Рейтинг@Mail.ru
Новый генсек ООН: шерше ля фам? - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Новый генсек ООН: шерше ля фам?

Читать ria.ru в
Дзен
Совет «Ищите женщину» в применении к кандидатуре нового генерального секретаря ООН был услышан - первая женщина нашлась. На днях Вайра Вике-Фрейберга, президент Латвии, официально объявила, что готова сменить свою резиденцию с видом на реку Даугаву на небоскреб на Ист-ривер. Этот решительный поступок, надо думать, несколько обескуражил пять уже имеющихся официальных кандидатов на должность главы важнейшего международного форума...

Политический обозреватель РИА Новости Владимир Симонов.

Совет «Ищите женщину» в применении к кандидатуре нового генерального секретаря ООН был услышан - первая женщина нашлась. На днях Вайра Вике-Фрейберга, президент Латвии, официально объявила, что готова сменить свою резиденцию с видом на реку Даугаву на небоскреб на Ист-ривер.

Этот решительный поступок, надо думать, несколько обескуражил пять уже имеющихся официальных кандидатов на должность главы важнейшего международного форума. Именитые политики вроде Зейда Хусейна, иорданского принца, кузена короля Абдуллы II, Суракиарта Сатиратая, вице-президента Таиланда, или Пан Ги Муна, нынешнего министра иностранных дел и торговли Южной Кореи, вряд ли относятся к клану женофобов. Но они верили и продолжают верить в справедливость неписанного правила географической ротации, согласно которому пост генсека ООН должен переходить от континента к континенту.

Сейчас настал черед Азии. Два последних генеральных секретаря - Кофи Аннан (Гана) и Бутрос Бутрос-Гали (Египет) - представляли Африку. Ранее три главы ООН были выходцами из Европы, один - из Южной Америки и один - из Азии. Южноамериканец Хавьер Перес де Куэльяр (Перу) правил организацией относительно не так уж давно - в 80-х годах прошлого столетия. Зато азиатский континент не имел своего человека на этом высоком посту с времен У Тана (Бирма), чей срок службы в стенах ООН пришелся на 60-е.

Естественно, можно понять чувство некоторой обделенности, которое с некоторых пор мучает азиатскую дипломатическую общину. Ее настроения разделяют и представители Африки. А это вкупе уже составляет солидное большинство членов Генеральной Ассамблеи ООН. Не пора ли прислушаться?

Вовсе нет, сказала, как отрубила, президент Латвии. В своем заявлении она наотмашь отвергла географический принцип выборов генсека. И выдвинула в пользу своей кандидатуры бесспорный, как ей представляется, тезис: в течение 60 лет генеральным секретарем ООН ни разу не становилась женщина.

Вообще говоря, с этим действительно не имеет смысла спорить. Конечно, равноправие полов должно когда-нибудь восторжествовать и на высшей должности в Объединенных Нациях. Даже беглый взгляд по странам и континентам останавливается на соцветии выдающихся женщин-политиков, каждая из которых теоретически достойна статуса «первой леди ООН», - будь то президент Финляндии Тарья Халонен, премьер-министр Новой Зеландии Хелен Кларк или бывший глава Всемирной организации здравоохранения Гро Харлем Брудтланд.

Но эти леди, тоже размышляющие, не выставить ли свою кандидатуру, вряд ли рассматривают Вайру Вике-Фрейберга в качестве своей конкурентки. С их точки зрения, как и в представлении большей части мирового сообщества, у латышки есть серьезный и непоправимый изъян. Она руководитель страны-члена НАТО.

Мыслимо ли представить себе генерального секретаря ООН, который в перерыве между двумя сессиями Совета Безопасности может распорядиться направить боевой воздушный патруль НАТО к границам одного из постоянных членов этого Совета - России? После вступления стран Балтики в Североатлантический альянс истребители НАТО круглосуточно дежурят на военных аэродромах вплотную к российским рубежам.

Впрочем, не исключаю, что именно причастность кандидата в новые генсеки к натовской общине и гарантирует ей благосклонность некоторых мировых столиц. В противном случае трудно объяснить, почему идея о переселении Вике-Фрейберга из Риги в ООН впервые всплыла еще год назад не где-нибудь, а именно в американских СМИ. Здешние комментаторы склонны расценивать латвийского президента как весьма удобную, с точки зрения США, кандидатуру. Конечно, это удобно: сегодня общаешься с человеком в Нью-Йорке, а завтра продолжаешь обсуждение, возможно, тех же самых тем, но уже в штаб-квартире НАТО в Брюсселе.

Меня особенно позабавило то место в заявлении Вике-Фрейберга о ее желании баллотироваться на пост генсека, где она напоминает, как будто мы это забыли, что ООН «играет существенную роль в защите различных групп людей как в богатых, так и в бедных странах». Мне сразу пришла в голову мысль о большой, точнее, очень большой группе людей - числом 475 тысяч - которых латвийский президент могла бы защитить немедленно, не перемещаясь для этого в  Нью-Йорк.

Это русскоязычные жители ее собственной страны, до сих пор имеющие фиолетовые паспорта изгоев с унизительной записью «негражданин».

Более 40 процентов населения Латвии обречены на мрачный удел: ущербность политических и гражданских прав, запреты на профессии, дискриминацию в бизнесе, короче на статус людей второго сорта. Причем, это  сознательная государственная политика Риги.

И это личная позиция г-жи Вайры Вике-Фрейберга. В недавнем интервью президент Латвии высказалась о положении русскоязычного меньшинства с подкупающей откровенностью: «Им надо принять, что это независимая страна, и стать латышами российского происхождения, но латышами. Если они хотят быть русскими - пусть едут в Россию.» То есть президент страны публично отказала чуть ли не половине своего населения в праве на национальный язык, традиции и культуру. Чтобы заслужить гражданство, русскоязычный изгой должен, по мнению главы государства, переродиться в латыша.

Пренебрежение Латвии к правам нацменьшинств приобрело характер демонстративного вызова после 1 мая 2004 года, когда она вступила в члены Европейского Союза. Тогда Рига вроде бы приняла на себя обязательство соответствовать так называемым «копенгагенским критериям» членства в ЕС, в том числе и в области зашиты прав человека. Но апартеид в отношении русскоязычных лишь усилился.

Теперь нам предлагают избрать политика, разделяющего это неприемлемое представление о гуманитарных ценностях, на высший пост в Организации Объединенных Наций. Зачем? Чтобы она распространяла ту же идеологию нетерпимости к правам нацменьшинств из кресла генерального секретаря в мировом масштабе? Надеюсь, третий тур «конкурса красоты», как называют рейтинговое голосование по кандидатурам - а оно назначено на 27 сентября - докажет нечто отрадное. Что все 15 представителей стран-членов Совета Безопасности находятся пока еще в здравом  уме и твердой памяти.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала