Василий Зубков, экономический обозреватель «РИА Новости».
4 сентября президент России Владимир Путин посетит с кратким рабочим визитом Грецию. Главной темой переговоров должно стать сотрудничество в области энергетики, а точнее - обсуждение проблем предстоящего строительства греко-болгаро-российского трубопровода в обход проливов Босфор и Дарданеллы.
По данным российского Министерства промышленности и энергетики, еще до конца текущего года Россия, Греция и Болгария подпишут соглашение по нефтепроводу. Возникает вопрос: можно ли ожидать от визита Владимира Путина в Грецию подписания такого документа, ведь в Афинах к Владимиру Путину и греческому премьер-министру Костасу Караманлису (Costas Кaramanlis) присоединится болгарский лидер Георгий Пырванов? Наверное, нет. Поскольку еще есть разногласия между партнерами. Не решены и некоторые внутренние проблемы.
В частности, сохраняется неопределенность с землеотводом для будущей трехсоткилометровой «трубы» и в Греции, и в Болгарии. Однако при строительстве нефтепровода «Баку-Тбилиси-Джейхан» на аналогичные цели было выделено более $20 млн. для сельских общин на выкуп земли у крестьян. Будущий же «Трансбалканский» трубопровод в четыре раза короче, поэтому вряд ли суммы, которые необходимо выплатить, будут для него катастрофическими.
Ожидается, что российский лидер в Афинах подтвердит участие в проекте нефтяных компаний («Газпромнефть», «Роснефть», «ТНК-ВР», «Транснефть» и других). А это, в свою очередь, гарантирует необходимые объемы нефти для заполнения нефтепровода до нужных 35 млн. т.
Что касается крупнейшего нефтеэкспортера в России - «Лукойла», несомненно, нуждающегося в нефтепроводе «Бургас - Александруполис» не меньше других, то там заняли выжидательную позицию - и до завершения визита Путина комментировать свое участие в проекте отказываются. Хотя компания Вагита Алекперова долгое время была координатором проекта, пока ее не сменила «ТНК-ВР».
А в чем вообще смысл затеваемого мероприятия, которое обойдется в $700 млн?
Впервые о проекте заговорили 13 лет назад. Все участвующие в проекте «Бургас - Александруполис» государства тогда подписали соответствующие соглашения, что танкерами из Новороссийска и других портов Черноморья нефть будет доставляться в Бургас и затем по трансбалканскому нефтепроводу перекачиваться в греческий порт Александруполис. Но в связи со значительным падением добычи «черного золота» в России дело тогда застопорилось.
С ростом добычи и резким увеличением экспорта в Европу о балканской альтернативе Босфору и Дарданеллам вспомнили, и у проекта началась вторая жизнь. Переговоры на высшем уровне попеременно прошли в Москве, Афинах и Софии. Партнеры договорились разделить акции создаваемой под проект компании равными долями. Неясными до последнего времени оставались лишь два момента - гарантии клиентов - нефтяных компаний и тариф прокачки. Российская сторона настаивала, чтобы он был не выше морского тарифа. Греки, похоже, с этим согласны. Хотя не слишком большие тарифы снижают для них экономическое значение трубопровода. Но здесь важнее геостратегический интерес.
Необходимо добавить, что катализатором трасбалканского проекта стало изменение мировой конъюнктуры и резкое повышение цен на нефть. Растущий российский экспорт все больше зависел от транспортной инфраструктуры. «Пробки» в турецких проливах становились все более нетерпимыми. Через Черное море вывозится свыше 70 млн. тонн российской нефти и нефтепродуктов (почти треть всего экспорта) и еще миллионы тонн казахстанской нефти.
Турецкая сторона вводит все новые и новые ограничения - запрет на движение танкеров в ночное время, не допускается одновременное нахождение в акватории проливов двух «наливников», введены жесткие ограничения из-за плохой погоды. Строго лимитировано водоизмещение судов. А в последнее время снижена пропускная способность из-за строительства под проливом транспортного туннеля. Поэтому в ожидании очереди на проход груженые танкеры вынуждены терять много времени. Рекорд «ожидания» был установлен в 2004 году и равняется 30 дням. Обходится это «ожидание» для танкеров «река-море» (водоизмещением до 5 тыс. т.) в $3-4 тысяч в день, а для больших танкеров - в $20-35 тыс. в день. Простои, соответственно, удорожают нефть. Убытки несут и продавцы и покупатели. Незапланированные расходы только российских судовладельцев и грузоотправителей в том же 2004 году составили $400 млн.
Тревогу у нефтеэкспортеров вызвало и известие, что турецкая сторона намерена ограничить количество танкеров в год до 365. Притом, что в 2004 году через проливную зону прошли 52 тысячи судов, из которых 9500 с нефтью. Более свежая информация - только за первых пять месяцев текущего года из Черноморских портов было отгружено на экспорт 27,103 млн. нефти, для транспортировки которой потребовалось более тысячи судов.
Конечно, и турецкую сторону можно понять: до бесконечности перегружать узкие и неудобные проливы опасно, в случае аварии с танкером в проливе многомиллионному Стамбулу грозит полномасштабная катастрофа. Поэтому турки намерены в будущем вообще закрыть проливы для перевозки нефти и нефтепродуктов. Но лишь после того, как будут сооружены обходные пути, желательно по турецкой территории. Один - нефтепровод «Баку-Тбилиси-Джейхан» уже начал работать, второй «Черное море - Джейхан» обсуждается.
Визит президента Путина в Грецию мог бы дать необходимый импульс для реализации проекта «Бургас-Александруполис». Ждать больше нельзя, тем более что свою заинтересованность в нем проявил Евросоюз и, по словам комиссара EC по энергетике Андриса Пиебалгса (Andris Piebalgs), даже готов участвовать в его финансировании.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции