Игорь Томберг, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра энергетических исследований ИМЭМО РАН - РИА Новости.
Российский монополист Газпром согласился закупать туркменский газ в 2007-2009 гг. по цене $100 за тысячу кубометров. 5 августа руководство ОАО «Газпром» и правительство Туркмении подписали соответствующее соглашение. Речь идет о закупке Газпромом 12 млрд. кубометров газа в 2006 году и по 50 млрд. кубометров ежегодно в 2007-2009 годах. В результате российская компания заплатит за туркменский газ на $6 млрд. больше, чем собиралась. Однако при этом до 2010 года будет контролировать весь экспорт среднеазиатского газа в Европу.
Безусловно, новая цена туркменского газа привлекла основное внимание комментаторов. Газпром, еще пару месяцев назад категорически отказывавшийся платить по $100 за тысячу кубометров и даже демонстративно прервавший переговоры, сейчас пошел на повышение закупочной цены. Очевидно, что-то всерьез изменилось на мировом газовом рынке, заставив даже российскую монополию идти на уступки. Можно назвать несколько факторов, оказывающих сегодня влияние на поведение основных игроков газового рынка.
В Каспийском регионе произошла заметная активизация Китая. Усилия китайских компаний по закреплению в энергетике Туркмении, Казахстана и Узбекистана начинают угрожать господству Газпрома в центральноазиатском регионе, основанному на монопольном владении экспортными газопроводами в сторону Европы. Китайцы предложили Ашхабаду построить экспортный газопровод мощностью в 30 млрд. кубометров в год в восточном направлении, готовятся подписать СРП на освоение Правобережья Амударьи, где будет развиваться новая газовая провинция, активизировали участие в освоении газовых ресурсов Узбекистана и Казахстана с прицелом на транспортную привязку их к западным провинциям КНР. Тем самым была создана новая ситуация в каспийском регионе, дающая центральноазиатским странам большее поле для маневра. При этом президент Туркмении Сапармурат Ниязов усиленно подчеркивает, что российское направление экспорта туркменского газа было и остается стратегическим, а строительство новых газопроводов, в частности в Китай (Туркменбаши обещает ввести его к 2009 году), никогда не нанесет ущерб сотрудничеству с Москвой. Тем не менее, торговые позиции Ашхабада в переговорах с Газпромом явно окрепли.
Наряду с восточным направлением экспорта активизировалось обсуждение строительства «транскаспийского газопровода» по дну Каспия для экспорта газа в Европу в обход российских маршрутов. На днях, как сообщила газета «Коммерсантъ» (06.09.06), стало известно, что премьер-министр Польши Ярослав Качинский намерен посетить Вашингтон с предложениями о совместном строительстве транскаспийского газопровода из Средней Азии в ЕС в обход России. По данным польской газеты Rzeczpospolita, власти Польши ради получения $5 млрд. на строительство газопровода готовы предоставить в долгосрочную аренду землю для создания американской ракетной базы как элемента системы противоракетной обороны США. Хотя в Казахстане тема активно муссируется на уровне правительства, реальную ресурсную базу для этого газопровода может предоставить только Туркмения. Очевидно, Газпром будет теперь оплачивать и «замораживание» этого проекта. Не случайно туркменский президент Ниязов поспешил заявить: «В первую очередь мы будем обеспечивать газом Россию. Не думайте, что Туркмения хочет куда-то уйти со своим газом. Транскаспийский газопровод мы не готовы рассматривать»,- подчеркнул Туркменбаши.
Экономические последствия для России от повышения цен на туркменский газ не слишком существенны. Европа платит за газ $230-250 за тысячу кубометров, поэтому даже после повышения цен продавать ей туркменский газ для Газпрома остается выгодным. Кроме того, законтрактовав фактически весь экспортный ресурс Туркмении до 2009 г., российская сторона обезопасила себя от конкуренции среднеазиатского газа. А в условиях ажиотажного роста спроса на «голубое топливо» в Европе, вызванного недавно распространившимися опасениями по поводу его скорой нехватки, можно смело прогнозировать повышение газовых цен. Сейчас крупнейшие энергетические концерны Европы выстроились в очередь на продление долгосрочных контрактов с Газпромом, однако, удовлетворить этот спрос без среднеазиатского газа вряд ли возможно. Газпром в последние несколько лет запустил развитие собственной добычи и блокировал бурный рост независимого производства голубого топлива в России. И чтобы сбалансировать растущий спрос с ресурсным портфелем, вынужден договариваться с Ашхабадом.
Одна из главных тем комментариев - как изменится цена на газ для Украины. Целый ряд факторов указывает на то, что стоимость газа для Украины будет с января 2007 года резко повышена. После переговоров между премьер-министром России Михаилом Фрадковым и его коллегой Виктором Януковичем в середине августа 2006 г. стало ясно, что Украина готова платить за газ больше, чем $95 за тысячу кубометров. Во всяком случае, Янукович назвал цену в $110 за тысячу кубометров «приемлемой» для местной экономики. А 28 августа вице-премьер Украины Николай Азаров сообщил, что за основу украинского бюджета 2007 г. принята цифра в $135 за тысячу кубометров импортного газа. Возможный смысл заявления - заблаговременно предупредить украинцев о том, что цена топлива с января вырастет.
Возникает ощущение, что у Москвы уже есть предварительные договоренности по цене газа для Украины в 2007 году. Возможно, именно благодаря им российский газовый гигант так легко согласился на высокую цену от Туркменбаши. Тогда уступка Газпрома превращается в грамотный тактический ход в сложной борьбе за контроль над газотранспортной системой Украины, которым любое украинское правительство вне зависимости от «цвета», никак не желает делиться при цене газа $95. Теперь вопрос будет обсуждаться на уровне $150 за тысячу кубометров как минимум.
Новый ценовой уровень туркменско-российского газового сотрудничества - «первая ласточка» в меняющейся ситуации на газовом рынке бывшего СССР. Пока Газпром реагирует достаточно оперативно и гибко, благо, что мировая конъюнктура на его стороне. Однако конкуренция за ресурсы обостряется, и платить за контроль приходится все больше. При этом, активизируя усилия на внешних рынках, опасно упустить собственное производство. Пока именно так и происходит. При росте добычи газа в России в январе-июле 2006 г. на 2,5% по сравнению с аналогичным периодом 2005 года, его экспорт вырос на 24,9%.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции