Рейтинг@Mail.ru
Новый телесезон с низкого старта - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Новый телесезон с низкого старта

Читать ria.ru в
Дзен
Телеканалы рванули с места в карьер, расталкивая друг друга локтями. И «Россия», и Первый начали с высокорейтинговых ледовых феерий в одном формате и со сходными фамилиями «Танцы на льду» и «Звезды на льду». В ответ на недоуменные вопросы телекритиков о разительном сходстве программ, их создатели говорят одно: конкуренция...

Телеканалы рванули с места в карьер, расталкивая друг друга локтями. И «Россия», и Первый начали с высокорейтинговых ледовых феерий в одном формате и со сходными фамилиями «Танцы на льду» и «Звезды на льду». В ответ на недоуменные вопросы телекритиков о разительном сходстве программ, их создатели говорят одно: конкуренция.

Да, конечно, конкуренция. Но уж больно она выглядит нездоровой. В том числе и в прямом смысле этого слова. То есть травмоопасной.

Еще не начались шоу, но уже на тренировках случился звездопад. И опять же в прямом смысле этого слова. Наши небожители стали шлепаться на лед, который, как известно, не только скользкий, но и твердый. Сошел с дистанции, не выйдя на нее, Андрей Малахов. Инвар Калныньш и Алексей Пиманов покинули соревнование с серьезными ушибами. Последний повредил спину, первый - колено. Лика Креймер продолжила борьбу с болью в кисти. Рисковая чемпионка мира Мария Бутырская, по слухам, вышла на лед в интересном положении и вынуждена была покинуть проект со слезами на глазах. А народная артистка РФ Татьяна Догилева со скачущим давлением и с мольбой в глазах уговаривала судей и зрителей дать ей низкие оценки, чтобы все для нее уже закончилось. Жюри ее не пощадило, наградило  высокими баллами. Насколько гуманными окажутся телезрители, увидим в ближайшую субботу.

Кроме того, без сострадания и замирания сердца невозможно следить за тем, как держится на коньках «мент» Дукалис (артист Сергей Селин) с «Улиц разбитых фонарей». Как он приподнимает партнершу, переворачивает ее через себя и... не удержавшись, плюхается на нее. 

Честно говоря, танцы на льду в обоих проектах иногда напоминают «цирк на льду». Было такое шоу на манеже. Это когда разных зверушек ставили на коньки, и они демонстрировали умение скользить по льду. Некоторым из них удавалось прокатиться на двух лапах. Наибольший восторг вызывали медведи, медведицы и медвежата. Именно потому, что им, увальням, было труднее прочих.

Зрители бурно аплодировали, но не столько самим «фигуристам», сколько их дрессировщикам.

«Дрессировщикам» с Первого и с «России», всем нашим великим мастерам фигурного катания тоже есть, за что поаплодировать, и воскликнуть «браво», и прокричать «бис». Как и тем, впрочем, кто в здравом уме и трезвой памяти - я имею в виду звезд театра, кино и шоубизнеса -- рискнули сменить амплуа.

Но вопрос о «нездоровой конкуренции» все равно остался. Он, пожалуй, не столько юридического толка, сколько этического свойства.

Понимаю, что разговоры об этике применительно к каждодневной практике ТВ также уместны, как советы врача делать припарки покойнику. И все-таки этика, хотя и  неписаный закон в современной цивилизации, но она - закон.

Тут стоит, пожалуй, сделать экскурс в историю вопроса.

В прошлом сезоне из многочисленных развлекательных шоу наиболее удачным оказался  лицензионный проект на второй кнопке «Танцы со звездами». Танцевали профессионалы бального танца с дилетантами в этом деле, но большими мастерами в иных сферах деятельности. Зрелище получилось азартным и довольно эстетичным. Рейтинги рванули под облака. То был чувствительный щелчок по амбициям Первого канала, который не без основания считал себя законодателем мод на развлекательном поприще. Казалось, что «Россия» разовьет успех, и последуют «Танцы со звездами-2», а затем - три, четыре, пять, шесть... Но канал неожиданно решил сменить танцевальный паркет на ледовый каток. Драматургическая фабула осталась прежней: с десяток дуэтов, пятерка судей (тоже достаточно звездных), SMS-голосования зрителей, убывающая раз в неделю слабейшая пара и та же красивая пара ведущих - джентльмен Юрий Николаев и, наконец-то, «выбившаяся в люди няня» Вика Прутковская (она же - Анастасия Заворотнюк, выбившаяся в большие актрисы).

Едва «Россия» начала анонсировать свою ледовую эпопею, как Первый запустил в эфир свои рекламные ролики с Татьяной Тарасовой, и стало понятно, что два телевизионных монстра сошлись на одной достаточно узенькой, к тому же неверной дорожке. И что бодаться и бодаться им на ней аж до Нового года.

Довольно скоро выяснилось, что и правила игры в эфире Первого примерно те же, что и на второй кнопке. Только дуэтов побольше, имена партнеров погромче, каток помасштабнее, свет поярче, звук постереофоничнее, самореклама понастырнее, а в остальном, прекрасная маркиза...

На упреки и укоры в заимствовании идеи менеджеры Первого отвечают, не моргнув глазом: а у нас мысль сделать эффектное ледовое шоу возникла еще в пору Зимней Олимпиады в Турине. Именно тогда руководство канала обратило внимание на значительный рейтинговый потенциал фигурного катания.

Но одно дело зрительский «потенциал» зрелища. Другое: сюжетная конструкция, которая строится рядышком с точно таким уже воздвигнутым сооружением. Это еще похоже на известный прием в предвыборной политтехнологии: когда в список кандидатов рядом с фаворитом ставится его однофамилец, чтобы несколько запутать электорат, в крайнем случае, просто поставить подножку сопернику.

Разумеется, уровень соперничества двух главных федеральных каналов был и в прошлом году достаточно высоким. И раньше они не могли поделить форматы и звезд. Помянем удвоение в эфире Петросяна с его «Кривыми зеркалами», а также клонирование судебных шоу -- «Федеральный судья» (Первый канал) и «Суд идет» («Россия»). Но ведь был пример и поиска альтернативного решения попсового зрелища. На Первом -- «Фабрика звезд», сработанная на базе реалити-шоу с привлечением знатных мастеров шоу-бизнеса, на «России» - «Народный артист», конкурс, сделанный с опорой конкурсантов на собственные вокальные и артистические силы.

Теперь же девиз: чем подобнее, тем вернее.

А что вернее?

Вернее то, что массовый зритель неизбежно станет путать каналы, каждый из которых так настаивает на своей особости и исключительности. Это при определении зрительских симпатий с помощью автоматических датчиков отчетливо видно, какой из каналов сколько набрал очков. А в подсознании миллионов при той стилистике конкуренции, которую мы сегодня наблюдаем в отечественном эфире, разница между соперниками стремительно стирается, и они все больше кажутся сиамскими близнецами.

Свое дело делает и реклама, показ блоков которой явно синхронизируется на ведущих телеканалах. В этой ситуации массовое подсознание не так уж и склонно обращать внимание на логотипы телекомпаний. Там лед, здесь лед; там звезды, здесь звезды. Разница между юрмальской «Новой волной» и сочинскими «Пятью звездами» в том, что там Пугачева с Паулсом, а здесь Киркоров с Кобзоном.

Но, может быть, в этом стирании видимых граней между самыми  могущественными кампаниями есть некоторый потаенный умысел? Может, это психологическая подготовка населения и оправдание в его глазах слияния двух каналов в одну полноводную магистраль? Может быть, мы возвращаемся через такую вот конкуренцию к теории и практике Центрального Телевидения (ЦТ)?

Почему нет, если сплошь и рядом сливаются промышленные компании, финансовые корпорации и политические партии.

Тем более, что новый телесезон - это сезон нового цикла предвыборных кампаний, по ходу которых ТВ суждено стать главным рычагом по управлению демократией.  
 
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала