Рейтинг@Mail.ru
12 сентября - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

12 сентября

Читать ria.ru в
Дзен
1921 - родился Станислав Лем, польский писатель, автор многочисленных произведений, написанных в жанре научно-философской фантастики.>>
1715 - Петр I издал указ, запрещавший жителям столицы подбивать сапоги и башмаки скобами и гвоздями (для сохранности деревянных мостовых).>>
1933 - родилась Татьяна Васильевна Доронина, актриса, народная артистка СССР; художественный руководитель МХАТ им. М.Горького на Тверском бульваре.>>

1921 - родился Станислав Лем

1921 - родился Станислав Лем, польский писатель, автор многочисленных произведений, написанных в жанре научно-философской фантастики.
Его книги переводились более чем на 40 языков, а совокупный тираж превысил 20 миллионов экземпляров. Автора «Соляриса» (экранизировался Андреем Тарковским в 1972 году и Стивеном Содербергом в 2002 году), «Астронавтов», «Футурологического конгресса», «Суммы технологий», «Магелланова облака» считают одним из лучших, если не лучшим писателем, работавшим в жанре научной фантастики. Станислав Лем родился во Львове в семье врача Самуила Лема. До второй мировой войны Станислав изучал медицину в Львовском медицинском институте, однако война прервала его обучение. Во время немецкой оккупации работал сварщиком и автомехаником. Из освобожденного Львова Лем переехал в Краков, где одновременно с учебой в Ягеллонском университете начал публиковаться в журнале «Жизнь науки». От медицинского диплома  Лем  отказался, надеясь далее заниматься литературой. Получив только свидетельство об окончании обучения, устроился работать лаборантом в научной организации. Тогда же начал литературную деятельность. Жанр его произведений обычно определяют как «научную фантастику». Между тем сам писатель в основном старался дистанцироваться от этого понятия. Его произведения в значительной степени были ориентированы на философские и этические аспекты прогресса и человеческой цивилизации, нежели на фантастические концепции сами по себе. В конце 90-х годов прошлого века Лем издает «Мегабитовую бомбу» - сборник эссе об Интернете, написанных тогда, когда Интернет только начинали осмысливать как самостоятельную сущность. Лем дожил до времени, когда многие из самых смелых и отчаянных фантазий - такие, как глобальная информационная сеть, клонирование, виртуальная реальность - стали реальностью жизни, и он смог по достоинству оценить их последствия и действительную ценность: «Несчастным и страшным желанием судьбы стало то, что большинство из нафантазированного мною воплощается в реальности...». До того, как состояние здоровья писателя резко ухудшилось, он любезно согласился ответить на вопросы читателей российского сайта www.inosmi.ru. Это было последнее общение Лема со своими читателями. Он умер 27 марта 2006 года в Кракове в клинике кардиохирургии Ягеллонского университета. Станислав Лем - почетный доктор Вроцлавского политехнического института, лауреат многих национальных и зарубежных премий, в том числе Государственной премии ПНР, Государственной премии Австрии, премии Франца Кафки, Кавалер Ордена Белого Орла.

1715 - Петр I запретил жителям столицы подбивать башмаки скобами и гвоздями

1715 - Петр I издал указ, запрещавший жителям столицы подбивать сапоги и башмаки скобами и гвоздями (для сохранности деревянных мостовых).
Заложив Петербург, Петр I сразу же принялся заботиться о его улицах. Прокладка каждой новой улицы утверждалась им лично. Сперва это были всего лишь просеки. Даже главная улица - Невская перспектива - была только просекой от Адмиралтейства к Новгородской дороге. Никакой мостовой на ней не было: по краям для отвода воды были прорыты две обычные канавы. Первые мостовые в городе были деревянными, и Петр настоятельно заботился о них. В 1715 году он издал строжайший указ: «Великий Государь указал в Санкт-Петербурге Император России Петр Iпубликовать свой Великого Государя указ, чтоб с сего времени впредь скобами и гвоздями, чем сапоги мужские и женские подбивали, никто не торговал и у себя их не имел; также и никто, какого б чину кто ни был, с таким подбоем сапогов и башмаков не носил; а если у кого с таким подбоем явятся сапоги  или башмаки, и те жестоко будут штрафованы, а купецкие люди, которые такие скобы и  гвозди держать будут, сосланы будут на каторгу; а имение их взято будет на Его Великого Государя». Позднее на Городовом острове (нынешняя Петроградская сторона) начались работы по мощению дорог булыжником. Петр издал «Указ о привозе на речных судах и сухим путем на возах, приезжающих к Санкт-Петербургу, по определенному числу диких камней». В указе точно оговорено, какое судно сколько должно везти камней: «...и объявляет тот камень обер-комиссару Синявину, а величиною тот камень привозить на судах по 10 фунтов и выше, и на возах 5 фунтов и выше; а меньше б того не были...». Этот указ действовал больше шестидесяти лет. Может быть, многим это и не нравилось, но камень в Петербург, тем не менее, везли. Но более дешевой и долее привычной для россиян оставалась деревянная мостовая - это стало особенно важно после 1718 года, когда каждый домохозяин был обязан устроить и поддерживать в порядке мостовую напротив своего дома. Потом были тротуары из каменных плит, торцовая мостовая, диабазовая брусчатка и, наконец, асфальт.

1933 - родилась Татьяна Васильевна Доронина

1933 - родилась Татьяна Васильевна Доронина, актриса, народная артистка СССР; художественный руководитель МХАТ им. М.Горького на Тверском бульваре.
Татьяна Доронина родилась 12 сентября 1933 года в Ленинграде. В 14 лет поступила во все театральные вузы Москвы. Только отсутствие аттестата о среднем образовании заставило ее вернуться в школу, доучиться два класса и еще раз выдерживать вступительные экзамены Татьяна Дорониначерез два года. Выпускница школы-студии МХАТ 1956 года, она блистала еще в классе знаменитого Павла Масальского. Карьеру актрисы начала в Волгоградском театре, затем играла в Ленинградском Большом драматическом театре, в московском театре Маяковского, в МХАТ им. М.Горького. С 1986 года - художественный руководитель и главный режиссер МХАТ им. М.Горького на Тверском бульваре. Среди ее режиссерских работ: «Доходное место», «Униженные и оскорбленные», «Без вины виноватые» и другие спектакли. В кино Татьяна Доронина дебютировала в середине 1950-х годов. Снялась почти в 20-ти фильмах, среди них: «Еще раз про любовь», «Три тополя на Плющихе», «Старшая сестра», «Мачеха». Татьяна Васильевна Доронина в разные годы неоднократно становилась лауреатом многих отечественных и зарубежных фестивалей, признавалась критиками «лучшей актрисой года». Естественность и лаконизм игры, необыкновенная доверительность в общении со зрителем снискали Татьяне Дорониной славу выдающейся актрисы современности.    

1944 - родился Владимир Теодорович Спиваков

1944 - родился Владимир Теодорович Спиваков, скрипач, народный артист СССР, создатель, художественный руководитель и дирижер камерного оркестра «Виртуозы Москвы».
Родился 12 сентября 1944 года в столице Башкирии Уфе. В 1945 году семья переехала в Ленинград, где с шести лет Владимир Спиваков учился игре на скрипке в музыкальной школе-десятилетке при Ленинградской консерватории. В 13 лет  получил первую премию на конкурсе «Белые ночи» в Ленинграде. В 1961 году поступил в Московскую консерваторию (класс профессора Ю.Янкелевича), одновременно был вольным слушателем в классе Давида Ойстраха.
Владимир СпиваковКонцертирует с 1965 года. В 1970 году окончил аспирантуру. Международная сольная карьера Спивакова началась в 1975 году. В 1979 году дебютировал в качестве дирижера с Чикагским филармоническим оркестром на фестивале в Равинии. В России он прошел курс дирижирования у И.Гусмана, а в США - у дирижеров Л.Маазеля и Л.Бернстайна. После совместного выступления в Зальцбурге в 1984 году Бернастайн подарил Спивакову свою дирижерскую палочку, с которой он не расстается и сегодня. В 1979 году Владимир Спиваков создает камерный оркестр «Виртуозы Москвы», и с тех пор он - бессменный художественный руководитель и дирижер этого музыкального ансамбля. В 1983 году оркестр получил официальное название -  Государственный камерный оркестр Министерства культуры СССР «Виртуозы Москвы». В 1990 году оркестр подписал пятилетний контракт с Фондом принца Филиппа Астурийского и стал «оркестром, постоянно проживающим» в Испании. В июле 1989 года Владимир Спиваков впервые организовал Международный музыкальный фестиваль в Кольмаре (Франция), бессменным музыкальным руководителем которого он является до настоящего времени, а в 2001 году в Москве - фестиваль «Владимир Спиваков приглашает». Ежегодно Спиваков дает около 120 концертов по всему миру, в том числе благотворительных, как солист, с оркестром «Виртуозы Москвы», а также как приглашенный дирижер. В 1997 году Владимиру Спивакову, игравшему тогда на скрипке работы Франческо Гобетти (Италия, XVIII век), меценаты предоставили в пожизненное пользование скрипку работы Антонио Страдивари (Кремона, 1712 год), на которой он играет по сей день.

1756 - родился Дмитрий Сергеевич Дохтуров

1756 - родился Дмитрий Сергеевич Дохтуров, герой Отечественной войны 1812 года
Родился в селе Крутое Каширского уезда Тульской губернии. Из тульских дворян. С 1771 по 1781 год был пажом, затем камер-пажом при дворе Екатерины II. В 1781 году переведен в гвардию поручиком. С отличием участвовал в русско-шведской войне 1788-1790 годов, в Картина Н. Самокиша. Фрагмент Бородинского  сражения1797 году получил чин генерал-майора, в 1799 году - генерал-лейтенанта. Особо отличился в кампаниях 1805-1807 против французов, командуя дивизией, и в 1810 году был произведен в генералы от инфантерии. В 1812 году командовал 6-м пехотным корпусом, который стойко оборонял Смоленск, в Бородинском сражении защищал центр русской позиции. После смертельного ранения П.И.Багратиона возглавил 2-ю Западную армию. Дмитрий Дохтуров участвовал в военном совете в Филях. Генерал-патриот горячо переживал оставление Москвы. «Какой ужас! - писал он своим близким. - Мы уже по ею сторону столицы. Я прилагаю все старания, чтобы убедить идти врагу навстречу. Какой стыд для русских: покинуть Отчизну, без малейшего ружейного выстрела и без боя».
Величайшим подвигом Дохтурова стал Малоярославец, когда город пять раз переходил из рук в руки, но напор врага был сдержан, и Наполеон был вынужден вернуться на разоренную Смоленскую дорогу. Награжден Орденом святого Александра Невского и Орденом Святого Георгия 2 степени. В кампаниях 1813-1814 годов командовал корпусом Польской армии, отличился в Лейпцигском сражении, затем находился при блокаде Магдебурга и Гамбурга. В начале 1816 года по болезни вышел в отставку. Последний год жизни провел в Москве, в своем доме на Пречистенке, где умер 28 декабря 1816 года. Похоронен в Свято-Вознесенской Давидовой пустыни на берегу Лопасни в 17 километрах от города Чехова.

1959 - состоялся запуск к Луне автоматической станции «Луна-2»

1959 - состоялся запуск к Луне автоматической станции «Луна-2»; 13 сентября станция достигла поверхности Луны, впервые в мире
Начало осуществления Советским Союзом программы изучения Луны относится к 1959 году, когда Сергеем Королевым была создана кооперация фирм, составивших вскоре опору ракетно-космического комплекса страны; в ОКБ Сергея Лавочкина был накоплен опыт разработки управляемых ракет и систем управления беспилотными летательными аппаратами. К середине 1960-х годов в КБ Владимира Луна 19 днейЧеломея была создана ракета ХХ столетия - «Протон», а появление в фирме Лавочкина конструктора Сергея Бабакина завершило формирование предпосылок для успешного выполнения планов «покорения» Луны. Первые космические зонды были запущены на Луну в 1959 году. В январе близ  Луны прошла «Луна-1». В течение того же года были запущены еще две автоматические станции. Одна из них - «Луна-2» - впервые в мире совершила жесткую посадку на Луну, а другая облетела ее и передала на Землю фотографии обратной стороны Луны. В 1966 году после запуска автоматических станций «Луна-9» и «Луна-13» ученые впервые увидели панораму лунной поверхности, смогли изучить физико-механические свойства лунного грунта. Вскоре коллектив инженеров и конструкторов, которым руководил член-корреспондент АН СССР Георгий Бабакин, приступил к решению сложнейших технических задач - созданию лунохода  и автоматического космического аппарата, способного взять пробу лунного грунта и доставить ее на Землю. Работы по созданию двух космических аппаратов: «Луна-16» (для доставки грунта с Луны) и «Луна-17» (с «Луноходом-1») велись одновременно. Конструкторы разработали для обеих станций унифицированную посадочную ступень, с помощью которой и осуществлялась мягкая посадка. 24 сентября 1970 года «Луной-16» на Землю был доставлен лунный грунт, который был тщательно исследован учеными, определена его структура, химический состав и иные характеристики. 10 ноября 1970 года произошло значительное событие в истории российской космонавтики: к естественному спутнику Земли стартовала автоматическая станция «Луна-17», которая доставила на Луну автоматический аппарат «Луноход-1». 17 ноября станция благополучно прилунилась в Море Дождей. В тот же день советский автоматический аппарат «Луноход-1» проложил первую колею на лунной поверхности. Через два года на Луне работал космический аппарат «Луноход-2». 16 января 1973 года в район Моря Ясности Луны его доставила автоматическая станция «Луна-21». 9 августа 1974 года была запущена автоматическая станция «Луна-24», которая доставила на Землю 22 августа образцы лунного грунта (последний аппарат, который проделал путь до Луны и обратно).

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала