МУРМАНСК, 21 сен - РИА Новости, Екатерина Козлова. В четверг в судебном процессе по уголовному делу Валерия Яранцева - капитана траулера "Электрон", "сбежавшего" в октябре прошлого года от норвежской береговой охраны, объявлен перерыв.
Как сообщил РИА Новости адвокат Яранцева Владимир Семенюк, перерыв объявлен до 24 октября. "Перерыв объявлен в связи с тем, что часть свидетелей по делу находится в отпусках, часть - в очередных рейсах в море", - пояснил защитник.
Первое судебное заседание по делу Яранцева состоялось 28 июня, но было отложено в связи с сезоном отпусков. Суд возобновился 19 сентября. За два дня в процессе были допрошены свидетели со стороны норвежской береговой охраны: двое пострадавших - офицер корабля береговой охраны "Тромсе" Хеннинг Туне и матрос этого же корабля Ричард Стурос, в незаконном удержании которых и обвиняется Яранцев, и три офицера корабля норвежской береговой охраны "Тромсе" пытавшегося арестовать "Электрон".
Ранее Яранцев, отвечая на вопрос журналистов, доведись еще раз попасть в такую ситуацию, как бы он поступил, капитан заявил, что действовал бы точно также. "Скорее всего, я поступил бы точно также", - сказал капитан.
Он добавил, что пришел к выводу, что правильным было бы вообще не пускать норвежских инспекторов на борт судна. "Я считаю, что правильным было бы вообще не пускать инспекторов для проверки на судно. Если бы я не пустил норвежских инспекторов на борт, я не был бы сейчас под судом", - заметил Яранцев.
"Поэтому сейчас, когда наши рыбаки уходя в море, спрашивают у меня совета, я так и советую - в этом морском районе норвежских инспекторов на судно не пускать. Для этого они имеют полное право по международным законам", - заявил капитан "Электрона".
Он напомнил, что международные отношения в морских районах архипелага Шпицберген регулируются парижским договором 1920 года, участниками которого являются 48 стран, в том числе и Россия, и в соответствии с которым страны-участники имеют в этих районах равные права на рыбный промысел.
"На деле получается, что примерно с 1977 года со стороны Норвегии идет планомерное давление по присвоению прав на этот район, что противоречит всем международном правам", - отметил Яранцев.
Он также повторил свое неоднократное заявление, что считает историю с задержанием "Электрона" заранее спланированной акцией, которая, по его мнению, была приурочена к предстоящему на тот момент заседанию смешенной российско-норвежской комиссии по рыболовству, которая определяет объемы допустимых уловов в Баренцевом и Норвежском морях.
"Я считаю, что это была акция, которая готовилась заранее. Почему-то она была привязана к 14 октября. Наверное, потому, что впереди была работа российско-норвежской смешанной комиссии по рыболовству и нужен был какой-то прецедент", - сказал Яранцев.
Отвечая на вопрос РИА Новости, капитан подтвердил, что решение об уходе от норвежской береговой охраны он принял самостоятельно, но при этом его действия были одобрены судовладельцем. "Это было мое решение - все решения на судне принимает капитан. Я постоянно находился на связи с судовладельцем, запрашивал юридическую помощь. Судовладелец с самого начала и до конца одобрял мои действия", - сказал Яранцев.
Заседание суда проходит в закрытом режиме. Такое решение на предварительном заседании суда принял председательствующий на процессе судья Михаил Кабанов. Свое решение он обосновал тем, что в материалах дела содержатся документы, не подлежащие оглашению, в том числе документы, представленные норвежской стороной.
Сторона защиты пыталась опротестовать такое решение, но 8 августа областной суд оставил протест без удовлетворения.
"Мы пока не получили на руки решение областного суда, но как только получим документы, будем подавать жалобу в вышестоящий суд", - сказал Яранцев.
В октябре 2005 года российский траулер "Электрон" был задержан норвежской береговой охраной в Баренцевом море, как утверждает норвежская сторона, за нарушение правил рыболовства. Ему было приказано идти за кораблем норвежской береговой охраны в порт Тромсе. На борт российского судна поднялись двое норвежских инспекторов.
Траулер сначала подчинился приказу, но затем изменил курс. За судном-нарушителем началась погоня, однако "Электрон" успел уйти в российскую экономическую зону. Через некоторое время в Мотовском заливе (российские территориальные воды) норвежские инспекторы покинули судно.
На уровне внешнеполитических ведомств двух стран было заявлено, что инцидент исчерпан. Однако позднее началось подробное разбирательство, в частности, вылившееся в уголовное дело, которое было возбуждено в отношении капитана Валерия Яранцева. Его обвиняют в незаконном промысле рыбы и незаконном лишении свободы двух человек (инспекторов береговой охраны Норвегии), не связанным с их похищением.