Рейтинг@Mail.ru
Не совсем голубые каски - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Не совсем голубые каски

Читать ria.ru в
Дзен

В Ливане закончила свою работу рекогносцировочная группа из полутора десятка российских военных инженеров, так называемый саперный разведдозор. Она определила объем предстоящих работ, состав сил и технических средств для восстановления дорог, мостов и другой инфраструктуры страны, пострадавшей от авиационных бомбардировок и ракетных ударов. Хотя предварительный ущерб, нанесенный войной, в принципе, известен. Это материальные потери, оценивающиеся в 3 миллиарда 612 миллионов долларов, среди которых числятся 107 разрушенных мостов, 136 автотрасс, в том числе и международных. Потери «транспортного сектора» оцениваются в 484 миллиона долларов.

Правда, по предварительным прикидкам уже известно, что в Ливан, если такое решение одобрит Совет Федерации, а в этом нет никаких сомнений, будет отправлен усиленный российский инженерно-саперный батальон - 350-400 военнослужащих-контрактников со всей своей штатной техникой и одним-двумя взводами охраны. Он будет восстанавливать не все разрушенные мосты и дороги, а только те, что не входили в зону боевых действий, которая протянулась от израильской границы до реки Литании. Более того, действовать наши воины станут не в составе пятнадцатитысячного контингента международных миротворческих сил, которые направляет в страну Организация Объединенных Наций, а самостоятельно - на основе двусторонних соглашений с ливанским правительством. Все расходы, связанные с пребыванием  наших саперов на ливанской земле, с переброской в ближневосточную страну железной дорогой и морем тяжелой инженерной техники, ее эксплуатацией и материально-техническим обеспечением берет на себя российское правительство и родное министерство обороны. А отправить нужно сотню специальных машин - таких, как инженерные машины разграждения ИМР-2МА, танковые мостоукладчики МТУ-72, тяжелые механизированные мосты ТММ-6, универсальные дорожные машины УДМ, путепрокладчики ПКТ-2, скреперы, бульдозеры и другие землеройные и сваезабивочные средства. Сколько это будет стоить, пока точно не известно. Но то, что одним миллионом долларов не ограничится, совершенно ясно.

Обратим внимание и еще на такую деталь. Очень существенную. Наши солдаты и офицеры не будут обладать статусом миротворцев, на них не станут распространяться международные юридически-правовые нормы, оберегающие «голубые каски» от всяческих неприятностей, связанные с рисками пребывания военнослужащих в зарубежных «горячих точках», а так же серьезные финансовые гарантии ООН в случае гибели воина, его ранения или увечья. В Ливане тысячи неразорвавшихся бомб, снарядов и мин. Не дай Бог, что случится, страховку, как и командировочные расходы и суточные - станет выплачивать ведомство господина Кудрина. А «щедрость» этой организации по отношению к собственной армии известна: с голоду умереть не даст, но и жирок поднакопить - тоже.

Зачем же России идти на подобные риски и жертвы? С какой стати нам оказывать Ливану такую достаточно дорогую, во всех отношениях, благотворительность - мы с ним не союзники и даже не соседи? Почему не послать своих воинов в эту страну в качестве миротворцев за счет ежегодных выплат в фонд Организации Объединенных Наций, как это мы делали все предыдущие годы, когда отправляли и отправляем свои войска в Косово, Боснию и Герцеговину, Абхазию, Сьерра-Леоне, Эритрею и Судан? Чем нам не угодил международный миротворческий контингент? Все это очень интересные вопросы, требующие осмысления. А ответы на них - хотя бы достойной и обоснованной аргументации. Попробуем их найти. И начнем с того, что работа отечественных саперов на чужой земле по двустороннему соглашению с правительством принимающего их государства - не такая уж новость.
Можно вспомнить, как в шестидесятых годах прошлого столетия наши саперы на страшной жаре, доходившей до 50-60 градусов в тени, разминировали землю Алжира после того, как оттуда ушли французские войска. 1200 километров алжирско-тунисской границы и 900 - алжирско-марокканской. Всего сто двадцать тысяч квадратных километров. Наши воины обнаружили и обезвредили тогда более полутора миллиона мин и снарядов, заплатив за это двадцатью пятью жизнями. В 1974 наши моряки протралили 34 километра Суэцкого канала. Двумя годами раньше 60 квадратных миль фарватера порта Чаттагонг в Бангладеш. 200 тысяч американских мин и снарядов уничтожили наши солдаты и офицеры в восьмидесятых годах прошлого века и в Лаосе, в тропиках знаменитой Долины Кувшинов, что стоило  стране и армии восьми человеческих жизней.

Но это были времена Советского Союза, наши воины выполняли «святой интернациональный долг». Никто не спрашивал, зачем, почему, сколько и что это будет стоить стране и ее гражданам. Такие мысли даже в голову никому не приходили. А отказаться от отправки за рубеж, от рискованной и тяжелой работы не было никакой возможности - не позволяли присяга и трибунал. Да и нормальной жизни ни для кого из «уклонистов» потом не было бы - ни возможности поступить в престижный вуз, ни сделать деловую или партийную карьеру, ни просто устроиться на нормальную, достойно оплачиваемую работу. «Хвост», в виде соответствующей записи в личном деле, тянулся бы за человеком всю его сознательную жизнь.

Сегодня все проще. Есть возможность для солдата-контрактника, как и для офицера, под тем или иным предлогом отказаться от поездки в Ливан, и ему за это, по большому счету, ничего не будет. Есть вполне осязаемый и реальный риск, но есть и шанс проверить свои профессиональные  и человеческие, морально-волевые качества, а заодно и заработать не очень большую, но весьма приличную по сравнению с денежным содержанием сумму. В пределах тысячи долларов в месяц. Но это для каждого отдельного человека. А что для России и ее армии? Интернационального долга уже нет, «солидарности с трудящимися и угнетенными»  - тоже. Какая у нее тут выгода? Какие политические риски и национальные интересы? Вот тут-то все намного сложнее.

Россия в лице своего политического и военного руководства принципиально отказалась ввести свои войска в состав миротворческих сил, сославшись на то, что резолюция 1701 Совета Безопасности ООН о прекращении войны в Ливане, за которую, кстати, голосовал и представитель нашей страны, не очень четко прописывает права и обязанности миротворческого контингента, его статус и возможности выполнения им своей ответственной работы. Хотя 11 и 12 пункт этой резолюции, на мой взгляд, достаточно определенно «уполномочивает UNIFIL (Международный миротворческий контингент для Ливана - В.Л.) предпринимать все необходимые шаги в районе развертывания его сил и в пределах их возможностей для обеспечения гарантий, что район их деятельности не используется для враждебных действий никакого вида, противодействовать попыткам таких действий согласно мандату СБ ООН и защищать персонал ООН, средства обслуживания, сооружения и оборудование, а так же гарантировать безопасность  и свободу  передвижения персонала ООН, гуманитарных служащих и защитить мирных жителей от неизбежной угрозы физического насилия»...

Что тут не очень четко прописано, не понятно? И почему нашим генералам не ясен «предел возможностей для обеспечения гарантий»? Может, потому что в резолюции не сказано, какую именно операцию проводит в Ливане UNIFIL  - операцию по поддержанию мира или операцию по принуждению к миру? А та и другая операция, как считают наши парламентарии, в частности, руководители комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев и комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов, могут привести к попаданию наших солдат в конфликтную ситуацию с применением огнестрельного оружия. Чего хотелось бы избежать.
Забота о безопасности собственных солдат и офицеров понятна. Но ничто не гарантирует им такой безопасности и вне района действий миротворцев, за рекой Литания. Не случайно инженерно-саперный батальон усиливают одним-двумя взводами охраны. Тут, конечно, ситуация - в другом. Просто российское политическое и военное руководство хочет пройти в Ливане, что называется, между каплями дождя, не замочив штанов и даже зонтика.

Продемонстрировать свое присутствие на Ближнем Востоке, солидарное участие в ряду других государств в восстановлении тут мирной жизни, даже за свои собственные деньги, а заодно не испортить отношений ни с  кем из конфликтующих сторон. «Хезболлу» в России, в отличие, например, от США и Израиля, не считают террористической организацией. Более того, здесь понимают, что она представляет собой не только вооруженное крыло, пожалуй, самой авторитетной в Ливане партии и общественного движения, но и в какой-то мере - значительную часть ливанского народа, чьи надежды и чаяния и выражает «Хезболла». Именно поэтому ее представителей и избирают в парламент Бейрута.

Ссориться с «Хезболлой», принимать участие в изъятии оружия у представителей этой организации или арестовывать их при возникновении какой-либо конфликтной ситуации в районе действий  UNIFIL - может оказаться себе дороже. Пребывание миротворцев в «горячей точке» - дело временное, сколько бы  такая операция ни тянулась, а память народная - неизгладима. Одно-два «неловких движения» собственных миротворцев, и с таким трудом добытый и удерживаемый авторитет в арабском мире можно потерять навсегда. А заодно - растратить возможности получения серьезных дивидендов от военно-технического сотрудничества со странами Арабского Востока.

Не с руки России усугублять и так не очень хорошие на сегодняшний день отношения с Израилем. Достаточно того, что там ее продолжают упрекать за то, что «Хезболла» воевала с ЦАХАЛ российским оружием и подбила гранатометами и ПТУРами российского происхождения два с половиной десятка израильских бронированных машин. Одновременно подозревают ее и в более «страшном грехе» - помощи противнику в развенчании мифа об абсолютной неуязвимости танков «Меркава». И хотя в Москве утверждают, что факты передачи «Хезболле» именно российского, а не советского оружия, из поставок России, предположим, Сирии или Ирану не доказаны, горечь этих обвинений все равно остается. Более того, еще надо как-то преодолеть отчуждение Тель-Авива, возникшее из-за того, что в прошедшем вооруженном конфликте официальная Москва не поддержала Израиль демонстративно, не выразила ему свою всестороннюю поддержку. Хотя бы на дипломатическом и информационном уровне. А многие политики этой страны, да и люди, сочувствующие ей и народу Израиля, придерживаются ветхозаветной заповеди: кто не с нами, тот против нас. Надо, к тому же, учесть, что за спиной Израиля всегда просматриваются США, еврейское лобби в конгрессе и сенате Вашингтона, в его деловых и финансовых кругах. Не ровен час, усугубишь все эти непреходящие обиды и предубеждения.  Зачем?

Есть и еще один, весьма любопытный аргумент. Тоже не высказанный официальной Москвой, но, тем не менее, существующий. Ей не хочется отдавать свои войска под командование представителей НАТО. Кто бы это ни был, в том числе, может, и симпатизирующий русским французский или итальянский генерал. Россия уже имела недавний вполне реальный опыт участия в миротворческих силах, которые возглавляли натовские военные, в Косово. Там ее подразделения «раздробили» на  три части, разместили в трех, не связанных между собой совместными границами зонах, не позволив нести личной ответственности за какой-то конкретный район проживания сербов или албанцев. Никакого конкретного воздействия на ситуацию в крае в тех рамках, как это виделось в Кремле, они оказать не могли. Потому и были выведены из страны. Как выразился тогда бывший председатель комитета Госдумы по обороне Андрей Николаев, «чтобы не освящать российским флагом геноцид сербского населения». 

Повторять этот неприятный урок России совсем не хочется.

Но с другой стороны. Участие российского контингента в миротворческой операции в Ливане продемонстрировало бы ее авторитет, как нейтрального и цивилизованного государства, приверженного к установлению добрососедских и взаимоуважительных отношений между конфликтующими сторонами. На основании которых можно решать противоречивые проблемы, вызванные  взаимным непониманием и стремлением силой оружия достичь своих эгоистических целей за счет игнорирования коренных интересов соседа и  подавления силой его воли к сопротивлению. Как, к примеру, это сегодня пытается делать Россия в Абхазии, Южной Осетии и Приднестровье. Накануне обсуждения на Генеральной ассамблее ООН  «замороженных конфликтов» постсоветского пространства, которое инициировали страны ГУАМ, это был бы очень продуктивный шаг. Но, увы, видимо, в Кремле на первое место были поставлены другие аргументы. О некоторых из них мы и поразмышляли.

...Отправится в Ливан наш инженерно-саперный батальон, как пообещал министр обороны России Сергей Иванов, в конце сентября. Пробудет где-то три-четыре месяца. Будут наши ребята носить на голове «голубые каски» - не будут, слегка разбогатеют или нет, не так важно. Главное, чтобы они все, без исключения, вернулись домой живыми и здоровыми. Чтобы авторитет нашей страны в ходе этой многосложной и пронизанной международными  интригами операции никак не пострадал. А все остальное - недопонимание, обиды, возможные противоречия, нецелесообразное и неэкономное расходование денег и потерю каких-либо «железок» и других материальных средств, которые пригодились бы и дома,  - мы все же переживем.
И не такое переживали.   

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Блог Виктора Литовкина

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала