ИСЛАМАБАД, 31 авг - РИА Новости, Евгений Пахомов. Рассказ о древнем горном княжестве Хунза, которое теперь находится на территории Пакистана, нужно начинать со знаменитого Хунджерабского перевала.
Здесь, на небольшом плато на высоте 4 тысячи 770 метров, с древности сходились дороги и тропы из Китая, Средней Азии, Памира. Отсюда же начиналась одна из самых главных и опасных дорог, ведущая через горы в Индию. В наши дни здесь проходит граница между Пакистаном и Китаем. Отсюда берет начало знаменитое Каракорумское шоссе - самое высокогорное в мире. Оно соединяет Пакистан с КНР и Памиром. В 80-е годы XIX века, когда никакого шоссе и в помине не было, отсюда началась экспедиция в Хунзу русских казаков во главе с капитаном Громбчевским. Пребывание русских в Хунзе англичане впоследствии назовут "петербургской занозой в макушке Британской Индии". На склонах Каракорума едва не появился русский форпост.
Каракорумское шоссе петляет по крутым ущельям и долинам пенистых горных рек, над которыми нависают кишлаки. Дорога повторяет древний караванный маршрут - здесь проходила одна из главных дорог Великого шелкового пути. На пакистанском севере сходятся три величайшие горные системы мира - Гималаи, Каракорум и Гиндукуш, вокруг теснятся шести-, семи-, восьмитысячники (в том числе и второй по высоте пик мира К2) . Между ними в древности располагались горские воинственные княжества, контролировавшие шелковый путь. Княжество Хунза было одним из самых мощных и влиятельных среди них.
"Из России?", - удивленно переспрашивает господин Али, служитель Балтитского форта - главного форта Хунзы, превращенного в музей. "Вы знаете, мы ведь когда-то чуть было не стали Россией", - усмехается он. Али приглашает внутрь. Форт, невидимый на фоне гор, нависает над городом Каримабадом (это нынешнее название административного центра древнего княжества). Крепости более 700 лет, когда-то она была главной цитаделью княжества и дворцом мира (правителя).
История княжества насчитывает несколько тысячелетий - по легенде, его основали воины Александра Македонского во время индийского похода завоевателя.
Своеобразная архитектура дворца-форта напоминает о его создателях - тибетских мастерах. В 1888 году с шестью казаками в форт прибыл капитан Громбчевский. Его портрет украшает теперь экспозицию музея. Русского офицера принял тогдашний правитель княжества мир Сафдар Али. Россия, вышедшая к Памиру, стремилась распространить свое влияние и южнее. Для этой цели и была снаряжена экспедиция на территории, считавшейся в Петербурге "ничейной". Экспедиция Громбчевского привела в ужас власти Британской Индии.
"Это было время, когда две великие империи - Российская и Британская - делили Азию, - рассказывает господин Али, проведя нас в зал с балконом, откуда открывается вид на всю долину. - Ваш капитан хотел заключить союз с Сафдаром Али, чтобы он стал союзником Петербурга. Если бы у Громбчевского все получилось, как знать, в какой стране сегодня была бы Хунза". Противостояние Лондона и Петербурга в борьбе за азиатские земли вошло в историю как Большая игра. Одна из ее важных страниц была написана русским капитаном, чье имя на родине почти не известно.
Мы ходим по "дворцу", разглядывая его простую и бедную обстановку - дешевую утварь, горшки, деревянные ложки. Хунза была небогатым княжеством, существовавшим, в основном, за счет сбора дани с проходящих караванов и скотоводства. Вряд ли кто-то заинтересовался бы им, если бы не географическое положение - маленькое государство находилось на пути с севера в Индию. Британцы решили перекрыть "опасную горловину". Узнав о русских казаках в Хунзе, администрация вице-короля Индии срочно направила сюда отряд во главе с капитаном Янгхазбендом.
Русские заняли здесь прочные позиции - Громбчевский сумел договориться о союзе. Во дворце мира на стенах висело русское оружие, на столе стоял тульский самовар, на улицах продавались русские товары. Поздней осенью 1891 года стало известно, что Сафдар Али подал царю прошение о приеме в русское подданство и что сюда направляется большой отряд казаков. Янгхазбенд решил действовать немедленно. В декабре 1891 года британский отряд из более чем тысячи гурхских стрелков и сипаев неожиданно атаковал Хунзу. Крепость пала, Сафдар Али бежал в Китай. В Хунзе остался британский гарнизон. А в 1895-м Лондон и Санкт-Петербург договорились о разделе сфер влияния в регионе по Ваханскому хребту, и княжество окончательно отошло британцам.
"Так для Хунзы закончилась Большая игра", - говорит Али. А после ухода англичан из Британской Индии и распада страны на Индию и Пакистан в 1947 году, княжество оказалось на подконтрольной Пакистану территории. Сегодня Хунзой управляет министерство по делам Кашмира и Северных территорий правительства Пакистана. Наследники миров Хунзы продолжают жить в Каримабаде, здесь у них есть большой дом, а Балтитский форт стал музеем, напоминающим о независимом прошлом. "Посмотрите, в коллекции оружия на стене сохранился и подаренный миру русский меч (так гид назвал офицерский палаш). Вот он - в самой середине".
Сегодня Хунза живет в основном за счет туристов, приезжающих сюда посмотреть на живописные горы и экзотические памятники старины. Кроме того, местной экономике, как и в древности, помогает дорога - Каракорумское шоссе, по которому перевозят товары, преимущественно, из Китая. Местные жители рассчитывают на то, что после того, как Пакистан стал наблюдателем в ШОС, к ним пойдут грузовики и из Средней Азии, а, может быть, и России.
Хунза также знаменита своими садами. Сладкие ароматные абрикосы висят вдоль дорог. Крыши домов заставлены корзинами с сушащимися золотистыми дольками, так что сверху город кажется обрызганным оранжевыми звездами. Впрочем, популярна здесь еще одна культура - анаша. Индийская конопля растет здесь на огородах, вместе с картошкой и кукурузой. "Мы ее не курим, - "успокоил" меня какой-то местный житель. - Мы ее добавляем в еду, как приправу".
Хунзакуты, как называют себя жители Хунзы, чувствуют себя довольно свободно. Горцы выращивают коноплю (которая привлекала сюда в 70-е толпы европейских хиппи), в местных ларьках свободно продается китайское пиво, а в гостях можно отведать виноградного самогона (хотя спиртное в мусульманском Пакистане строго запрещено). Местные туристические лавочки полны контрабандных сувениров из соседних Синьцзяна, Тибета, Афганистана.
Лавочник Хусейн показал мне русские фарфоровые чашки, самовар, даже медаль с надписью "Театральное общество СССР". "Из Афганистана привезли, - усмехается Хусейн, - В XIX веке Хунза досталась англичанам, но сегодня в этих лавках нет британских товаров. А вот вещи из России продаются до сих пор".