Рейтинг@Mail.ru
Соло в ШОСовском сопровождении - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Соло в ШОСовском сопровождении

Читать ria.ru в
Дзен
Никто сегодня не поспорит с тем, что Шанхайская организация сотрудничества - это политическая реальность не регионального, а глобального масштаба. Ее создание кем-то приветствуется, кем-то - нет. Во всяком случае, равнодушных нет. Более того, уже проявляются попытки некоторых стран использовать ШОС в своих интересах. Между тем в контексте нынешнего состояния организации остается несколько спорных вопросов. И центральный из них: что важнее в проекте ШОС - военная составляющая или экономическая?...

Муратбек Иманалиев, президент киргизского Института общественной  политики,  член Экспертного совета РИА Новости.

Никто сегодня не поспорит с тем, что  Шанхайская организация сотрудничества - это политическая реальность не регионального, а глобального масштаба. Ее создание кем-то приветствуется, кем-то - нет. Во всяком случае, равнодушных нет. Более  того, уже проявляются попытки некоторых стран использовать ШОС в своих интересах.

Между тем в контексте нынешнего состояния организации остается несколько спорных вопросов. И центральный из них: что важнее в проекте ШОС - военная составляющая или экономическая?

Есть и другие вопросы, может быть, не столь альтернативные, но не менее значимые. Во всяком случае, для отдельных членов организации они весьма актуальны. В особенности такой: ШОС - это зона интересов всех за совместное процветание или каждый будет бороться за себя?

Всякий раз, как происходят мероприятия в рамках ШОС, все с нетерпением ждут прояснений, если не всех вопросов, то некоторых из них. Не станет исключением в этом смысле предстоящая 15 сентября в Душанбе встреча премьер-министров стран ШОС. И хотя к компетенции Совета глав правительств отнесена, прежде всего, сфера экономического сотрудничества, также очевидно, что руководители кабинетов министров не могут не  иметь в виду  проблемы политики и  безопасности.

Но даже если рассматривать деятельность ШОС с точки зрения преференций Совета премьер-министров, в последовательной организационной связке «намерения- реализация-перспективы» на сегодняшний день понятны и четко прорисованы только два пункта:  «намерения» и «перспективы».

Обнародованные намерения действительно прозрачны и оптимистичны. С этой точки зрения для центральноазиатских стран они, вне всяких сомнений, представляются весомыми. Развитие экономик в тесном союзе с такими экономическими гигантами как Россия и Китай, политический вес которых к тому же велик, может идти более ускоренными темпами, чем это было бы возможно в одиночку и даже в «чисто центральноазиатской команде». Активное, плодородное экономическое сотрудничество только в рамках ШОС позволит республикам Центральной Азии сделать серьезный шаг в развитии своих экономик.

К большому сожалению, реализацию намерений в экономической сфере утяжеляет  забюрократизированность, излишняя регламентациях любых шагов, на которые нагромождаются еще не отрегулированные двусторонние, а в некоторых случаях и многосторонние отношения  на  пространстве ШОС.

Отличные и весьма перспективные проекты, в том числе Деловой совет, экономический форум, межбанковское объединение, форум научной общественности и другие структуры «второго эшелона», могут стать вялым и беспомощным приложением к саммитам, если не вдохнуть в них жизнь.

В Бишкеке в 2004 году участники ШОС договорились о совместной работе по шести приоритетным направлениям а)транспорт; б)энергетика; в)электросвязь; г)сельское хозяйство; д)производство бытовой техники; е) легкая и текстильная промышленность. Была принята Программа торгово-экономического сотрудничества до 2020 года.
Совершенно очевидно, что, по меньшей мере, пять направлений являются важными для центральноазиатских стран. Однако следует признать, что дальнейшее продвижение этих проектов натыкается на противоречия и несогласованность позиций стран-участниц ШОС.

Для введения в действие проектов и программ стали создавать различного рода специальные группы. К слову, последние по времени, но не по значимости - по топливно-энергетическому комплексу и информационно-коммуникационным технологиям - были образованы на Ташкентской встрече. Но пока так и не реализован ни один из проектов.

24 августа в Ташкенте состоялась встреча министров, отвечающих за внешнеполитическую деятельность стран-участниц ШОС. Главной целью встречи стала подготовка к саммиту премьер-министров. Однако, кроме декларативных заявлений в части, касающейся реализации проектов и программ, ничего существенного не было принято. То же самое и в деятельности ШОС в области культурно-гуманитарного партнерства.

Пока более продуктивно развивается взаимодействие в рамках двусторонних отношений. Справедливости ради следует признать, что именно влияние ШОСовских договоренностей на эту форму партнерства  делает его активнее. И в целом, если проследить динамику развития сотрудничества, то заметен переход от доминирования общих задач на уровне «намерений» к  главенству страновых интересов на площадке «реализации».

Думается, что при таком «раскладе сил» республикам Центральной Азии не стоит стоять в сторонке в ожидании своей роли в ШОС. Они вполне способны исполнить здесь сольную партию, максимально используя возможности более мощных партнеров по организации с наибольшей выгодой для своих стран. На предстоящей встрече в Душанбе, надо понимать, мы опять услышим старые и новые заявления о намерениях, декларации о  формах и путях их реализации, о радужных перспективах экономического сотрудничества в рамках ШОС. Но  хотелось бы ошибиться в прогнозах и получить более реалистичный сценарий дальнейшей совместной деятельности.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала