Написание партийных программ сродни таинству. От первоначальных текстов нанятых «продажных» интеллектуалов, как правило, остаются рожки да ножки. Помощники первых лиц носят наверх предложения, возвращаются расстроенные. Привлекаются новые силы. Работа снова закипает. Как писал о схожем процессе главный спичрайтер Брежнева Александр Евгеньевич Бовин: «...пар клубится, //Марксизм как будто вновь родится». В результате же если и есть у партийных программ читатели, то на выходе они получают продукт, где зияют логические дыры, разные фрагменты противоречат друг другу, а главы явно написаны людьми с прямо противоположными представлениями о литературном стиле.
Но запоминается, как говорил Штирлиц, последняя фраза. Точнее - главная. Которую замечают и средства массовой информации, которую вырывают из контекста, препарируют, выносят на суд дорогих россиян, они же - электорат. Такой ключевой фразой в случае нашей, прости господи, «государствообразующей» партии «Единой России» стала «суверенная демократия».
Термин зажил своей жизнью. Его обсудили специально обученные политологи, чьи произведения нужно измерять не в строчках, знаках или словах, а в километрах. Его обругали злопыхатели-либералы. Наконец, осмысленность - как правовую, так и политическую - существования этого «масла масляного» поставили под сомнение первый вице-премьер Дмитрий Медведев, а потом и президент: «Это занятие политологов. Я им не мешаю».
Иными словами, в собственно государственную идеологию «суверенная демократия», готовая встать в один ряд с демократиями «социалистическими», «народными», «управляемыми», вряд ли превратится. А вот для нужд партийного словоблудия она подходит - флаг вам в руки, несите свет нового знания в массы. Каковой процесс и начался вчера на медиафоруме «Единой России»: от «суверенной демократии» партия не открещивается, стоит насмерть, тем более, что такая позиция явно одобрена сверху.
Глава ЦИКа «ЕР» Андрей Воробьев даже поделился с журналистами почти интимным отношением к главному термину: «Для меня суверенитет - это стержень». И в подтверждение этой мысли добавил привычное: «Уже 500 лет наша нация является государствообразующей». (Можно назвать программу «ЕР» «500 лет» -- будет похоже на программу «500 дней».)
Вероятно, глава исполкома имел в виду русскую нацию, а не татар или тех, кто управлял Речью Посполитой. Не говоря уже о русских националистах, полагающих, что государствообразующей нацией Советской России и вовсе были евреи.
Вот на этом программном пункте хотелось бы остановиться поподробнее. В последнее время отдельные представители власти - светской и церковной - почему-то отделяют россиян от русских. Вот карельский губернатор Катанандов следующим образом описал причины произошедшего в Кондопоге: «Главной причиной стало то, что на наших глазах группа представителей другого народа вела себя дерзко и вызывающе, игнорируя менталитет нашего народа». А вот известный борец с Мадонной (в смысле певицей) протоиерей Всеволод Чаплин: «Мира в России не будет, пока на рынках господствует мафия, пока любые сельхозпроизводители не могут продавать товар по любой цене, пока мигранты не готовы держать себя в рамках культурных норм, свойственных для определенной местности».
Странным образом коллеги забывают, что среди мигрантов есть люди разных национальностей, населяющих не только страны бывшего СССР, но и Россию. Чеченцы, страшно сказать, являются гражданами России. Русские, проживающие в отдаленных уголках нашей необъятной родины и приехавшие, к примеру, в город Москву на заработки, не всегда знакомы с весьма специфическими «культурными нормами, свойственными» золотой нашей столице. И тем не менее Конституция, хотя она и была принята в «ужасные» ельцинские годы, гарантирует свободу передвижения своим гражданам. О чем, вероятно, гг. Катанандову и Чаплину не известно.
В этом ли смысл «суверенной демократии» -- в том, что суверенитет и разного рода свободы - это привилегия исключительно «государствообразующей нации»?
«Мы не должны терять рычаги управления государством, как это уже было в годы либерального мракобесия. - заявил далее г-н Воробьев, - Мы должны сохранять духовные ценности нашего народа. Нельзя терять собственное «я». Если сохранять собственное «я» кондопожскими методами, можно остаться один на один со своей «идентичностью» и с экономикой, в которой некому будет работать. Потому что дети разных народов России, не найдя в себе сил соблюдать «культурные нормы, свойственные для определенной местности», пойдут разыскивать рабочие места в других странах.
Что же до «рычагов управления государством», которые «Единая Россия» так не хочет терять, то они все от первого до последнего были созданы именно в «годы либерального мракобесия», будучи естественным плодом этого «мракобесия». И теперь единственное, что осталось «единороссам» -- это пользоваться доставшимся им даром наследством. Главное - чтоб не испортили хорошие вещи.
Слава богу, что в подготовке программы «ЕР» произошел системный сбой - государство не взяло на вооружение «суверенную демократию» и отдало эту игрушку в пользование партийным деятелям. Теперь «партия власти» может делать с ней все, что угодно - повесить на стену, написать тысячу томов обоснования термина, внедрить в качестве главного принципа партийного строительства.
Только не надо говорить, как это сделал Андрей Воробьев, что «ЕР» -- «единственная партия, обладающая идеологией». «Единая Россия» -- это, скорее, не единственная партия, у которой нет идеологии.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции