В день 250-летия российского театра в Санкт-Петербурге после 15-месячной реконструкции распахнул свои двери Александринский театр, созданный в 1756-м году по указу императрицы Елизаветы Петровны. На этот год в его репертуаре запланировано две премьеры: 15 сентября там впервые представят спектакль "Эдип-царь" по трагедии Софокла, а в декабре - спектакль "Живой труп" по произведению Льва Толстого.
Как отмечает еженедельник "Коммерсант. Власть", помимо ремонта здания театра, построенного Карлом Росси в 1832 году, итогом юбилея будет исторически закономерное закрепление за бывшей императорской сценой статуса главного русского национального театра. Иными словами, резюмирует издание, Александринскому театру прочат положение "Комеди Франсез": вечером на исторической сцене будут идти спектакли, а днем театр будет работать как музей.
От "позорища" к театру
Как отмечает Страна.ру, возникновение придворного театра было вызвано интересом придворной знати к западной культуре. Самый первый театр появился "на Москве" при царе Алексее Михайловиче. Пьеса, которую давали 17 октября 1672 года, называлась "Артаксерксово действо" и была посвящена судьбе библейской Эсфири. Вначале придворный театр не имел своего помещения, декорации и костюмы переносились с места на место, а актеры и режиссеры набирались из Немецкой слободы.
Позже привлекать и обучать театральному ремеслу русских отроков стали в принудительном порядке. Жалованье им платили нерегулярно, но не скупились на декорации и костюмы, поэтому спектакли отличались большой пышностью. После смерти царя Алексея Михайловича придворный театр был закрыт, и представления возобновились только при Петре I, который считал, что "в большом городе зрелища полезны". Впрочем, сами термины "театр" и "драма" вошли в русский словарь лишь в XVIII веке. В конце XVII века бытовал термин "комедия", в народных же массах слову "театр" предшествовало словечко "позорище", а "драму" заменяло "игрище".
Публичный театр, рассчитанный на массовую публику, был создан Петром I только в 1702 году, а старейшая драматическая труппа страны была создана в 1756-м году указом "Об учреждении русского для представления комедий и трагедий театра" императрицы Елизаветы Петровны.
Александрийский театр стал первым русским государственным театром. Его директором назначили "праотца российской драматургии" Александра Сумарокова, а во главе труппы поставили ярославца Федора Волкова, уже создавшего к тому времени первый постоянный русский театр, правда, любительский.
Николай I обожал Александринку: кстати, свое название театр получил в честь жены императора великой княгини Александры Федоровны. Кроме того, именно Николай приказал отделать зрительный зал театра красным бархатом (изначально партер был дымчато-голубым). Впрочем, переделать партер император решился только после смерти обидчивого, импульсивного Карла Росси.
Великий архитектор так болел за свое детище, что даже завещал вскрыть его могилу и повесить останки на колосниках, если в течение двух веков какая- либо конструкция театра рухнет. Нынешняя реконструкция первая за 174 года. В расчетах автора нет ни единой ошибки, констатирует "Первый канал".
Старый новый театр
Перед закрытием театра на ремонт артисты всерьез прощались со сценой, боялись, что новая потеряет загадочную энергию. Старожилы говорят, в моменты вдохновения она позволяла "парить" над зрительным залом. Сегодня зданию вернули подлинную "географию" Росси: буфеты по обе стороны царского фойе, зрительские фойе на ярусах, которые в советское время заняли службами, а вот инженерные коммуникации наоборот ввели новые.
В свое время здание было техническим чудом. "Аргументы и факты" напоминают, что именно Александринка стала первым российским театром, где провели электричество в 1882 году. С тех пор некоторые участки проводов не меняли ни разу. Лишь совсем недавно были смонтированы новые системы отопления, кондиционирования, автоматического пожаротушения, водопровода, канализации.
Заменили в театре и сценическое оборудование: человек, с помощью веревок поднимающий декорации, окончательно ушел в прошлое. Сейчас все делается нажатием кнопки компьютера. Замена сценического оборудования обошлась в 400 млн рублей. Всего на реставрацию из федерального бюджета было выделено 1,4 миллиарда рублей.
Второй этап реставрационных работ, предусматривающий реконструкцию вспомогательных помещений театра, а также работы по гидроизоляции подвальных помещений, планируется провести в 2007 году.
Пушкин, Гоголь, Мейерхольд...
С Александринкой неразрывно связана история русского театра. Благодаря скрупулезности театральных бюрократов и сейчас можно сказать, какие места абонировали в театре Достоевский и Гоголь, откуда раскланивался Островский, сам ставивший здесь свои пьесы, какую ложу Пушкин нанимал для Гончаровых и где сидел сам, если приходил один.
Подобную любовь к Александринскому театру со стороны русских классиков объяснить несложно: ведь именно на этой сцене прошли премьеры практически всех произведений русской драматургической классики от "Горя от ума" А.С. Грибоедова до пьес А.Н. Островского и А.П. Чехова. Здесь играли знаменитые русские актеры - от В. Каратыгина и А. Мартынова до Н.Симонова, Н. Черкасова, В. Меркурьева, И. Горбачева, Б.Фрейндлиха.
Последним спектаклем императорской сцены стал поставленный в феврале 1917 года Мейерхольдом "Маскарад". До революции Мейерхольд ставил в Александринке очень много, молодого режиссера прогрессивная дирекция поддерживала, мотивируя это тем, что "человек он, наверное, интересный, раз все ругают". "Маскарад" продержался в репертуаре еще четверть века. Игравший роль Арбенина Юрий Юрьев впоследствии оказался одновременно и заслуженным артистом его величества, и народным артистом СССР.
Сегодня Александринским театром руководит известный режиссер, народный артист России, лауреат Государственных премий Валерий Фокин.
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников