Генеральный секретарь Организации Договора о коллективной безопасности Николай Бордюжа
За последние пятнадцать лет на постсоветском пространстве помимо Содружества Независимых Государств появилось несколько других региональных организаций. В этой связи приходится слышать вопрос, не перейдут ли функции СНГ иным структурам. Готов ответить с полной определенностью: государства, расположенные в одном регионе, граничащие друг с другом, не могут не иметь организации, которая позволяла бы общаться, согласовывать действия на общеполитическом уровне. Тем более при таком количестве проблем и острых вопросов, которые есть в Содружестве.
Да, результативность СНГ могла бы быть более значимой, это сейчас широко обсуждается. Не исключено, что впредь в рамках СНГ будут решаться только общие вопросы, а в ЕврАзЭС и ОДКБ - практические.
За годы существования Договор о коллективной безопасности не только превратился в основной элемент поддержания стабильности в регионе, но и стал эффективным фактором интеграционных процессов в СНГ. Мы вышли на плотный уровень взаимодействия с ЕврАзЭС. Потому что нет экономики без безопасности, как нет безопасности без экономики. Мы видим реальную потребность в том, чтобы эти две организации были максимально интегрированы к взаимной пользе.
Уже сейчас параллельно с ЕврАзЭС мы решаем, например, миграционные проблемы. Но если Евразийское сообщество в первую очередь интересуют проблемы трудовых мигрантов (учет, разработка порядка регистрации, управление миграционными процессами), то мы занимаемся проблемами незаконной миграции, миграции в СНГ из третьих стран.
Что же касается прямого слияния двух организаций, то тут есть много доводов и за, и против. Я считаю, что объединение ЕврАзЭС и ОДКБ породит слишком громоздкую структуру. Появится те сложности, которые будут препятствовать оперативному реагирования на ситуации. Хотя, с другой стороны, объединение позволит устранить дублирование, сократить аппараты. Не готов пока сказать, что целесообразней - необходимо все просчитать и взвесить.
Во всяком случае, сейчас не осталось сомневающихся в эффективности ОДКБ, которая завоевывает все больший авторитет среди других международных организаций. Убежден, что ни терроризм, ни наркобизнес никто самостоятельно победить не сможет - только совместными усилиями всех государств, всех международных структур. Мы осуществляем контакты с Региональным антитеррористическим центром ШОС. Сегодня согласуется протокол о взаимодействии ОДКБ и ШОС в широком формате. Это важный момент, поскольку обеспечение безопасности в Центральной Азии мы считаем одним из ключевых направлений своей работы. Полагаю, в этом регионе у нас неплохо развиваются отношения с коллегами.
Большую динамику приобретает взаимодействие двустороннего характера. Недавнее решение Узбекистана восстановить членство в ОДКБ кардинально меняет геополитический расклад не только в Центральной Азии, но и на всем постсоветском пространстве. Теперь Узбекистан будет действовать на согласованных позициях с другими странами ОДКБ, что означает максимально активное противодействие экстремистским вылазкам и террористическим угрозам. В ускоренном режиме (до начала 2008 года) Ташкент присоединится почти к семидесяти международным договорам и соглашениям, существующим в рамках ОДКБ.
Наша организация стала полноправным участником системы обеспечения международной безопасности. Ее значимость во многом зависит от способности государств-членов предпринимать согласованные действия, от степени внешнеполитической координации.
Мы хотим уйти от военно-политического союза и создать международную организацию универсального характера, которая бы своевременно и эффективно реагировала на любые категории вызовов.
Что касается контактов с НАТО, то они заморожены, причем не по нашей инициативе. Мы не драматизируем ситуацию, для нас эти взаимоотношения не приоритетны. Главное, на мой взгляд, - взаимодействие со структурами Организации Объединенных Наций, прежде всего с ее контртеррористическим комитетом.
Бордюжа Николай Николаевич. Окончил Пермское командно-инженерное училище и Высшие курсы военной контрразведки. Генерал-полковник запаса.
С 1992 по 1998 гг. - заместитель командующего Пограничными войсками РФ, затем заместитель директора Федеральной пограничной службы РФ.
С января по сентябрь 1998 года - директор Федеральной пограничной службы.
С сентября 1998 по март 1999 гг. - секретарь Совета Безопасности РФ. Одновременно с декабря 1998 года - руководитель администрации президента.
С декабря 1999 по апрель 2003 гг. - Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ в Королевстве Дания.
С апреля 2003 года - генеральный секретарь Организации Договора о коллективной безопасности.
Награжден орденами Мужества и Дружбы.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции