В понедельник, 18 сентября, Министерство природных ресурсов РФ аннулировало собственный приказ 2003 года о положительном заключении экологической экспертизы по комплексному освоению Пильтун-Астохского и Лунского лицензионных участков в рамках проекта "Сахалин-2". Таким образом, министерство, как и полагается по закону, удовлетворило представление Государственной прокуратуры, заявившей 16 сентября о незаконности указанного заключения. Решение Генпрокуратуры, в свою очередь, было принято по итогам изучения соответствующего обращения замруководителя Росприроднадзора Олега Митволя. Как отмечают чиновники, экспертиза была проведена с нарушением целого ряда законов и на основании "недостаточно проработанной и не комплектной документации" документации.
Теперь, по всей видимости, оператору проекта "Сахалин-2" компании Sakhalin Energy придется заново получать лицензию на разработку месторождений сахалинского шельфа. Оператор предупреждает, что отмена приказа МПР России № 600 может иметь "крайне негативные последствия для проекта и для России" и "привести к задержкам в реализации проекта". В компании "не сомневаются", что "правительство Российской Федерации будет соблюдать свои обязательства по СРП".
Справка. Соглашение о разделе продукции по проекту Сахалин-2 было подписано 22 июня 1994 года. От имени России в соглашении выступали правительство страны и администрация Сахалинской области. Оператором проекта выступает компания Sakhalin Energy, акционерами которой являются англо-голландская Royal Dutch/Shell (55%), японские Mitsui (25%) и Mitsubishi (20%). В рамках проекта осваиваются Пильтун-Астохское и Лунское месторождения, извлекаемые запасы которых оцениваются в 150 миллионов тонн нефти и 500 миллиардов кубометров газа. В рамках проекта будет построен первый в России завод по сжижению природного газа мощностью 9,6 миллиона тонн в год. Поставки сжиженного газа с завода будут осуществляться в Японию, Корею и США, первые поставки планируется начать в 2008 году. "Сахалин-2" стал первым проектом в РФ, реализуемым на основе СРП.
Опасения, что начало поставок в рамках проекта будет отложено, уже привело к падению котировок акций двух акционеров компании - японских Mitsui (25%) и Mitsubishi (20%). Сами корпорации пока воздерживаются от каких-либо комментариев, ссылаясь на отсутствие полной информации. Они уже инвестировали $4,7 млрд в "Сахалин-2" и опасаются делать любые резкие движения.
Однако в их поддержку уже достаточно жестко выступил генеральный секретарь правительства Японии Синдзо Абэ, который в ближайшее время может занять пост премьера. Абэ предупредил, что "крупная задержка с этим проектом, символом российско-японского сотрудничества, неминуемо окажет негативное воздействие на весь комплекс отношений с Россией".
Смягчению позиции японской стороны не способствовали даже объяснения, данные послу Японии в РФ Ясуо Сайто главой Министерства природных ресурсов Юрием Трутневым. Как сообщил российский министр, участники проекта не выполнили около половины рекомендаций по экологии. "Рекомендации были даны еще три года назад, но не выполнены до сих пор. Что касается аргумента об их частичной реализации, то хочу напомнить, что мы не можем охранять природу наполовину", - сказал господин Трутнев.
Данное высказывание, как видимо, относится к утверждению Sakhalin Energy о том, компания "успешно преодолела большинство проблемных моментов", на которые ей указывали МПР и Росприроднадздор.
Показательно, что незадолго до решения МПР Sakhalin Energy приостановила на неопределенный срок строительство двух наземных трубопроводов на опасных оползневых участках в районе Макаровского хребта острова Сахалин. Как пояснил "Коммерсанту" представитель компании, это было сделано после выявления случаев несоблюдения субподрядчиками технических решений. "Работы не возобновятся до тех пор, пока мы не будем уверены в том, что подрядчики и субподрядчики полностью разделяют нашу готовность неукоснительно соблюдать предусмотренные законодательством РФ строительные нормы", - заявил собеседник издания.
Демонстративного шага оператора оказалось недостаточно для того, чтобы успокоить чиновников насчет экологической безопасности "Сахалина-2". По словам руководителя Росприроднадзора Олега Митволя, оператор проекта не выполнил более 30 рекомендаций экологов к природоохранной экспертизе проекта.
Беспокойство в связи со сложившейся ситуацией выразил комиссар Евросоюза по энергетической политике Андрис Пибалгс, посчитавший, что российской стороне следует дать "четкое определение" своих претензий. "Чтобы заручиться стремлением компаний инвестировать в многомиллиардные энергетические проекты, в России, как и в любой другой стране, необходим безопасный и предсказуемый инвестиционный климат. Без этого капиталовложения в новые энергопроекты будут весьма проблематичны, учитывая неопределенность будущих мировых энергопоставок", - отметил еврокомиссар.
Вчера о своей обеспокоенности заявила и Великобритания. "Британское правительство глубоко обеспокоено решением Минприроды и находится в тесном контакте со всеми компаниями и властями по данному вопросу", - приводят "Ведомости" слова представителя посольства Великобритании в России.
Киты не любят шума
Митволь предупреждает, что экологические проверки проекта "Сахалин-2" будут продолжены. "Пока мы еще не проверяли водотоки, а также внешние морские акватории. Мы собрали заключение Российской академии наук, замечания общественных организаций и фондов защиты природы", - заявил Митволь во вторник. Он добавил, что ученые считают необходимым приостановить строительство трубопровода и провести ряд экспертиз.
Ранее Росприроднадзор предупреждал, что береговой нефтегазопровод от месторождений "Сахалина-2" в любой момент может быть разрушен селевыми потоками. Помимо разрушения трубопроводов и разливов нефти последствиями схода селевых потоков могут стать загрязнение водотоков горюче-смазочными материалами, разрушение техники и гибель людей, отмечал Митволь.
К такому выводу Федеральная служба по надзору в сфере недропользования пришла в ходе проверки, начатой 25 июля 2006 г. согласно приказу главы МПР. Проверка была завершена 25 августа, на ее основе было подготовлено обращение в Генеральную прокуратуру РФ.
Экологи предупреждают также о возможном снижении популяции редких серых китов в Охотском море. По словам директора московского подразделения Международного фонда защиты животных Марии Воронцовы, киты очень болезненно относятся к повышению уровня шума в акватории. А исполнительный директор института эколого-правовых проблем Экоюрис Виталий Горохов, в свою очередь, обвиняет Sakhalin Energy в перепахивании нерестовых рек. В МПР располагают сведениями и о неразрешенной вырубке леса.
"Мы можем обойтись без этого"
Того, что экологические претензии российских чиновников к Sakhalin Energy "реальны", не отрицают ни российские, ни западные эксперты. В то же время, как отмечает "Financial Times", обеспокоенность России судьбой серых китов и сахалинского лосося "так же приятна, как удивительна". Действительно, экологические организации уже больше 10 лет говорят об опасности реализации проекта, кроме того, МПР давало "рекомендации" и по другим проектам, многие из которых сегодня успешно функционируют.
Впрочем, и сами чиновники не скрывают, что основной причиной отзыва решения о положительной экологической экспертизе "Сахалина-2" стал, главным образом, неудовлетворительный ход реализации Соглашения о разделе продукции.
Летом этого года МПР выражала недовольство в связи с неисполнением графика строительства объектов обустройства месторождений, влекущим за собой изменения в графике добычи. Как отмечало министерство, "это негативно сказывается на интересах Российской Федерации, поскольку отодвигает на более поздний срок точку раздела прибыльной продукции между государством и инвестором, обусловливает удорожание проекта".
Еще более определенно выразился в среду, 20 сентября, посол РФ в Японии Александр Лосюков. "Соглашение о разделе продукции, заключенное более 10 лет назад, в современной обстановке нас совершенно не устраивает, оно невыгодно для России, и в будущем мы не станем заключать ничего подобного", - заявил он, добавив, впрочем, что Россия намерена соблюдать все ранее заключенные соглашения.
О том, что ситуация вокруг проекта "Сахалин-2" отражает изменение отношения власти к СРП, свидетельствует и недавнее заявление директора Департамента государственной политики в области геологии и недропользования МПР Сергея Федорова. "В настоящее время по всем трем российским СРП не выполняется ни один технический проект", - заявил Федоров. Нарушения, практикуемые компаниями при реализации технических проектов освоения месторождений на условиях СРП, по его словам, могут стать причиной досрочного аннулирования лицензий на недропользование.
В начале сентября о желательности перехода участников соглашений о разделе продукции в "национальный режим" заявил помощник президента РФ Игорь Шувалов. Затем прозвучало заявление замглавы МЭРТ Кирилла Андросова о том, что Россия не намерена разрывать действующие соглашения о разделе продукции, но и новые СРП заключать, скорее всего, не станет. Соблюдать "дедушкину оговорку" пообещал и глава МЭРТ Герман Греф. "Что касается действующих соглашений, безусловно, мы должны обеспечить их соблюдение", - заявил он, добавив, однако: "Я считаю, что сегодняшнее состояние инвестиционного климата в стране и внешнеторговая конъюнктура таковы, что мы можем обойтись без этого режима и работать на обычных условиях".
Как сообщает "Газета", МПР на прошлой неделе направило компаниям - операторам проектов, реализуемых на основе СРП официальные запросы информации о технико-экономических показателях реализации соглашений.
Справка. Сейчас в России реализуются три проекта на условиях СРП. Это освоение Харьягинского месторождения (оператор - Total, совладельцы - Hydro и администрация Ненецкого автономного округа), "Сахалин-1" (оператор - Exxon Neftegaz Ltd, совладельцы - ExxonMobil, ONGC, Sodeco и "Роснефть") и "Сахалин-2" (оператор - Sakhalin Energy, совладельцы - Shell, Mitsui Mitsubishi). Российская доля в этих проектах незначительна: в "Сахалине-1" "Роснефти" принадлежит 20%, в Харьяге местные власти контролируют 10%. Добыча на них или уже началась (добыча нефти и газа на "Сахалине-1", нефти на Харьяге и "Сахалине-2"), или вскоре начнется, однако госкомпании в них практически не задействованы.
Нарушения были выявлены при освоении Харьягинского месторождения и при реализации "Сахалина-2". Проблем в отношениях с российскими властями по проекту "Сахалин-1" хватает и у компании Exxon Mobil. 18 сентября стало известно, что Ростехнадзор Дальневосточного федерального округа выдал компании Exxon Neftegas (оператор проекта "Сахалин-1") предписание приостановить загрузку нефти в трубопровод, проходящий по территории Хабаровского края к экспортному терминалу в порту Де-Кастри из-за невыполнения всех необходимых природоохранных мероприятий.
Ранее компания Exxon столкнулась с отказом российских властей увеличить размер ее лицензии на добычу. Речь идет о требовании расширить границы месторождения Чайво в связи с обнаружением дополнительных залежей нефти в объеме 75 млн. тонн. Согласно закону "О недрах", месторождение с объемом запасов 75 млн. тонн попадает в список стратегических.
Показательное дело
Недовольство чиновников Соглашениями о разделе продукции вполне понятно. По данным Минпромэнерго, общие расходы по трем действующим СРП в России ("Сахалин-1", "Сахалин-2" и Харьягинское СРП) с начала реализации составили $18,182 млрд., в то время как в бюджет перечислено всего $407,7 млн.
Здесь необходимо понимать базовый принцип СРП: государство начинает получать свою долю прибыли от эксплуатации национальных природных ресурсов только после того, как инвесторы возместят собственные затраты. Потери бюджета в данном случае - плата за крупные, долговременные и рискованные инвестиции.
Для инвестора СРП является также гарантией от резких изменений национального законодательства в области налогообложения, так как заменяет существующие налоговый режим и режим лицензирования договорными положениями, которые должны сохранять силу в течение всего времени осуществления проекта. "...Если есть режим обычного налогообложения и правительство гарантирует, что в течение ближайших двадцати-тридцати лет этот режим не будет меняться, то ...не было бы смысла в СРП. Но мы прекрасно знаем, что налоговый режим, связанный с добычей полезных ископаемых в России, может меняться достаточно часто", - пояснял в июле этого года в интервью журналу "Эксперт" председатель концерна Shell в Российской Федерации Крис Финлейсон.
Однако у компаний, работающих на основе СРП, нередко возникает соблазн расширить льготы, предоставленные соглашением. Один из возможных способов отсрочить выплаты в бюджет и увеличить собственные поступления - расширение расходной части проекта.
Именно так и поступил оператор проекта "Сахалин-2". В прошлом году Sakhalin Energy потребовала согласовать увеличение сметы проекта с $12 млрд до $20 млрд, мотивировав это "изменением рыночных факторов и уточнением объема работ".
"...Новая смета означает рост возмещаемых государством затрат по проекту и отсрочку получения Россией доходов от «Сахалина-2»", - считает ведущий научный сотрудник Центра энергетических исследований ИМЭМО РАН Игорь Томберг. Комментируя решение МПР, эксперт отмечает, что "режиму СРП в России приходит естественный конец".
О том, что заключенные в начале-середине 90-х соглашения о разделе продукции действительно не выгодны России, говорят и западные эксперты. Так, английская "Guardian" приводит мнение Адама Ландеса, специалиста по анализу нефтегазовой отрасли в компании Renaissance Capital: "Скорее всего, речь идет о жестком продавливании пересмотра заключенных ранее сделок, характер которых был весьма унизителен для России".
Успокоили китов, отпугнули инвесторов
Все это, однако, не снимает одной важной проблемы, а именно проблемы непредсказуемости условий работы западных компаний в России. СРП, призванные минимизировать риски инвесторов, неожиданно стали новым источником рисков, в связи с чем многие аналитики предсказывают снижение активности иностранного капитала в России.
"Правила должны применяться последовательно и в должном порядке, - пишет "FT". - Неожиданный отзыв лицензии - недопустимое поведение даже в отношении мелочной лавки, не говоря уже о инвесторе, вкладывающем 20 млрд долл". А "Wall Street Journal" предупредил на днях, что после случая с "Сахалином-2" планируемый выход российских государственных компаний на мировые биржи в надежде "вытрясти из инвесторов $20-30 млрд" может и не состояться. "The Independent" выражается еще крепче, утверждая, что "западные нефтяники сильно рискуют, танцуя с русским медведем".
По мнению Томберга, опасения зарубежных СМИ по поводу снижения западных инвестиций в российскую экономику "явно преувеличены". "Все негативные моменты, связанные с вмешательством государства, перевешиваются одним - огромным потенциалом российского рынка, помноженным на экономический рост и высокую цену нефти", - считает он.
Впрочем, об отзыве лицензии пока речи не идет. По мнению экспертов, властям и оператору "Сахалина-2" удастся договориться. "Скорее всего, компании договорятся с чиновниками, уступив часть прибыли. Не исключено, что и государство пойдет им навстречу, например, в вопросах увеличения смет на освоение месторождений", - сказал "Газете" Константин Черепанов из Ray, Man & Gor Securities.
Томберг не исключает версии включения "Газпрома" в число участников "Сахалина-2". "Давление, безусловно, ослабнет, но пропорционально росту влияния российской монополии в проекте", - утверждает он.
Справка. Shell и "Газпром" в июне 2005 г. договорились об обмене активами в проектах "Сахалин-2" и "Заполярное - Hеокомские залежи". В результате "Газпром" получит 25% + 1 акция в "Сахалине-2", а Shell - 50% в "Заполярное - Неокомские залежи".
Вчера предположения аналитиков о том, что претензии к Sakhalin Energy связаны с интересами "Газпрома" по вхождению в проект косвенно подтвердил посол РФ в Японии Александр Лосюков. По словам дипломата, присоединение "Газпрома" к проекту "Сахалин-2" может ускорить сроки его реализации. Он добавил, впрочем, что проект состоится в любом случае.
О том, что "Газпром" может воспользоваться сложной ситуацией по "Сахалину-2", чтобы поторопить Shell пустить его в проект, сказал "Ведомостям" аналитик "Атона" Дмитрий Лукашов. По его словам, англо-голландская компания прекрасно понимает, что из-за экологических проблем проект может быть вообще остановлен.
Версию о том, что решение Минприроды может быть связано с закулисными интригами "Газпрома", в компании Royal Dutch Shell отвергают. "Наш опыт работы с 'Газпромом' показывает, что эта компания, как правило, решает все вопросы за столом переговоров. Потому мы не склонны связывать случившееся с какими-то решениями 'Газпрома'", - заявил "Коммерсанту" пресс-секретарь Shell в России Максим Шуб.
20 сентября стало известно о том, что "Газпром" приостановил переговоры с англо-голландской компанией по обмену активами в рамках энергетического проекта "Сахалин-2". Как отмечают "Ведомости", концерн предпочитает дождаться разрешения проблем Shell с экологами. Специалисты не сомневаются: когда иностранцы договорятся с чиновниками, переговоры будут продолжены.
Ольга Сухова, ДИП РИА Новости
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников