Политический обозреватель РИА Новости Андрей Кисляков.
Кажется, судьба наконец-то, если не улыбнулась, то, по крайней мере, перестала насмехаться над главной международной космической программой - МКС. Очередной американский шаттл успешно пристыковался к станции, а скоро и новый, уже 14-й экипаж прибудет на российском корабле.
Сегодня - все хорошо. А завтра? Точнее, послезавтра, где-то в 2015 г., когда, собственно, только и начнется настоящая работа. Но тогда Россия собирается разворачивать собственную высокоширотную орбитальную станцию, которую уже окрестили «Мир-2». Зачем? Конечно, существует определенное разъяснение Роскосмоса, но, - все по порядку.
А порядок этот определяют, в частности, ряд высказываний, которые сделали представители отечественной космонавтики в последние дни лета.
Начнем с того, что заместитель руководителя Роскосмоса Виталий Давыдов, выступая на V Международном аэрокосмическом конгрессе в Москве, заявил, что строительство российского сегмента МКС завершится в 2011 г. с запуском исследовательского модуля. Но в том же выступлении Давыдов замечает, что «в период с 2016 - 2025 годы планируется завершить эксплуатацию МКС...»
В принципе, сроки размером с декаду удивляют, но, прежде всего, настораживает возможность полноценно поработать на станции всего 4 года, а то и меньше. Кроме того, сложно говорить о серьезной работе, тем более, строить грандиозные планы, требующие, по крайней мере, полного десятка лет для реализации, когда вот-вот начнется процесс дезактивации станции.
Между тем, обращаясь все к тому же Конгрессу, глава самой мощной российской космической корпорации «Энергия» Николай Севастьянов обрисовал перспективы начала использования орбитального комплекса как форпоста межпланетных пилотируемых полетов именно в период с 2011 по 2015 гг. В это время планируется совершить четыре экспедиции к Луне на модернизированном корабле «Союз», который должен стартовать с МКС.
Причем, только последняя экспедиция предполагает высадку космонавтов на поверхность спутника Земли. Иными словами, можно сказать, что настоящие исследования по российской лунной программе, о которой так энергично говорят в последнее время в «Энергии», начнется никак не раньше программы по затоплению самой МКС!
Сегодня не будем рассматривать международный аспект программы станции. Только отметим, что собственно российских финансовых ресурсов однозначно не хватит на полномасштабное научное использование комплекса, не говоря об организации дальних пилотируемых экспедиций.
Но как раз в Роскосмосе хотят строить работу исключительно по личному плану. Вот что сказал на упомянутом Конгрессе руководитель этой организации Анатолий Перминов.
«В период 2016-2025 годы планируется завершить эксплуатацию МКС и начать создание новой пилотируемой орбитальной инфраструктуры, основным ядром которой должна стать отечественная высокоширотная многоцелевая пилотируемая космическая станция. Создание такой системы на орбите с наклонением около 70° обеспечит обзор всей территории России и прилегающих к ней районов, поскольку в настоящее время на Российском сегменте МКС можно наблюдать только 6-7% территории России. Это позволит в десятки раз увеличить объем решаемых задач в интересах широкого круга российских пользователей. Предполагается создать на этой станции опытно-промышленное производство материалов, препаратов и веществ со свойствами недостижимыми или труднодостижимыми на Земле, развить методы мониторинга Земли из космоса в интересах экономики и социальных потребностей, а также обеспечить коммерческое использование результатов исследований и экспериментов. Кроме того, в этот период будут отрабатываться технологии в обеспечение освоения межпланетных экспедиций на Луну и Марс».
Получается, что мы будем одновременно и «отрабатывать технологии...» и строить новую станцию, неизвестно как увязанную с международным комплексом. Но - главное: откуда возьмутся на все средства? Правда, в Роскосмосе не исключают, что в проекте исключительно российской станции «примут участие и зарубежные партнеры. Мы будем только приветствовать это», - с оптимизмом констатирует руководитель пресс-службы Агентства Игорь Панарин.
Если не считать самых стойких и ценных российских партнеров в области исследования космоса - Белоруссию и Казахстан, то «обзор всей территории России» действительно может заинтересовать только «рыцарей» из соответствующих зарубежных служб. Но вряд ли это достойно приветствия.
Кстати, насчет самого обзора. Зачем такой визуальный обзор вообще нужен? Весь мир с успехом эксплуатирует и получает огромные дивиденды от автоматической работы спутников дистанционного зондирования и мониторинга земной поверхности.
Как раз широкое коммерческое использование научных спутников, а еще в большей мере - спутников связи создает наряду с должным государственным финансированием необходимые материальные предпосылки для успешного решения глобальных задач в области космонавтики.
Однако мы все чаще предпочитаем громаду планов, столь необходимой, но незаметной и рутинной работе. В результате российские производители спутников связи, если не вмешается государство, могут стать в ближайшее время неконкурентоспособными на мировом рынке. Об этом на Конгрессе говорилось уже далеко не в мажорном докладе сибирского НПО прикладной механики им. Решетнева.
Если так пойдет и дальше, то вопрос о том, для чего нужна российская космонавтика, обойти уже не удастся.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции