Неединичные факты нарушений правил безопасности в деятельности авиакомпаний и обслуживающих их предприятий, а также существенные недостатки в контроле со стороны Росавиации и Ространснадзора были выявлены на днях Генеральной прокуратурой Российской Федерации совместно с Минтрансом России.
В результате проверки, состоявшейся 31 августа на ЗАО "СБ-120 Шереметьево", было установлено, что один из инженеров мошенническим путем пытался реализовать авиационные приборы с просроченными сроками эксплуатации, при этом в технические паспорта были внесены заведомо ложные сведения о доработке авиационных блоков. Помимо прочего, у задержанного были изъяты 40 печатей и штампов с заводов-изготовителей, представительств заказчика, а также отделов технического контроля.
В настоящее время по факту произошедшего возбуждено уголовное дело (часть вторая статьи 159 Уголовного кодекса РФ). Масштабные следственные действия продолжаются.
Похожее мошенничество в авиационной сфере было пресечено всего пару недель назад. 22 августа со склада одного из предприятий, расположенного на территории НИИ Гражданской авиации, были изъяты контрафактные запчасти к самолетам.
По предварительным данным, работники складов собирали списанные и изношенные авиазапчасти на свалках заводов, отмывали их, чистили, перебивали номера и под видом новых продавали авиакомпаниям и авиаремонтным заводам. При этом подделывали техпаспорта: на складах оперативники обнаружили кучу поддельных печатей и штампов авиаремонтных заводов.
И хотя, как утверждает в интервью газете "Известия" руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Минтранса России Александр Юрчик, эти склады принадлежали частной фирме, тот факт, что расположены они были на территории ГосНИИГА уже "наводит на определенные мысли".
1 сентября Александр Юрчик направил в Генпрокуратуру РФ письмо с просьбой взять под особый контроль расследование дела по этому факту. Использование при ремонте контрафактных запасных частей, а также фальсификация документов, подтверждающих проведение технического осмотра и ремонта воздушных судов, "может являться одной из причин ухудшения уровня безопасности пассажирских перевозок воздушным транспортом", - приводит NEWSRUcom цитату из письма.
К сведению
Использование контрафактных запчастей называлось в числе возможных причин падения самолета Ту-154 Пулковских авиалиний под Донецком. Как сообщил газете "МК" российский эксперт в области авиастроения Владимир Карнозов, проблема использования контрафактных запчастей возникла в России после перестройки. Сейчас, по словам Карнозова, "во время планового ремонта на самолет может ставиться одна деталь, к примеру, со списанного самолета, а бумажка к ней дается от новой детали".
Другой самолет Ту-154 совершил экстренную посадку в "Домодедово" в августе 2002 года. У него, как сообщают "Известия", на высоте несколько тысяч метров раскололся гидронасос, питающий гидравлику системы управления лайнером. Во время экспертизы на московском заводе "Знамя", выпускающем гидронасосы, было установлено, что весь агрегат состоял из деталей других насосов, которые давно выработали свой ресурс. Затем выяснилось, что предприятие не собирало этот насос, он попал на Ту-154 по поддельным документам.
Департамент летной годности Госслужбы гражданской авиации (ГСГА) потребовал от российских авиакомпаний выслать копии паспортов агрегатов завода "Знамя". Как оказалось, на трети российских самолетов стоят поддельные гидронасосы. Даже в государственной транспортной компании "Россия" (ей принадлежит самолет президента Владимира Путина) из 52 агрегатов 5 оказалось "левых".
Факты о контрафакте
По данным ГосНИИГА, на территории которого был обнаружен уже упомянутый контрафакт, доля контрафактных изделий на рынке комплектующих авиационной техники в среднем составляет 7-10 %. Однако по некоторым типам агрегатов она достигает 25%.
Контрафакт, как уточняет "Газета", это не поддельные авиационные детали, а скорее вполне законно выпущенные устаревшие или побывавшие в эксплуатации приборы, снабженные липовыми бумагами, по которым они проходят как новые.
"Технология проста, - рассказывает руководитель аналитического отдела агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев. - На пути в утилизационный цех запчасть исчезает, в журнале утилизации появляется запись о том, что все необходимые работы были проведены. Через какое-то время списанная деталь с фальшивыми документами может быть предложена потенциальному покупателю".
Помимо "родных" существуют еще и откровенно "пиратские" контрафакты. Их главное отличие в том, что сама деталь создается за пределами России - в странах, где эксплуатировалась авиатехника советского производства (прежде всего в государствах СНГ и в Китае) - остались мощности и специалисты, способные взяться за такое дело, сообщает газета "Время новостей".
Использование фальсификатов обоих видов на воздушных судах в России строжайше запрещено, но экономически очень соблазнительно. В этой связи борьба с контрафактом представляется делом не легким. Замруководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Евгений Лобачев уверен, что технически это почти невозможно. "Нельзя недооценивать продавцов контрафактной продукции, они готовы все сделать, чтобы заработать на этом деньги", - приводит "Газета" слова Лобачева.
И тем не менее, выход из сложившейся ситуации есть: чиновники видят его в создании единой базы данных для всех видов авиационных комплектующих. В пресс-службе Роспрома информацию о том, что такая система создается, уже подтвердили. Однако о примерных сроках внедрения новой системы пока говорить рано, считают в Роспроме.
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников