Политический обозреватель РИА Новости Владимир Симонов.
Президент США несколько странно отметил пятую годовщину «9/11» - террористической атаки 11 сентября 2001 года на нью-йоркские башни-близнецы и Пентагон, в которой погибли 2996 человек.
Пригласив родственников погибших в Белый дом, он объявил им, что секретные тюрьмы ЦРУ, где содержат предполагаемых террористов, - не скандальный миф, раздутый антиамериканской прессой, а истинный факт. Тюрьмы действительно существуют. Более того - в них используют «альтернативные процедуры», чтобы заставить узников говорить, когда они предпочли бы молчать.
Почему Джордж Буш избрал канун траурной годовщины для такого рода признания? Скандал с тюрьмами разгорелся еще весной после публикации Washington Post о неких «черных логовах», то есть тайных центрах дознания в Европе. Тогда же Европейский парламент учредил комиссию для расследования этих слухов, сенат США потребовал объяснений от директора национальной разведки, а правозащитники обвинили американскую администрацию в пытках заключенных вне границ страны.
Таким образом у президента было достаточно времени для чистосердечного признания. Почему сегодня?
Сам Джордж Буш объясняет свой неожиданный поступок так: допросы содержавшихся там 14 человек завершены, узников переправили на базу Гуантанамо, Куба. Теперь их должны судить военные трибуналы. Правда, Верховный суд США в начале года признал незаконность этих трибуналов, но президент намерен выйти из положения с помощью нового законодательства.
В любом случае главный пафос признания Джорджа Буша состоит в том, что день справедливого возмездия террористам, включая организаторов чудовищной атаки 11 сентября, близится. Ждущий, да дождется.
Таким образом через 5 лет после «черного вторника» у президента США, по существу, нет других серьезных успехов в борьбе с международным терроризмом, которыми он мог бы порадовать родственников жертв, страну и мир, чем секретные тюрьмы за рубежом, где показания добывают неизвестно какими «альтернативными процедурами».
В самом деле, оглянемся вокруг. В Афганистане «Талибан» снова превращает страну в театр военных действий. Силам НАТО не удается сдерживать повстанцев. В свою очередь война в Ираке разоблачила грубую ошибку неконсервативного окружения Буша. Как установила еще официальная американская «Комиссия 9/11», «не существовало никакой оперативной связи» между «Аль-Каидой» и свергнутым президентом Саддамом Хусейном. Именно в результате вторжения коалиционных сил во главе с США Ирак стал очагом гражданской войны и рассадником терроризма, дестабилизирующим весь регион Ближнего Востока.
Взрывы от Мадрида до Лондона и до Антальи убеждают: активность экстремистов, агитирующих за свои взгляды с помощью динамита, возрастает. А наказание не успевает за преступлением. Халида Шейха Мохаммеда, якобы одного из организаторов атаки 11 сентября, три года держали в тех самых секретных тюрьмах ЦРУ без видимых успехов следствия. Единственный осужденный за нью-йоркский теракт, француз Закария Массауи, в день этого теракта сидел в тюрьме и имел к нему весьма отдаленное отношение.
Наконец, сам Бен Ладен до сих пор не пойман. На видеозаписи, только что показанной арабским телеканалом «Аль-Джазира», террорист №1 встречается с будущими исполнителями нью-йоркского теракта за несколько дней до 11 сентября в некой гористой местности. Бен Ладен инструктирует и вдохновляет смертников. По мнению экспертов в области разведки, кадры не содержат никаких новых деталей, по которым можно было бы определить географические координаты места. Но разведчики подчеркивают другое: главарь «Аль-Каиды» внешне в добром здравии, энергичен, и его организация по-прежнему способна на многое.
Подведем итог. Мало сомнений, что курс США на глобальную борьбу с терроризмом методом войн в Афганистане и в Ираке во многом дискредитировал себя как одно большое фиаско.
Более того, в последнее время американская администрация непреднамеренно подрывает свои позиции еще и неудачной идеологической кампанией. Вашингтонские теоретики пытаются свести разнообразные, порой довольно сложные по своей исторической эволюции экстремистские движения к такому надуманному и сомнительному термину, как «исламо-фашизм».
Помимо прочего, эта идеологическая кампания меняет общественные представления о зле расизма. Если до 11 сентября с этим понятием ассоциировалась напряженность в отношениях белых и темнокожих, то сегодня расовая неприязнь концентрируется преимущественно на одной мишени - мусульманах, арабах. Ультраправые партии Западной Европы нашептывают обывателю: твой смуглый соседушка может быть потенциальным террористом, готовящимся к захвату самолета. Ислам принимает в глазах европейцев и американцев очертания «пятой колонны». Этакий враг внутри.
И это происходит в то время, когда именно мусульманские диаспоры Нового и Старого Света выражают желание и действительно способны стать одним из мощных инструментов борьбы с терроризмом, прикрывающимся зеленым знаменем ислама.
Изобретатели термина «исламо-фашизм» забыли напомнить президенту США об одной важной вещи. О сотрудничестве с фашистским режимом Гитлера в годы войны таких столпов американского бизнеса, как «Стандарт Ойл оф Нью-Джерси», «Чейз Манхеттен Бэнк», «Тексас Компани», «Интернэшнл Телефон энд Телеграф Корпорэйшн», «Форд», «Стерлинг Продактс». Это сотрудничество, документально подтвержденное сегодня материалами американских архивов, не вызвало какого-либо порицания у администрации США военных лет, включая министра торговли Джесса Джоунса, министра финансов Генри Моргентау и высокопоставленных чинов государственного департамента.
Таким образом упрекать каких бы то ни было современных экстремистов в идеологической близости к фашизму - довольно опасная затея для президента США. Восседая в стеклянном доме, да не бросайся камнями.
Кстати, не здесь ли можно найти еще один повод, побудивший Джорджа Буша признать существование секретных центров дознания накануне пятой годовщины 11 сентября. Похоже, президент, проклинающий «исламский фашизм», решил на всякий случай дистанцироваться от предмета собственной анафемы. Ведь тайные тюрьмы, где узников годами держат без суда, - это классический симптом тоталитарного режима.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции