финансовой помощи Палестинской администрации. Люди несколько месяцев не получали зарплаты, что спровоцировало их на выступления, в которых выплеснулись антиевропейские эмоции, а Папа оказался олицетворением Европы.
Таким образом, здесь можно усматривать реакцию на позицию Европы по отношению к ПНА после прихода к власти движения ХАМАС.
В любом случае нужно после всех этих событий отметить огромную весомость слов в современном мире, которые тиражируются с невероятной скоростью. Они могут дойти до жителей самого отдаленного сахарского оазиса через телевизор, установленный в местной чайхане, сразу же после того, как были произнесены.
Этими словами легко могут манипулировать совершенно разные силы для достижения конкретных политических целей. Так что в нынешнем мире политики, религиозные деятели должны как никогда быть осторожными.
Можно видеть, как разные силы в мусульманском мире принялись спекулировать на словах Папы. Например, информагентства сначала растиражировали негодование «Братьев-мусульман» в Египте, а затем их удовлетворение извинениями папы Римского. По существу вся эта история стала пиаром для движения «Братья-мусульмане».
Я хотел бы привлечь внимание и мусульманского мира к тому, что, если такого рода реакции будут продолжаться, то и журналисты, и политики на Западе и в России вообще станут избегать участия в дискуссиях на темы ислама. Не дай Бог: в случае досадной ошибки, недоразумения может пролиться кровь, что отразится на судьбе и политической карьере самих участников таких дебатов.
Нужно ли исламскому миру такое развитие событий, когда гласное и свободное обсуждение проблем, имеющихся сегодня в отношениях между Западом и Востоком, между Ближним Востоком и Европой и США, будут сдерживаться?
Если не нужно, то в интересах мусульман то, чтобы реакция на подобного рода слова была бы адекватной. На мой взгляд, то, что произошло, это - неадекватная реакция.