Политический обозреватель РИА Новости Дмитрий Косырев.
Итоги третьего заседания дискуссионного клуба "Валдай", работавшего в течение недели в Москве и Ханты-Мансийске, получили, как и всегда, известность благодаря завершающему мероприятию. То есть обеду президента Владимира Путина с группой членов клуба - европейскими и американскими советологами (или русологами). Мероприятие закрытое, но многие из высказанных на нем мыслей все равно попадают обычно в СМИ немедленно после его завершения.
И это нормально, потому что часть повседневной работы гостей Путина, экспертов по России - высказывать свои оценки широкой публике, в своих странах и в самой России.
Так же нормально для ветеранов клуба сравнивать ход и тональность заседаний "Валдая" год назад, то есть в прошлом сентябре, два года назад - и в этот раз. Проходящие между "Валдаями" 12 месяцев - достаточный срок, чтобы оценить перемены в ситуации.
Ситуация в данном случае - это настрой людей, дающих своим правительствам и политическим кругам советы и рекомендации. Смысл существования клуба "Валдай", напомним, в том, чтобы дать членам клуба, западным (не индийским, не арабским и т.д., а именно западным) экспертам по России грамотно организованный доступ к источникам информации в Москве и регионах (вплоть до президента). А их российским коллегам дать шанс поучаствовать в процессе или понаблюдать за ним. Это - часть процесса выработки европейцами и американцами своей российской политики, в каком-то смысле нулевая, исходная точка этого процесса.
Так вот, настрой советологов в этот раз заметно отличался от того, что царил год назад. По словам члена клуба "Валдай", соиздателя "Вашингтон пост" и колумниста этой газеты Джима Хоугленда, на прошлогодних заседаниях клуба еще чувствовалась "киевская эйфория", многим казалось, что волна "цветных революций" движется от Украины и Грузии в направлении самой Москвы. Сейчас таких иллюзий больше нет. В частности, дискуссии, посвященные Украине, НАТО и российскому газу, демонстрировали удивительное единодушие российских и западных выступавших, согласных в том, что Украину в НАТО и ЕС в ближайшее время не ждут, что страна эта после революционных событий вернулась в исходную и не самую выигрышную точку. А значит, надо спокойно разбираться в том, что происходит.
Энергетика - российские атом, газ и нефть - были ключевой темой всех заседаний "Валдая", в то время как год назад такой темой была политическая ситуация в России. Оказалось, что эксперты по России в каком-то смысле отстали от темы глобальной энергетической безопасности, которая была предложена Россией как председателем прошедшего недавно санкт-петербургского саммита "группы восьми". Декларация саммита обсуждалась правительственными переговорщиками по всем правилам дипломатической игры, и привела к такому же дипломатическому компромиссу. Это итоговый документ саммита, понятный далеко не всем. Однако сегодня очевидно, что разговор о безопасности покупателей и продавцов энергоресурсов только начинается. Роль России как глобального энергетического гиганта в этом разговоре уже не оспаривается. Вопрос лишь в том, как и для чего Москва намерена использовать свое естественное преимущество поставщика энергосырья.
Здесь можно вспомнить, что 2006 год начался с глобального скандала вокруг российско-украинских переговоров по газе, в ходе которых украинская сторона задержала транзитные поставки газа в Европу. Этот эпизод был использован для пропаганды тезиса о том, что для России энергосырье - это орудие давления на партнеров.
В дискуссиях "Валдая" прозвучала мысль: мы, эксперты по России, позволили в этой истории играть первую скрипку пропагандистам. Но этот эпизод позади, и теперь для продолжения разговора нужны факты, частности и подробности.
Сбором их и занимались члены "Валдая". В "Газпроме" они услышали о планах газового гиганта по поставкам сырья на ближайшие годы. Как и о маршрутах этих поставок. В "Росатоме", принимавшем валдайцев на уровне главы ведомства Сергея Кириенко, гости услышали о том, что ядерные энергетические технологии завтрашнего дня неподъемны для одной страны, какой бы богатой она ни была - это предмет только международного сотрудничества, в одиночку тут не сделаешь ничего. Там же возникла тема Ирана как пример того, как развитие мировой атомной энергетики уперлось в несовершенство режима нераспространения ядерного оружия.
Наконец, даже поездка в Ханты-Мансийский автономный округ мало напоминала туристическую прогулку. Конечно, престижно и полезно побывать в регионе, который добывает больше нефти, чем целая страна - такая, как США, Иран или Ирак. Поучительно увидеть нечто совершенно непохожее на классический арабский нефтедобывающий пейзаж, а именно невысокий березняк и новенькие трубы, уходящие в землю по периметру песчаной площадки величиной с волейбольную. Однако членов клуба "Валдай" в Ханты-Мансийске интересовало другое: как именно Россия намерена использовать свое нефтегазовое богатство. А это - вопрос смысла всей национальной энергетической стратегии.
Новенький сверхсовременный город, буквально звенящий "нефтяными деньгами", дал немало таких ответов. И ключевой фигурой тут был не только губернатор Александр Филиппенко, долго и с удовольствием общавшийся с гостями, но и такие замечательные люди, как Ирина Ткаченко, директор концертно-театрального центра "Югра-классик". Округ давно перестал быть местом, где работают вахтенным методом. Ирина Ткаченко и многие ее единомышленники постепенно создают новый стиль жизни, когда можно после посещения концерта скрипача Гидона Кремера отдохнуть в местной пятизвездной гостинице у источников минеральных вод, а затем отправиться на прогулочном пятизвездном же корабле на прогулку по Оби.
Это, а не что-то иное, наилучшая иллюстрация к тому, что такое энергетическая держава - если такой термин тут вообще уместен.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции