Рейтинг@Mail.ru
Вначале было слово - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Вначале было слово

Читать ria.ru в
Петербургский востоковед Ефим Резван - замдиректора Музея Антропологии и этнографии РАН, главный редактор международного научного журнала "Manuscripta Orientalia", автор книг и статей по проблемам ислама отвечает на вопросы корреспондента РИА Новости Юрия Зинина в связи с шумом вокруг "антиисламских высказываний" Папы Римского...

Петербургский востоковед Ефим Резван  - замдиректора Музея Антропологии и этнографии  РАН, главный редактор международного научного журнала "Manuscripta Orientalia", автор книг и статей по проблемам ислама отвечает на вопросы корреспондента РИА Новости Юрия Зинина  в связи с шумом вокруг "антиисламских высказываний" Папы Римского.   
   
- Как Вы  оцениваете высказывания Папы Римского Бенедикта ХУ1 в университете немецкого города Регенсбурга?   
   
- Я хотел бы отметить ряд моментов в этой, на мой взгляд,  весьма тревожной и вызывающей сожаление истории. Первое. Исламский мир, безусловно, устал от бесконечных спекуляций и западных СМИ, и общественных деятелей, и политических деятелей, и религиозных деятелей на вырванных из контекста цитатах Корана и сунны пророка, где речь идет о джихаде.       
     
На фоне этого  мы становимся свидетелями того, как   волна некомпетентного обращения к священному наследию мусульман может привести к печальным результатам. Давайте представим, если бы о христианстве и его последователях судили только по фразе Господа «Я принес не мир, но меч в этот мир» и забыли бы о другой щеке, которую надо подставить. Если бы  любые действия России, США или  европейских стран, трактовались  бы  как религиозные со ссылкой на эту известную фразу.  Я полагаю, что это вызвало бы у нас совершенно понятную и обоснованную ответную реакцию.
       
К тому же речь понтифика была построена очень неудачно. Он фактически ее начал с пассажа, вызвавшего  недовольство мусульман.  Загадка в том,  как такое могло произойти на уровне подготовки этого выступления. Я  лично знаю  многих востоковедов, работающих в известном  Востоковедческом центре  Амброзиана   в Милане. Его содиректоры  имеют статус кардиналов. В центре есть  прекрасная арабистическая и исламоведческая школа.

С другой стороны, пафос речи Папы Римского Бенедикта ХУ1 был направлен не на обличение мусульманского мира. На самом деле он порицал  европейцев, которые в своей постоянной апологетике прав человека вне нравственности все дальше отходят от Бога.
    
В этой связи понтифик как раз и говорил о том, что, если Европа не будет с Богом, то никакого диалога с миром ислама не будет. То есть  на самом деле мусульманский мир должен был бы поддержать понтифика в этом вопросе, но из-за первой фразы речи произошло противоположное.

Тезис Папы о необходимости большей приверженности вере сближает его с русской православной церковью, опирающейся на традиционную нравственность, общую, по крайней мере, для всех монотеистических религий, и стремящейся к тому, чтобы основы нравственности стали бы основой политики. Об этом говорил недавно и Глава ОВЦС митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, и сейчас  понтифик.

- Как Вы оцениваете реакцию на это выступления в исламском мире?

- Хочу привлечь  внимание к тому факту, что поджоги пяти церквей, две из которых католические, две православные и одна англиканская, состоялись в одном месте, на Западном берегу реки Иордан.

Толчком к этому стали последствия тяжелого реального экономического положения  палестинского населения на Западном берегу. После прихода там к власти движения ХАМАС Западная Европа прекратила  широкую программу финансовой помощи Палестинской администрации. Люди несколько месяцев не получали зарплаты, что спровоцировало их на выступления, в которых выплеснулись антиевропейские эмоции, а Папа оказался  олицетворением Европы.

Таким образом, здесь можно усматривать реакцию на позицию Европы по отношению к ПНА после прихода к власти движения ХАМАС.

В любом  случае  нужно после всех этих событий отметить огромную весомость слов в современном мире, которые тиражируются с невероятной скоростью.  Они могут дойти до жителей самого отдаленного сахарского оазиса через телевизор, установленный  в местной чайхане, сразу же после того, как были произнесены.

Этими словами легко могут манипулировать совершенно разные силы для достижения конкретных политических целей. Так что в нынешнем мире политики, религиозные деятели должны как никогда быть осторожными.

Можно видеть, как разные силы в мусульманском мире принялись спекулировать на  словах Папы. Например, информагентства сначала растиражировали негодование «Братьев-мусульман» в Египте, а затем  их удовлетворение  извинениями папы Римского. По существу вся эта история стала пиаром для движения «Братья-мусульмане».

Я хотел бы привлечь внимание и мусульманского мира к тому, что, если такого рода реакции будут продолжаться, то и журналисты, и политики на Западе и в России вообще станут избегать участия в дискуссиях  на темы ислама. Не дай Бог: в случае досадной ошибки, недоразумения может  пролиться кровь, что отразится  на судьбе и политической карьере самих участников таких дебатов.

Нужно ли исламскому миру такое развитие событий, когда гласное и свободное обсуждение проблем, имеющихся сегодня в отношениях между Западом и Востоком, между Ближним Востоком и Европой и США, будут сдерживаться? 

Если не нужно, то в интересах мусульман то, чтобы реакция на подобного рода слова была бы адекватной. На мой взгляд, то, что произошло, это - неадекватная реакция.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала