Обозреватель РИА Новости Татьяна Синицына.
Проект Сахалин-2 фактически находится на скамье подсудимых. Исковое заявление в Пресненский суд Москвы подала Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Она потребовала отменить приказ Министерства природных ресурсов России от 15.07.2003 года №600 «Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов технико-экономического обоснования комплексного освоения Пильтун-Астохского и Лунского лицензионных участков». Речь идет о втором этапе проекта Сахалин-2.
Материалы, составившие основу искового заявления, оказались в распоряжении Росприроднадзора минувшим августом. Как пояснил заместитель Руководителя этой организации Олег Митволь, ученые Дальневосточного отделения Российской Академии Наук прислали сообщение, из которого следовало, что сложности природных условий на Сахалине недооценены, и сегодня продолжение строительства трубопроводов несет в себе угрозу единовременного разрушения или повреждения трассы в десятках местах. Инспекторы обнаружили также, что в районе Фирсовского лесничества Долинского лесхоза прокладка трубопровода уже стала причиной оползневых процессов, напрямую угрожающих лесному фонду.
В исковом заявлении Росприроднадзора приводятся также факты невыполнения операторами Сахалин-2 рекомендаций Государственной экологической экспертизы (ГЭЭ), перечисляются многочисленные отклонения от технико-экономического обоснования проекта. Например, не был приведен в соответствие с условиями местности комплекс противоэрозийных мероприятий.
В ходе камеральной проверки летом этого года инспекторы Росприроднадзора зафиксировали и невыполнение условий лицензии на водопользование. Превышены объемы сбросов сточных вод с платформы «Моликпак», в них превышено содержание нефтепродуктов. Кроме всего, постоянно задерживаются сроки предоставления государственных статистических отчетов по водопользованию.
Как видно из приведенного перечня нарушений, причин для обращения в судебную инстанцию предостаточно. К месту заметить, что это - не первая правовая атака российских экологов против инвестиционной компании «Сахалинская энергия», оператора проекта Сахалин-2. Четыре года назад коалиция из 50 правозащитных организаций, российских и зарубежных, возбудила дело против Министерства природных ресурсов, давшего положительное заключение на экологическую экспертизу второй фазы проекта "Сахалин-2". Истцы посчитали, что, из-за попустительства государства, действия нефтедобытчиков угрожают экологической катастрофой не только на Сахалине, но и во всем регионе. Процесс, в вялом темпе, продолжается и поныне. Теперь вот - еще один, уже от имени государства.
Подробнее - об ответчике. Компания "Сахалинская энергия" представлена тремя промышленными корпорациями: нидерландской Shell (более 50% акций), японскими Mitsui и Mitsubishi. Этот проект, вступивший в силу в 1996 году наряду с проектом "Сахалин-1", является первым опытом сотрудничества России с иностранными компаниями на основе Соглашения о разделе продукции (СРП). Он дал старт широкомасштабному освоению нефтегазовых богатств края.
Нефтяники переживают эйфорическое чувство бума, а экологи, тем временем, указывают на негативные экологические последствия от реализации нефтегазовых проектов в этом районе Охотского моря. Зарегистрировано уменьшение количества промысловой рыбы, у редкого вида - серых китов, место нагула которых располагается поблизости, резко снизилось число молодняка. Правозащитники природы считают, что инвесторы ведут себя некорректно по отношению к чужой земле, демонстрируя порочный принцип - «после нас хоть трава не расти». "Мы не против добычи нефти на Сахалине, но мы хотим, чтобы здесь применялись такие же экологические подходы, какие демонстрировались, например, при прокладке подобного трубопровода на Аляске", - говорят экоюристы.
А как было на Аляске? 1200 км труб там уложили за $20 млрд. России же был предложен дешевенький вариант: 900 км - за $850 млн., без затрат на экологический пиетет. Это означает, что нефтяные трубы ложатся в обыкновенные траншеи, прорытые бульдозером по принципу кратчайшего расстояния до цели. В итоге будут прорезаны более 1 тысячи водных объектов, среди которых - вековые места нереста рыбы. Так почему бы и в России не реализовывать подобный экологически щадящий вариант промышленного проекта? Казна уже позволяет тратиться на экологию.
Несмотря на то, что экологические причины, на которых основан иск Росприроднадзора, вполне весомы и убедительны, зарубежная пресса стремится политизировать ситуацию. «Россия агрессивно осуществляет государственный контроль над ресурсами», - трубит японская пресса. «Концерн Royal Dutch Shell попал в России под давление, концерну грозит потеря лицензии», - забеспокоились в Европе. При этом вывод делается вполне определенный: таким образом правительство России хочет ограничить влияние иностранных концернов в своем энергетическом секторе.
Однако ситуация прагматична. Возможно, сегодня государство действительно хочет иметь некие иные подходы в решении проблем Сахалинского шельфа - более выгодные, соответствующие экономическим реалиям, национальным интересам. Правовые положения, рождавшиеся в середине 90-х годов, определялись в условиях экономического кризиса, низкой цены на углеводородное сырье. Сегодня ясно, что режим доступа к ресурсам следует менять, в том числе - иначе смотреть и на экологическую составляющую. Россия хочет добиться честного партнерства, уважения взятых обязательств и законов страны, куда иностранцев приглашают не просто работать, а множить свои капиталы.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции