Министерство транспорта готово сделать авиаперевозчикам "королевский подарок" - отменить таможенные пошлины на ввоз импортной техники, сообщила 1 сентября газета "Ведомости". По данным издания, это одна из мер, предложенных ведомством для повышения безопасности авиаперевозок в России.
Как сообщил вчера на заседании правительства министр транспорта Игорь Левитин, 1 сентября его ведомство внесет в правительство предложения по совершенствованию безопасности полетов. Курировать работу Минтранса по разработке программы повышения безопасности авиаперевозок премьер страны Михаил Фрадков поручил вчера вице-премьеру, министру обороны Сергею Иванову.
С проектом плана, подготовленного Минтрансом, удалось ознакомиться "Ведомостям". Чиновник ведомства рассказал изданию, что поручение готовить этот документ правительство выдало еще 13 июля, через четыре дня после катастрофы в Иркутске.
В частности, предлагается построить дополнительные взлетно-посадочные полосы в 12 крупнейших аэропортах России, в том числе в "Шереметьево" (принадлежит государству), "Домодедово" ("Ист Лайн"), "Внуково" (мэрия Москвы), питерском "Пулково" (государство), краснодарском (РАИНКО Олега Дерипаски), екатеринбургском ("Ренова"). Еще 10 аэропортов, в том числе иркутский и омский, Минтранс предлагает перенести за пределы городской черты. Чиновник Минтранса отмечает, что государству необходимо вкладывать в инфраструктуру 25-30 млрд руб. в год.
Среди предложенных мер - и отмена таможенных пошлин. Отмена, по замыслу Минтранса, коснется компаний, которые берут самолеты в операционный лизинг (без права выкупа). Однако, как отмечает топ-менеджер крупной авиакомпании, его легко превратить в лизинг с правом выкупа - для этого достаточно купить лайнер на структуру за рубежом, и потом арендовать судно у нее.
Авиаперевозчики отмену пошлин поддерживают. Компании не должны страдать от дефицита лайнеров, замечает гендиректор "Ютэйр" Андрей Мартиросов. Президент профсоюза летного состава России Мирослав Байчук добавляет, что России следовало бы ограничить ввоз иномарок старше 8-9 лет. По его словам, такие ограничения сейчас готовит Евросоюз.
Отметим, что большая часть эксплуатируемых сегодня в России иномарок - это подержанные лайнеры Airbus и Boeing. Как правило, возраст таких машин колеблется от 5 до 10 лет. 72% пассажирских перевозок в России по-прежнему выполняется на устаревших отечественных самолетах, таких, например, как Ту-154. Подобная ситуация, по мнению специалистов, не может не сказываться на безопасности перевозок.
Главное препятствие для приобретения современных импортных самолетов - высокие таможенные пошлины (20%). Если же к ним добавить НДС в размере 18%, то получится, что добавочные платежи при покупке самолета за рубежом доходят до 40%.
Отечественная техника, как утверждают перевозчики, потребляет слишком много топлива, а ее обслуживание и эксплуатация требует куда больших затрат. Кроме того, отечественный авиапром в настоящее время просто не способен обеспечить потребности растущего рынка авиаперевозок.
В этих условиях российские авиакомпании "сдают небо" иностранцам. По данным "Независимой газеты", в 2005 году авиаперевозки пассажиров в России выросли почти на 4%, при этом иностранные компании увеличили свое присутствие на нашем рынке на 14%.
Для того, чтобы исправить эту ситуацию, перевозчики не раз обращались к правительству с просьбой снизить пошлины и НДС. Так, в ноябре прошлого года Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта направила обращение в правительство с просьбой пересмотреть порядок ввоза иностранной авиатехники в Россию. Поддержали ассоциацию и в Федеральном агентстве воздушного транспорта. С необходимостью реформирования системы таможенных платежей согласилось и Минпромэнерго. Чиновники этого ведомства предложили полностью убрать пошлину на ввоз Boeing 787, Boeing 747, Airbus A380, А350 - аналогов этим самолетам в ближайшие годы в России точно не появится. На остальные зарубежные модели пошлины предлагалось сократить на 5-7,5%, а на "иномарки" старше семи лет - напротив, увеличить до 30%.
Однако в июне 2006 Минэкономразвития России выступило за сохранение действующих пошлин на импорт для всех типов иностранных самолетов, за исключением самолетов бизнес-авиации. Такую позицию в МЭРТ связали с "беспрецедентными мерами поддержки отечественного авиапрома".
Эксперты согласны, что без государственной поддержки российским авиастроителям не выжить. "Существуют самолеты, которые не производятся в России и не будут производиться в ближайшей перспективе, - заявил "Времени новостей" гендиректор лизинговой компании "Ильюшин Финанс" Александр Рубцов. - В отношении них пошлину можно снижать до неких разумных величин - 5-10%. А дальнемагистральные, среднемагистральные, региональные лайнеры, которые производятся в России, необходимо защищать на период поэтапной интеграции в ВТО, то есть, семь-десять лет".
Напомним, что снижение пошлин - одно из условий, выдвигаемых России в переговорах по вступлению в ВТО Соединенными Штатами.
"Ведомости" не уточняют, предусматривают ли меры, разработанные в Минтрансе, снижение пошлин на все импортные самолеты или лишь на некоторые из них. Не уточняется также, коснется ли этот шаг подержанной техники.
Впрочем, будут ли поддержаны идеи Левитина об отмене пошлин, пока не ясно. Как подчеркнул вчера Михаил Фрадков, решать вопрос только за счет покупки самолетов за рубежом нельзя. "Мы не имеем права потерять свою авиационную промышленность, это вопрос бесспорный. Никто в стране нам не простит, если мы поставим вопрос безопасности во главу угла, что правильно, но обеспечим это только за счет импортных самолетов", - сказал глава правительства.
По словам Фрадкова, также среди вопросов, влияющих на безопасность полетов в России, можно выделить и эффективность работы российских перевозчиков.
Об усилении мероприятий по контролю за авиаперевозчиками сообщал на этой неделе "Коммерсантъ". Как стало известно изданию, Ространснадзор начинал серию внеплановых инспекционных проверок авиакомпаний, эксплуатирующих воздушные суда западного производства. Проверки, которые в первую очередь пройдут в "Аэрофлоте", "Пулково", "Трансаэро", "Красэйре" и "ВИМ-Авиа", были инициированы после катастрофы самолета А310 авиакомпании "Сибирь" в Иркутске полтора месяца назад. Самым худшим развитием ситуации для любой авиакомпании может стать приостановление или аннулирование свидетельства эксплуатанта - основного документа, позволяющего выполнять коммерческие перевозки.
Как напоминает "Коммерсантъ", самым крупным эксплуатантом иномарок в России является "Аэрофлот". По данным на 1 января, крупнейшая авиакомпания России оперировала 31 самолетом Boeing 767, А319/320/321 и DC-10-40F. У "Сибири" - 25 А310/А319 и Boeing 737; у "Трансаэро" - 19 самолетов Boeing 737/767/747; у "ВИМ-Авиа" - 16 Boeing 757; у "КД авиа" - 7 Boeing 737; у "Пулково", объединяемой с ГТК "Россия", - 5 Boeing 737; у "КрасЭйра" - 4 Boeing 737/767.
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников