День солидарности в борьбе с терроризмом
Год назад, 3 сентября 2005 года, в России впервые отмечался День солидарности в борьбе с терроризмом. Памятный день установлен федеральным законом «О днях воинской славы (победных днях) России» (дата внесена в закон поправкой, принятой Государственной Думой 6 июля 2005 года, одобрена Советом Федерации 13 июля 2005 года, подписана Президентом РФ Владимиром Путиным 22 июля 2005 года). Этот день приурочен к трагическим событиям, произошедшим 1-3 сентября 2004 года в городе Беслане, когда в результате беспрецедентного по своей жестокости террористического акта погибли более трехсот человек, в основном женщины и дети. Эти трагические события потрясли весь мир. Солидарность России в ее борьбе с терроризмом выражали главы государств и простые люди. Борьба с терроризмом, предотвращение совершения терактов, безопасность каждого россиянина - важная государственная задача. Установление подобной памятной даты в нашей стране - это существенный шаг к увековечиванию памяти всех невинных жертв террористических актов на территории России. День солидарности в борьбе с терроризмом способен стать датой, символизирующей единение государства и общества в борьбе с таким страшным явлением, как терроризм. Органами государственной власти, общественными и религиозными объединениями 3 сентября 2005 года были проведены памятные мероприятия по всей стране. Состоялась «Всероссийская вахта памяти» с возложением венков к мемориалам жертв террористических актов, проведены памятные богослужения, прошли уличные шествия с зажженными свечами. В 12 часов по московскому времени прошла общероссийская минута молчания, во многих городах в небо были выпущены голуби- символ мира и спокойствия. «
1875 - родился Фердинанд Порше
1875 - родился Фердинанд Порше, конструктор, промышленник, создатель автомобиля «Фольксваген».
Фердинанд Порше в Австрии. Техническое образование получил в Райхенберге, продолжил учебу в Вене. Там же он начал работать инженером в компании паровых локомотивов Лохнер, где разработал первую пригодную для эксплуатации модель электрического автомобиля «Лохнер-Порше». Модель была представлена в 1900 году на автомобильной выставке в Париже. В 1906 году Порше перешел на работу в фирму «Австро-Даймлер», где занял должность главного инженера. За 18 лет работы в этой фирме он, кроме совершенствования серийно выпускаемых «мерседесов», создал и свой спортивный автомобиль «Авто унион», трижды устанавливавший рекорды в соревнованиях на скорость. Им была создана новая модель трактора, а также экономичный и надежный двигатель для аэропланов. В марте 1931 года в немецком Штутгарте на свет появилось «Конструкторское бюро Порше», приступившее к разработке двигателей для мотоциклов, автомобилей, самолетов и кораблей, и Порше занялся осуществлением идеи, владевшей им на протяжении многих лет - создать дешевый автомобиль, доступный самым широким слоям населения. С приходом к власти нацистов заказ на разработку «народного автомобиля» стал первым крупным заказом, порученным фирме Порше. В 1937 году была запущена в производство первая небольшая серия новых автомобилей, а еще через год «Фольксваген» приобрел знакомый многим поколениям внешний вид. Для его массового выпуска в мае 1938 года началось строительство крупнейшего в Германии автозавода в городе Вольфсбурге. С началом второй мировой войны строительство завода в Вольфсбурге было приостановлено, а недостроенные корпуса были перепрофилированы на производство военной продукции. К созданию военной техники был привлечен и Порше. Под его руководством в короткие сроки была создана одна из моделей танка «Тигр» и самоходное орудие «Фердинанд». После войны Порше, отбыв недолгое заключение во французской тюрьме, вернулся к работе. К этому времени английские власти, в чьей зоне оккупации оказался Вольфсбург, разместили на заводе заказ на производство 20 тысяч автомобилей, а по завершении экспортной ярмарки в Ганновере в 1947 году, где «Фольксваген» привлек к себе всеобщее внимание, в концерн начали поступать заказы из Голландии, Бельгии, Швеции и других стран. Производство машин постоянно росло, у «Фольксвагена» появились дочерние фирмы за рубежом - в Бразилии, ЮАР, Австралии, Мексике. 5 августа 1955 года состоялась торжественная церемония выпуска миллионного автомобиля. Фердинанд Порше успел застать начало мировой популярности своего детища, но до пика этой популярности не дожил - он ушел из жизни 30 января 1951 года в Штутгарте.
1932 - убит Павлик Морозов
1932 - убит Павлик Морозов, пионер из села Герасимовка Свердловской области.
По канонической советской версии подросток Павлик Морозов был убит родственниками после того, как донес на отца, укрывавшего зерно от представителей власти, которые проводили насильственное изъятие посевного материала, продуктов питания, сельскохозяйственного инвентаря и животных. После гибели он был навечно вписан в историю пионерии под номером 001. О нем в советское время слагались стихи и песни, ему ставились памятники. В перестроечное время Павлик Морозов превратился из героя в Иуду, его имя стало символом предательства. Культ его был развенчан, памятники снесены. В истории жизни и смерти Павлика много неясного, и по прошествии нескольких десятилетий трудно понять, где миф о мальчике, якобы пожертвовавшем своей жизнью в борьбе с «кулаками», укрывавшими хлеб от деревенской бедноты, а где реальная жизнь полуграмотного подростка из многодетной деревенской семьи. Существуют разные мнения по поводу гибели пионера Морозова - от «а был ли Павлик?» до «он был героем». По официальной версии Павлик Морозов донес властям на собственного отца за укрывательство хлеба, и отца посадили. Через некоторое время Павлика и его младшего братишку Федю нашли мертвыми в лесу. В убийстве обвинили родственников мальчика: деда, бабку и двоюродного брата, и их расстреляли. Еще одна из версий «подвига» Павлика: устав от издевательств алкоголика-отца и деда-деспота, мальчик нашел выход из положения, выдав их обоих и отправив в места заключения. Существует также версия, по которой донос Павлика на своего отца был сделан им по «наущению матери», которую отец оставил, уйдя к другой. Позднее распространилась версия о том, что Павлика убили сотрудники НКВД, чтобы развязать себе руки в борьбе с кулаками, а заодно представить подрастающему поколению героя-мученика.
1844 - родилась Софья Андреевна Толстая
1844 - родилась Софья Андреевна Толстая, жена и помощница Л.Н.Толстого.
Софья Андреевна родилась в семье московского врача Андрея Евстафьевича Берс. Получив хорошее домашнее образование, она в 1861 году сдала экзамен в Московский университет на звание домашней учительницы. В 1862 году Софья Андреевна вышла замуж за Льва Николаевича Толстого. Первые годы их супружеской жизни были счастливыми, и на протяжении многих лет Софья Андреева оставалась верной помощницей мужа: переписчицей рукописей, переводчиком, секретарем, издателем его произведений. Но в 1880-1890-х годах в семье произошел разлад. Софья Андреевна, не разделявшая новых идей мужа, его стремлений отказаться от собственности, жить своим, преимущественно физическим трудом, все же прекрасно понимала, на какую нравственную и человеческую высоту он поднялся. В книге «Моя жизнь» Софья Толстая писала: «...Он ждал от меня, бедный, милый муж мой, того духовного единения, которое было почти невозможно при моей материальной жизни и заботах, от которых уйти было невозможно и некуда. Я не сумела бы разделить его духовную жизнь на словах, а провести ее в жизнь, сломить ее, волоча за собой целую большую семью, было немыслимо, да и непосильно». Художник Пастернак, близко знакомый с семьей Толстых, писал о Софье Андреевне: «...Она во многих отношениях была крупным, выдающимся человеком - в пару Льву Николаевичу... Софья Андреевна сама по себе была крупной личностью». Обладая тонким литературным чутьем, она писала повести, детские рассказы, мемуарные очерки. В течение всей своей жизни, с небольшими перерывами, Софья Андреевна вела дневник, о котором говорят, как о заметном явлении в мемуаристике и литературе о Толстом. Ее увлечениями были музыка, живопись, фотография. Уход и смерть Толстого тяжело подействовали на Софью Андреевну, она была глубоко несчастна. Осенью 1910 года она писала в дневнике: «Невыносимая тоска, угрызения совести, слабость, жалость до страданий к покойному мужу... Жить не могу». После смерти Льва Толстого Софья Андреевна продолжила издательскую деятельность, выпустив свою переписку с мужем, завершила издание собрания его сочинений. Умерла Софья Андреевна Толстая 4 ноября 1919 года. Зная о том, что ее роль в жизни Л.Н.Толстого оценивалась неоднозначно, она написала: «... Пусть люди снисходительно отнесутся к той, которой, может быть, непосильно было с юных лет нести на слабых плечах высокое назначение - быть женой гения и великого человека».
1964 - состоялось открытие аэровокзала «Шереметьево-1»
1964 - состоялось открытие аэровокзала «Шереметьево-1».
11 августа 1959 года службами аэропорта впервые был выполнен комплекс коммерческого и технического обслуживания лайнера «Ту-104», совершившего пассажирский рейс в Шереметьево. Первый международный рейс в Шереметьево был совершен 1 июня 1960 года по маршруту Москва - Шенефельд. С вводом в эксплуатацию 3 сентября 1964 года нового аэровокзального комплекса «Шереметьево-1» объемы воздушных перевозок возросли вдвое и составили 1,5 миллиона пассажиров в год. 14 октября 1967 года экипаж самолета «Ил-62» выполнил первый рейс в Париж. 20 ноября 1967 года состоялся первый рейс из аэропорта Шереметьево в Нью-Йорк. Второй, международный терминал - «Шереметьево-2» был открыт 6 мая 1980 года, в преддверии ХХ Олимпиады. 18 июля 1980 года в аэропорту было обслужено свыше восьми тысяч зарубежных гостей столицы Олимпийских игр. За месяц проведения Олимпиады аэропорт обслужил более 460 тысяч иностранных пассажиров. В 1996 году аэропорт преобразован в открытое акционерное общество «Международный аэропорт Шереметьево». В августе 2002 года Шереметьево получил сертификат на право эксплуатации аэродрома по III «А» категории ИКАО и стал первым всепогодным аэропортом в России. В настоящее время услугами аэропорта пользуются почти девять миллионов пассажиров в год. Около 150 авиакомпаний выполняют полеты из аэропорта Шереметьево в более чем 100 стран мира.
1990 - умер Евгений Григорьевич Мартынов
1990 - умер Евгений Григорьевич Мартынов, музыкант-кларнетист, певец, композитор.
Евгений Мартынов родился 22 мая 1948 года. С отличием окончил Артемовское музыкальное училище, затем Донецкий музыкально-педагогический институт по классу кларнета, Киевскую консерваторию (факультет кларнета, хорового дирижирования и композиции). Песенный дебют Мартынова-композитора - «Березка» (на стихи Сергея Есенина) и «У песни есть имя и отчество» (стихи Марка Лисянского). Работал солистом ансамбля «Советская песня», затем солистом и одновременно автором композиций эстрадного оркестра Вадима Людвиковского. Популярность Евгению Мартынову принесла песня «Баллада о матери» на стихи Андрея Дементьева. На его же стихи написаны лучшие песни Мартынова: «Аленушка», «Ты приносишь мне рассвет», «Мне так нужны твои слова», «Наш день», «Чайки над водой», «Я жду весну», «Отчий дом» и др. Мартынов-вокалист был лауреатом многих конкурсов и фестивалей, в том числе конкурса профессиональных исполнителей советской песни (Минск, 1972), где завоевал специальный приз за песни «Темная ночь» (на слова Никиты Богословского) и «Летят перелетные птицы» (слова Матвея Блантера); фестиваля в Сопоте (удостоен приза за «Лебединую песню»). Завоевал Гран-при на фестивале «Золотая Братиславская лира» с песней «Яблони в цвету» (1972). Удостоен второй премии на Международном конкурсе «Золотой Орфей» в Болгарии за исполнительское мастерство (1982). Умер известный певец и композитор 3 сентября 1990 года. 23 сентября 2001 года на «Площади звезд» у ГЦКЗ «Россия» в Москве установлен памятный знак Евгению Мартынову, песни которого с 1975 по 1990 год постоянно входили в число лауреатов конкурса «Песня года».