Рейтинг@Mail.ru
Россия между СНГ и ЕС - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Россия между СНГ и ЕС

Читать ria.ru в
Дзен
Страны Содружества сейчас довольно сильно разошлись. По-разному проходят рыночные преобразования. Велики различия и в создаваемых политических системах. Россия реализует проект «управляемой демократии» при восстановленной вертикали власти. Казахстан и Азербайджан придерживаются похожей модели. К ней же тяготеют Армения и Киргизия, но у последней крайне слабый центр. Украина, Молдова и Грузия объявляют...

Руководитель Центра стран СНГ и Балтии Института экономики РАН, член Экспертного совета «РИА Новости» Леонид Вардомский.

Страны Содружества сейчас довольно сильно разошлись. По-разному проходят рыночные преобразования. Велики различия и в создаваемых политических системах. Россия реализует проект «управляемой демократии» при восстановленной вертикали власти. Казахстан и Азербайджан придерживаются похожей модели. К ней же тяготеют Армения и Киргизия, но у последней крайне слабый центр. Украина, Молдова и Грузия объявляют о следовании европейским ценностям и намереваются строить демократию по стандартам ЕС, но пока далеки от политической стабильности и не могут придерживаться этой линии без внешней поддержки. В остальных странах речь идет о явном приоритете крепкой центральной власти при включении в систему некоторых демократических элементов.

Разные принципы организации власти и методов хозяйствования объективно понижают совместимость экономик. Ситуация, при которой главными факторами  сотрудничества являются первые лица государств, естественным образом ограничивает интеграционные процессы. И нынешняя стагнация сотрудничества в СНГ в определенной степени отражает достижение его предела.

Нет динамики в экономическом взаимодействии и потому, что оно базируется, главным образом, на традиционных технологиях. За годы независимости практически во всех странах СНГ произошла примитивизация структуры промышленности. В торговом обороте России и других стран Содружества преобладают топливо, сырье и металлы, доля которых превышает 50%. Уменьшение в экспорте сегмента обрабатывающей промышленности, высокотехнологичных отраслей объективно сужает основу многостороннего взаимодействия. Топливно-сырьевой сектор не обладает достаточной энергетикой для развертывания интеграции. Выход на мировой рынок с однотипной продукцией, нефтепродуктами, металлами, удобрениями, текстилем вызывает конкуренцию, приносит государствам Содружества серьезные убытки.

Стремление усилить свои позиции на рынке соседей реализуется за счет предложения товаров по более низкой цене, зачастую в ущерб качеству.  А это, в свою очередь, нередко заставляет членов СНГ вводить ограничения в торговле с партнерами в целях защиты «своих» производителей. Такие меры, как известно, вообще  не совместимы с интеграцией.

Еще один разобщающий фактор - поляризация государств по доходам. Россия и Казахстан сегодня относятся к числу стран среднего уровня развития, в то время как Киргизия и Таджикистан лидируют среди наиболее бедных в мире. Наблюдается рост социальных и региональных различий, что в сочетании с этно-политическими конфликтами и  этно-культурными трениями создает угрозы внутренней дестабилизации для некоторых участников СНГ. Все это в купе делают крайне затруднительной выработку общей повестки дня и выбор приемлемой модели межгосударственного сотрудничества. Собственно, это и отражает практическая деятельность СНГ как организации.

Между тем геополитически пространство Содружества, безусловно, важно для России с точки зрения восстановления позиций мировой державы. Россия стремится к сохранению контроля над пространством СНГ в военном и внешнеполитическом плане, заявляет о нем, как о зоне своих жизненных интересов, ревниво относится к деятельности здесь третьих сил. Однако главные экономические интересы нашей страны  лежат вне Содружества.

Россия может получить от деятельности постсоветских региональных объединений существенно меньшие эффекты, чем другие страны-участницы. На долю стран СНГ приходится около 15% нашей внешней торговли, в то время как на ЕС - более половины. Кроме того, страны-партнеры из СНГ имеют ограниченный инвестиционный потенциал, который Россия могла бы использовать для модернизации своей экономики. Резко преобладающая часть иностранных инвестиций поступает в Россию опять же из стран ЕС. Таким образом, дисбаланс между политическими и экономическими интересами России в СНГ очевиден.

На постсоветском пространстве Россия по-прежнему остается главным действующим лицом, определяющим его существование как геополитической данности. Российская политика в отношении новых независимых республик все годы после распада СССР была ситуативной, но в ней всегда присутствовал элемент ценовых преференций, в основном на природный газ. В 2003-04 годах произошли существенные изменения, связанные с учетом внешнеполитического «поведения» стран-партнеров. Россия хотела бы взять курс на принятые в мировой практике  стандарты, что соответствует требованиям ВТО для региональных торговых группировок. Однако стремление РФ перейти от льготных к рыночным ценам на природный газ, по сути, разрушает одну из главных экономических основ существования СНГ.

Сегодня наиболее важным и  практически единственным инструментом, консолидирующими пространство СНГ вокруг России, остается безвизовый режим (за исключением Грузии и Туркменистана). По оценкам экспертов, численность занятых в России  мигрантов, в основном из стран СНГ, колеблется от 3 до 7 млн. в пик сезонного привлечения рабочей силы. «Теневой» заработок иностранных рабочих достигает 8 миллиардов долларов, из которых не менее половины вывозится из России.

Нет сомнений в том, значение регионального сотрудничества для экономического развития независимых государств в ближайшее десятилетие будет усиливаться. Возможная активизация интеграции обусловлена начавшейся модернизацией экономики стран Содружества. Это обстоятельство объективно повышает интерес к рынкам друг друга. Важно отметить усиление проинтеграционных тенденций и в политике самой России. Они связаны как с укреплением ее политических и экономических позиций в международном сообществе, так и с проходящими изменениями в миропорядке.

Сейчас Россия, ЕС, Китай, Япония, Индия, Иран, Бразилия формируют новые глобальные центры. Эти центры оспаривают доминирование США в мировой политике и одновременно конкурируют друг с другом за укрепление собственного позиционирования. Россия, находясь между Северной Америкой, ЕС и исламским миром, является и растущим центром, и одновременно ареной борьбы за ее ресурсы, инновационный потенциал и рынок.  

В этих условиях первостепенную важность приобретает  воля стран-партнеров к достижению поставленных целей. Сегодня в рамках СНГ сложилось интеграционное ядро Россия-Казахстан. Их экономические отношения отличаются активным взаимопроникновением национальных капиталов. По характеру системных преобразований и по ВВП на душу населения эти две страны весьма близки друг к другу. К тому же отношения не омрачают проблемы транзита и цены на газ. Страны имеют самую протяженную в мире сухопутную границу. При этом Казахстан располагает широким фронтом границ с республиками Центральной Азии, а Россия - с европейскими и кавказскими участниками СНГ.

В целом Содружество как международная организация в ближайшие годы сохранит свои консультационно-координационные функции как для стран евроатлантической направленности, так и евразийской ориентации. А развитие совместных инфраструктурных проектов окажет им полезную услугу в укреплении собственных позиций.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала