Рейтинг@Mail.ru
"Дорога жизни". К годовщине блокады Ленинграда - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

"Дорога жизни". К годовщине блокады Ленинграда

Читать ria.ru в
Так назвали ленинградцы путь через Ладожское озеро, проходивший зимой по льду, когда лед достиг такой толщины, которая допускала транспортировку грузов любого веса, и летом по водной глади. Это был единственная дорога, связывавшая с сентября 1941 года по март 1943 года блокадный Ленинград со страной.

К материалу "В 65-ю годовщину блокады Ленинграда на Неву спустят траурные венки"

«Дорога жизни» - одна из примечательных страниц героической обороны Ленинграда в годы Великой Отечественной Войны.  Так назвали ленинградцы путь через Ладожское озеро, проходивший зимой по льду, когда лед достиг такой толщины, которая допускала транспортировку грузов любого веса, и летом по водной глади. Это был единственная дорога, связывавшая с сентября 1941 года по март 1943 года блокадный  Ленинград со страной.

До войны в Ленинград по множеству железнодорожных линий и веток каждый день прибывала не одна тысяча вагонов со всякими грузами,  по рекам и каналам шли  пароходы и баржи - с дровами, углем, нефтью, мукой, крупой и многим другим. Линии передач несли электрическую энергию со станций, расположенных на Волхове, Свири, в верховьях Невы. С началом войны  все эти пути были перехвачены врагом. Огромный поток грузов сразу иссяк.

Продовольствие и боеприпасы стали доставлять по воздуху, но это была капля в море. Взять нужное число самолетов было негде. Тогда было решено создать новую линию снабжения через Ладожское озеро. Враг стоял на южном и северном его берегах, свободными оставались западное и восточное побережье и  между вражескими армиями . существовала узкая полоса -  путь по воде. Прежде этот путь мало использовался; Ладожское озеро суровое и бурное, судов, пригодных для плаванья по нему было немного. Баржи водили по каналам, в обход озера, но теперь и каналы попали в руки врага. Оставалась Ладога.

Осенью 1941 года начались перевозки через озеро. Потом по нему пролегла знаменитая ледовая трасса - «Дорога жизни». Зимой 1941/42 г.  она была единственным средством сообщения Ленинграда с Большой землей. По ней проходили эвакуация населения и промышленного оборудования из Ленинграда, доставка в город продовольствия, топлива, подкреплений, боеприпасов, вооружения.
Вначале перевозки по озеру давали ничтожно мало в сравнении с тем, сколько было нужно, но позже грузов становилось все больше и больше. Вначале возили по два-три мешка муки на санях, потом пошли машины с кузовами,  нагруженными на половину. К машинам цепляли сани на тросах, и сани тоже нагружали мукой. Вскоре можно было брать полный груз, и машины - вначале полуторки, затем трехтонные и даже пятитонные - вышли на озеро.

Если в январе по «Дороге жизни» было перевезено около 53 тыс. т различных грузов, то в феврале - свыше 86 тыс. т, а в марте - более 118 тыс. т.

Всего же по Ледовой дороге Ленинград принял более 360 тыс. т грузов, в основном продовольствия и фуража.
Дорога действовала до 24 апреля 1942 года. За это время из Ленинграда для фронта и флота поступило ок. 32 тыс. т боеприпасов и почти 35 тыс. т горюче-смазочных материалов. В течение пяти месяцев ни днем, ни ночью, в пургу и в лютый мороз, невзирая на жестокий огонь врага, на дороге ни на минуту не прекращалось движение - шел транспорт с бесценными грузами для Ленинграда. Общее количество грузов, перевезенных в Ленинград по "Дороге жизни" за весь период её действия, составило свыше 1 млн. 615 тыс. тонн; за это же время из города было эвакуировано около 1 млн. 376 тыс. человек. Для подачи в город нефтепродуктов по дну озера был проложен Ладожский нефтепровод.

Немецко-фашистское командование прилагало большие усилия, чтобы парализовать "Дорогу жизни". Она подвергалась систематическим ударам авиации и обстрелу тяжёлой артиллерией противника, который пытался также перерезать магистраль высадкой десантов и постановкой мин; все его попытки были успешно отражены советскими войсками.

Память о массовом героизме советских людей, обеспечивших движение по "Дороге жизни", увековечена в памятниках и мемориальных ансамблях, музеях.

С начала 90-х годов в деревне Кобона работает музей «Дорога жизни» - филиал музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда».  В годы блокады рыбацкая деревня Кобона стала важным эвакуационным пунктом и продовольственным портом.

За два года напряженной работы этот эвакопункт пропустил на Большую землю и тем самым спас жизни не менее 1 миллиона человек. Ленинградцы навсегда запомнили Кобонский храм, ставший для них зримым символом спасения, символом «Дороги Жизни».

Все справки >>

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала