Рейтинг@Mail.ru
Китайский город Харбин старается сохранить память о русском прошлом - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Китайский город Харбин старается сохранить память о русском прошлом

Читать ria.ru в
Дзен
В китайском городе Харбин, где некогда проживали десятки тысяч выходцев из России, и сегодня многое напоминает о российском прошлом - здания, музеи, планировка и даже названия улиц.

ХАРБИН/ПЕКИН, 22 сен - РИА Новости, Алексей Ефимов. В китайском городе Харбин, где некогда проживали десятки тысяч выходцев из России, и сегодня многое напоминает о российском прошлом - здания, музеи, планировка и даже названия улиц.

Лучше всего сохранились и находятся под охраной государства купеческие и торговые особняки в традиционном для России стиле, по иронии судьбы расположенные на бывшей Китайской улице. Сегодня это оживленная пешеходная Центральная улица - "наш харбинский Арбат", как говорят местные жители.

Таблички на построенных в начала 20-го века домах рассказывают об истории зданий. Здесь была и до сих пор работает гостиница "Модерн", там - торговый дом богатого купца (и теперь магазин), напротив - построенный в 1925 году "богатым еврейским купцом из России" ресторан русской кухни, рядом - погребок кавказской кухни "Татос", где, как и сто лет назад, подают шашлыки по-армянски.

Небольшая экспозиция фотографий времен русской жизни в Харбине открыта в кафе русской кухни в самом начале Центральной улицы. Посетители ресторанчика, попробовав борщ или мясо в горшочках, с интересом изучают подборку о жизни одной из коренных харбинок Нины Афанасьевны Давиденко.

Из краткой биографии, текст которой стоит на пианино, рядом с фотографиями женщины в молодости, посетитель узнает, что "первая половина ее жизни была полна счастья и радости, вторая - тяжела и скорбна". Родившаяся в 1910 году Нина, позднее вошедшая в историю как последний русский бухгалтер в торговой империи купца Чурина, пережила все взлеты и падения в жизни Харбина: от его превращения в один из красивейших городов Азии, японской оккупации, освобождения Советской армией и установления коммунистической власти до ужасов "культурной революции".

Лица соотечественников 20-40-х годов прошлого века смотрят на посетителей с фотографий в музее истории Харбина - бывшем православном Софийском соборе.

На площадке рядом с входом в бывшую церковь китайские артисты устраивают представления. Вокруг собирается публика, но мало кто обращает внимание на возвышающийся рядом собор, построенный в 1930-е годы.

Вход сюда, как и в любой музей, платный. Первое, что видят посетители, - лавочка "самобытных русских товаров", где рядом с матрешками и майками с изображением храма торгуют российскими сигаретами и напитками.

На стенах, где когда-то находились иконы, теперь расположилась фотоэкспозиция, которая рассказывает об истории города, точнее, о жизни русской общины.

Старые фотографии подтверждают, каким живым и действительно "русским" был этот город. На одном из снимков 1920-х годов - три молодые девушки в праздничных лентах с надписями "Королеве бала". На отретушированной в цвете фотографии 1930-х годов изображена нагруженная покупками молодая семья. Сдержанно улыбается, смотря в объектив камеры, отец, весело смеются дети.

Там же разместились фотокопии страниц местных газет. На одной автор по имени Роб Рой рассказывает о новом увлечении харбинцев: аква-фляйерах. "В будущем году аква-фляйеры будут выпущены с самого начала купального сезона и харбинцы, вероятно, скоро, если не сравняются с американцами, то, все же, не очень будут им уступать в умении управления ими и устойчивости. "Солнечный спорт" настолько ярок, что не может не завоевать себе самого широко распространения среди людей, любящих воду, солнце и веселый смех", - пишет журналист.

Зато все предметы культа в храме убраны в дальний коридор. Редкие посетители с увлечением фотографируются возле распятия и ликов святых.

Здание уже давно перестало быть храмом, но на куполах по-прежнему сияют золотом православные кресты, правда, в самом центральном куполе видны несколько дыр.

Вокруг храма множество торговых центров и коммерческих зданий - характерная для современного Китая картина. Интенсивная стройка идет и на бывшей прихрамовой территории, которую по-прежнему окружает классическая кирпичная ограда. Только внутри работают экскаваторы, сотни рабочих возводят новое здание.

В городе, некогда центре православия на Дальнем Востоке, сегодня нет ни одной действующей православной церкви. В самом центре Харбина, на площади, где раньше стоял уникальный деревянный собор Св.Николая, открыли подземный торговый центр.

На первом подземном этаже огромного магазина, на том самом месте, где некогда был храм, на постаменте стоит макет церкви. Надписи говорят о том, что Свято-Николаевская церковь была гордостью и украшением Харбина. Просуществовала она 66 лет, в годы "культурной революции" в Китае ее разрушили до основания.

Пройдя от этого места по улице, которая раньше называлась Большим проспектом, неожиданно замечаешь рядом с Гоголевской улицей зеленое здание универмага. Это бывший торговый дом того самого купца Чурина - ныне универмаг компании Цюйлинь.

А чуть далее застывшая в камне уникальная религиозная полифония: католический собор, напротив православная Покровская церковь, через дорогу протестантский молельный дом.

Двери католического собора и протестантской церкви приветливо открыты, местные прихожане с радостью встречают иностранца.

Буквально с первой фразы пожилой китаец по фамилии Ян в католическом соборе просит корреспондента РИА Новости помочь православным в Харбине.

"Мы все верим в Иисуса Христа, и очень жаль, что православная церковь уже столько времени закрыта, - говорит Ян. - Может быть, Россия как-то поможет решить вопрос о священнике?"

По его словам, в Харбине сохранились исповедующие православную веру. Однако, после того как в 2000 году умер последний священник, отец Григорий Джу, Покровская церковь закрыта.

"По-моему, в здании церкви должен быть постоянный смотритель, который Вам, православному иностранцу, откроет храм", - вступает в разговор пожилая китаянка и с готовностью вызывается перейти дорогу и найти служителя.

Увы, на дверях, как гласит табличка рядом с входом, "Китайской православной церкви в гор. Харбине", висит амбарный замок. Никто не открывает и после долгого стука в боковые двери храма.

Женщина огорченно разводит руками и возвращается в католический собор. Позже другая немолодая прихожанка говорит РИА Новости, что усилия изначально были тщетны.

"Действительно, в управлении по делам религии провинции Хэйлунцзян есть человек по имени Тан, который может открыть Вам храм. Надо лишь попасть к нему на прием и попросить", - говорит она.

Пожилой Ян рассказывает, что когда-то в Харбине были открыты двери всех православных храмов. "А потом в Святой Софии до 90-х годов прошлого века был промышленный склад, и я с друзьями пробирался в здание, чтобы посмотреть на внутреннее убранство", - вспоминает он.

Помнит он, "как в 1960-е годы бульдозерами разрушали Николаевскую церковь".

"Честно говоря, было очень тяжело на душе", - признается китаец.

Похожие чувства испытывают многие коренные харбинцы. В русском кафе в начале Центральной улицы проектам восстановления собора Св.Николая посвятили целый стенд. Речь не идет о том, чтобы закрыть подземный торговый центр, но архитекторы предлагают установить над ним памятник "Воспоминание о соборе" в виде нескольких серебряных куполов.

"Восстановить память о прекрасном памятнике - ответственность Харбина перед историей", - гласит подпись под одним из проектов 2004 года.

В музей со временем превратилось и здание харбинской синагоги. Как рассказала РИА Новости экскурсовод, сейчас в Харбине живет только один еврей. "Только он вовсе не выходец из Харбина, а ученый, занимающийся исследованиями истории еврейской жизни здесь", - говорит она. Еврейская история Харбина, добавляет девушка, завершилась в 1985 году со смертью последнего еврея.

А на исторических фотографиях в синагоге в вечность улыбаются многие поколения еврейских семей, переехавших в Харбин из Российской империи. Среди них и отец нынешнего премьер-министра Израиля Эхуда Ольмерта.

В Харбине особенно остро ощущается переплетение в 20 веке истории России и Китая. Здесь нет традиционных для более южных районов типично китайских строений, здесь любят пить водку, есть черный хлеб и колбасу. Хотя молодежь уже считает эти черты хотя и своеобразной, но сугубо китайской особенностью Харбина.

"Вам нравится черный хлеб - традиционная харбинская пища?" - спрашивает корреспондента РИА Новости молоденькая официантка в одном из ресторанов города. И явно не верит его заявлению, что черный хлеб изначально привезли в Харбин русские эмигранты. "Неужели у вас тоже едят нашу еду?" - искренне удивляется она.

Как китайские воспринимаются теперь и некоторые географические названия. Бывшие Короткая, Широкая, Монгольская, Тюремная и другие улицы давно переименовали. Сохранилась Гоголевская, китайские эквиваленты получили Почтовая, Банковская, Диагональная улицы.

Но здесь чаще, чем где бы то ни было в Китае, в топонимике встречаются названия, имеющие русские корни. Например, наименование сверхпопулярного лыжного курорта рядом с Харбином "Ябули" происходит от слова "Яблоня", в честь когда-то расположенных рядом яблоневых садов и одноименной железнодорожной станции.

Сейчас российский флер стал для Харбина туристической достопримечательностью. На Солнечном острове на реке Сунгари, где некогда находились дачи состоятельных русских харбинцев, открыли туристическую "Русскую деревню".

В сохранившихся с тех пор домах китайских туристов теперь привечают мужчины и женщины в традиционно русских одеждах - выходцы из Благовещенска и Владивостока. Деревенский домик при желании можно снять за 600-800 юаней за ночь.

Коренных русских харбинцев в городе не осталось, но близость с Россией и исторические связи по-прежнему манят сюда соотечественников.

"Я люблю этот город, здесь очень силен русский дух", - рассказывает РИА Новости Владимир Бураменский, переехавший в Харбин из Читы и открывший здесь русскую пекарню. По его словам, сейчас в Харбине постоянно живут минимум 300 выходцев из России.

История Харбина уникальна, говорит РИА Новости пожилой таксист. "Надеюсь, что наш город всегда будет по-особому относиться к России, способствовать развитию дружбы между нашими народами", - с улыбкой замечает он.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала