1941 - покончила с собой Марина Ивановна Цветаева
Марина Цветаева родилась 8 октября 1892 года в Москве. Отец, Иван Владимирович, профессор Московского университета, известный филолог и искусствовед, стал в дальнейшем директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств (сейчас Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина). Мать происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи, была талантливой пианисткой. Детские годы Цветаевой прошли в Москве и на даче в Тарусе. Начав образование в Москве, она продолжила его в пансионах Лозанны и Флейбурга. В шестнадцать лет совершила самостоятельную поездку в Париж, чтобы прослушать в Сорбонне краткий курс истории старофранцузской литературы. Стихи начала писать с шести лет (не только по-русски, но и по-французски и по-немецки), печататься с шестнадцати, а два года спустя тайком от семьи выпустила сборник «Вечерний альбом», который заметили и одобрили Брюсов, Гумилев и Волошин. Сборники ее стихов следовали один за другим, неизменно привлекая внимание творческой самобытностью и оригинальностью, эмоциональной напряженностью. В 1912 году Цветаева вышла замуж за Сергея Эфрона, который стал не только ее мужем, но и самым близким другом. Годы первой мировой войны, революции и гражданской войны были временем стремительного творческого роста Цветаевой. Она жила в Москве, много писала, но почти не публиковалась. Октябрьскую революцию не приняла, видя в ней восстание «сатанинских сил». В мае 1922 года Марине Цветаевой с дочерью Ариадной разрешили уехать за границу - к мужу, который, будучи белым офицером, стал студентом Пражского университета. Сначала Цветаева с дочерью недолго живет в Берлине, затем три года в предместьях Праги, а в ноябре 1925 года, после рождения сына, семья перебирается в Париж. Жить в столицах было не по средствам, приходилось селиться в пригородах или ближайших деревнях. Творческая энергия Цветаевой тем не менее не ослабевала: в 1923 году в Берлине вышла книга «Ремесло», получившая высокую оценку критики. В 1924 году, в пражский период, пишет поэмы «Поэма Горы», «Поэма Конца». В 1926 году работает над поэмами «С моря», «Поэма Лестницы», «Поэма Воздуха» и др. Последний прижизненный сборник «После России» вышел в Париже в 1928 году. Эмиграция для Цветаевой обернулась нищетой, бесконечными мытарствами и жгучей тоской по родине. В 1939 году она восстанавливает свое советское гражданство и вслед за мужем и дочерью возвращается на родину. Она мечтала, что вернется в Россию «желанным и жданным гостем». Но этого не случилось: муж и дочь были арестованы, сестра Анастасия была в лагере. Цветаева жила в Москве в одиночестве, кое-как перебиваясь переводами. Начавшаяся война, эвакуация забросили ее с сыном в Елабугу. Измученная, безработная и одинокая поэтесса 31 августа 1941 года покончила с собой.
1935 - Стаханов превысил суточную норму угледобычи в 14 раз
1935 - донбасский шахтер Алексей Григорьевич Стаханов превысил суточную норму угледобычи в 14 раз, что послужило началом «стахановского движения».
«Стахановское движение» с 1935 года стало основной формой социалистического соревнования. В декабре 1935 года пленум ЦК ВКП(б) постановил превратить «стахановское движение» в движение миллионов. «Стахановское движение» быстро охватило всю страну. Уже к середине ноября почти на каждом предприятии в тяжелой и легкой промышленности появились свои стахановцы. Руководители предприятий и бюджетных организаций считали необходимым иметь в своем трудовом коллективе стахановца, сами рабочие стремились в передовики или из идейных соображений, или желая получать полагающиеся передовикам материальные блага. В 1936 году по инициативе профсоюзов создаются школы стахановского опыта, в отдельных отраслях промышленности стахановцы составляли от 20 до 27 процентов всех рабочих. Стали проводиться стахановские смены, дни, пятидневки, декады, месяцы, в которых участвовали целые предприятия. Движение стало приобретать форму штурмовщины, были случаи искусственного создания рекордов. Технические нормы, техника безопасности, качество продукции при этом никого не интересовали. «Рекорды не способны поднять промышленность» - таково мнение специалистов. Им отвечал Орджоникидзе: «На пути стахановского движения стоят бюрократы, таких надо сметать с пути героического стахановского движения». Обвинения в торможении и извращении стахановского движения стали одними из основных при чистке хозяйственного аппарата в 1937-1938 годах. В 1939 году партия провозгласила «стахановское движение» свидетельством зрелости рабочего класса. Между тем движение в своем оригинальном виде в стране не прижилось. В годы «застоя» оно поддерживалось немногочисленными энтузиастами и организовывалось больше для отчетов и «галочек».
1990 - в Берлине подписан договора о вхождении ГДР в состав ФРГ
1990 - в Берлине состоялась торжественная церемония подписания договора о вхождении ГДР в состав ФРГ (Договор об объединении).
31 августа 1990 года в Берлине министр внутренних дел ФРГ Вольфганг Шойбле и парламентский статс-секретарь при премьер-министре ГДР Гюнтер Краузе подписали Договор об установлении германского единства между Федеративной Республикой Германией и Германской Демократической Республикой (Договор об объединении), предусматривавший воссоединение на основе механизма присоединения ГДР к ФРГ по статье 23 Конституции ФРГ. 12 сентября 1990 года в Москве министры иностранных дел Великобритании, СССР, США, Франции, ФРГ и ГДР подписали Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии, в котором Великобритания, СССР, США и Франция с одной стороны и представители обоих германских государств с другой стороны подтвердили создание объединенной Германии, включающей в себя территории ФРГ, ГДР и Западного Берлина. 3 октября 1990 года произошло официальное объединение ФРГ и ГДР. С 00 часов ГДР прекратила свое существование как государство, Западный Берлин - как самостоятельная политическая единица с особым международным статусом. В состав ФРГ вошли пять вновь воссозданных земель бывшей ГДР: Бранденбург, Мекленбург-Передняя Померания, Саксония, Саксония-Анхадьт, Тюрингия и территория Берлина. В соответствии с московским Договором от 12 сентября 1990 года Федеративная Республика Германия - объединенная Германия получила полный суверенитет в своей внутренней и внешней политике.
1811 - умер Луи Антуан де Бугенвиль
1811 - умер Луи Антуан де Бугенвиль, французский мореплаватель, руководитель первой французской кругосветной экспедиции.
Луи Антуан граф де Бугенвиль родился в Париже в 1729 году в семье известного нотариуса. Получил прекрасное образование. С детства проявлял большие способности к наукам, особенно к математике. По настоянию отца избрал юриспруденцию и стал адвокатом судейской коллегии Парижского парламента, но продолжал увлеченно заниматься математикой. В двадцать три года опубликовал «Трактат об интегральном исчислении», сразу же отмеченный ученой общественностью. В 1754 году стал королевским мушкетером. Оставаясь на мушкетерской службе, поехал в Лондон, чтобы занять должность секретаря французского посольства. Здесь его «Трактат» был широко известен, и молодого дипломата приняли в члены Королевского научного общества. В 1756 году, в начале Семилетней войны, он в чине драгунского капитана отправился в Канаду, где стал адъютантом командующего французскими войсками генерала Монкальма де Сен-Верана. Во время сражения при Квебеке генерал Монкальм был смертельно ранен, и молодой адъютант взял командование на себя. Закончил войну уже в Европе, на Рейне, в чине полковника. В 1763 году возник проект расширения французских владений в Тихом океане. Дипломат и военный, Бугенвиль подходил для этой миссии как нельзя лучше. Его назначили капитаном фрегата и отправили на Фолклендские острова для организации там французской колонии. В 1766 году первый министр Людовика XV Шуазель назначил Бугенвиля руководителем морской экспедиции, которой поручалось обследовать океан от западного побережья Южной Америки до Ост-Индии, а заодно отыскать Землю Духа Святого, которая, с подачи испанского мореплавателя XVI века Педро Фернандеса Кироса, считалась частью Южного материка. В ноябре 1766 года фрегат «Будёз» под командованием Бугенвиля вышел в море и начал первое французское кругосветное плавание. В Рио-де-Жанейро к экспедиции присоединилось транспортного судно «Этуаль». Завершив исследования в Магеллановом проливе, Бугенвиль вышел в Тихий океан, открыл несколько новых островов в архипелаге Туамоту, пробыл некоторое время на Таити, изучая климат, природу острова, уклад жизни его обитателей, и отправился дальше на запад. Побывал на островах Самоа, открыл четыре новых острова и обнаружил неизвестную гористую землю - ту самую Землю Духа Святого (Новые Гебриды), которая и была главной целью его экспедиции. Бугенвиль детально ее обследовал, убедился, что она представляет собой остров, а не часть материка, как утверждал Кирос. Открыл новый архипелаг и назвал его Большими Кикладами. Затем «Будёз» обогнул юго-восточную часть Новой Гвинеи. Здесь Бугенвиль обнаружил архипелаг, состоящий из множества небольших островков, которые назвал Луизиада. Несколько дней спустя нашел Соломоновы острова, открытые за двести лет до того испанцем Альваро Менданья и с тех пор никем больше не обнаруженные. Обследовал их, открыл три новых острова и, посчитав свою миссию выполненной, взял курс на родину. Возвратившись в 1769 году во Францию, Бугенвиль написал книгу «Кругосветное путешествие на фрегате «Будёз» и транспорте «Этуаль» в 1766-1769 годах», в которой, рассуждая о природе открытий, сказал: «Я путешественник и моряк, то есть лгун и глупец в глазах той клики ленивых и надменных писак, которые в тиши своих кабинетов бесконечно философствуют о мире и его обитателях и упорно пытаются подчинить природу своим вымыслам. Между тем география - наука фактов». Во время войны за независимость в Северной Америке Бугенвиль воевал на стороне американцев. Разгромил английскую эскадру возле острова Мартиника. Был назначен главнокомандующим французскими и сухопутными экспедиционными силами. По возвращении в Париж произведен в вице-адмиралы (1791) и избран в «бессмертные», то есть в академики Парижской академии наук (1795). Умер 31 августа 1811 года в Париже. Именем Бугенвиля названы вулканический остров в Тихом океане, крупнейший в группе Соломоновых островов, другие острова и проливы, а также растения и прекрасный сорт виноград, который он вывез из тропиков.
1811 - родился Теофиль Готье
1811 - родился Теофиль Готье, французский писатель и критик, один из вдохновителей группы французских поэтов «Парнас».
Теофиль Готье родился 31 августа 1811 года в Тарбе, городе во французских Пиренеях. До трех-четырех лет - до переезда в Париж, говорил на баскском языке. Учился в колледже Шарлеманя, занимался плаванием и рисованием. Хотел стать художником, но после того как его представили Виктору Гюго, юный Готье начал писать стихи. Первый сборник его стихотворений увидел свет 28 июля 1830 года. Затем Готье сочинил поэму «Альбертус». В 1832 году вышел второй сборник стихов, потом - «Молодая Франция». Тогда же началось сотрудничество поэта с различными изданиями, и впоследствии на жизнь он зарабатывал в основном именно журналистикой - писал в газеты статьи об искусстве и творчестве художников, публиковался в литературных журналах. В предисловии к своему роману «Мадмуазель де Мопен» (1835-1836), а позже и в статьях в книге «Новое искусство» (1852), Теофиль Готье обосновал теорию «искусства для искусства», которая стала программной для группы поэтов «Парнаса». Заинтересовавшись театром, он писал либретто балетов - всего больше десяти. Пять из них были поставлены на сцене, огромный же успех сопутствовал «Жизели». Литературным результатом многих путешествий Готье (в Испанию, Алжир, Италию, Грецию, Турцию, Россию) стали опубликованные им путевые очерки. После поездки в Египет, которым писатель был очарован, он создал «Роман мумии» (1858) - действие в нем происходит в Древнем Египте. Одна из вершин творчества Готье - лирические миниатюры сборника «Эмали и камеи» (1852). Широко известны фантастические рассказы Теофиля Готье, а также приключенческий роман «Капитан Фракасс» (1863), не раз экранизированный. Из критического наследия писателя представляют интерес книга о забытых поэтах XV-XVII веков «Гротески» (1844) и вышедшая посмертно «История романтизма». Стихи Готье на русский язык переводили В.Г.Бенедиктов, В.Я.Брюсов, Н.С.Гумилев. Умер Теофиль Готье 22 октября 1872 года в Париже.
1986 - в Новороссийской бухте затонул пассажирский лайнер «Адмирал Нахимов»
Свой последний плановый ремонт и классификацию «Адмирал Нахимов» прошел в январе-апреле 1985 года в Варне. По состоянию на 31 августа 1986 года судно, несмотря на свой возраст (год постройки 1925-й), состояло в классе Регистра СССР и имело регистровые документы со сроком годности до 30 ноября 1986 года. В соответствии с планом круиза лайнер весь день 31 августа находился в порту Новороссийска. Был жаркий день. Многочисленные экскурсии утомили участников круиза. Судно же на солнцепеке сильно нагрелось. По возвращении в свои каюты пассажиры открыли иллюминаторы, в том числе и на нижних палубах, чтобы проветрить и охладить помещения. С наступлением вечерней прохлады начались культурно-развлекательные программы, а экипаж готовил пароход к отходу. В 22 часа 31 августа 1986 года судно под командованием капитана В.Г.Маркова отошло от причала. Очередным портом захода значился Сочи. Погода в ту летнюю ночь была прекрасная: спокойное море, легкий ветерок и хорошая видимость. Да и плавание вдоль кавказских берегов было для экипажа делом обычным. А в это время курсом 58 градусов со скоростью 11,5 узла следовал из Канады в Новороссийск балкер «Петр Васев» с грузом зерна около 30 тысяч тонн. Командовал балкером капитан В.И.Ткаченко. В 23 часа «Адмирал Нахимов» лег на курс 160 градусов. Капитан Марков проинструктировал вахтенного и спустился с мостика в каюту. На теплоходе «Петр Васев» вахтенный получил информацию о курсе «Адмирала Нахимова» и просьбу пропустить его. В этот момент на мостик поднялся В.И.Ткаченко и, выслушав информацию, дал подтверждение, что готов пропустить круизный лайнер. А в 23 часа 12 минут произошла трагедия - нелепое столкновение судов под углом, близким к прямому. Удар был нанесен в правый борт «Адмирала Нахимова» верхней частью форштевня теплохода «Петр Васев» выше ватерлинии и бульбом ниже ватерлинии в два отсека: дизель-генераторный и машинное отделение. Получив большие разрушения корпуса по правому борту, «Адмирал Нахимов» через 7-8 минут после удара затонул. Открытые иллюминаторы вблизи ватерлинии, не закрытые клинкетные водонепроницаемые двери в главных поперечных водонепроницаемых переборках, которые перед выходом из порта должны были быть закрыты, способствовали тому, что судно стремительно ушло под воду. В результате катастрофы погибли 423 человека, в их числе 359 туристов и 64 члена экипажа. По заключению специалистов, причиной трагедии стали неверные действия капитанов обоих судов. На высоком откосе мыса Дооб Цемесской бухты, вблизи маяка, в 1987 году был сооружен памятный знак в память о трагической гибели парохода «Адмирал Нахимов». В него вмонтированы часы, поднятые с затонувшего судна и остановившиеся в момент трагедии. На чугунной стеле надпись: «Погибшим при кораблекрушении парохода «Адмирал Нахимов» 31 августа 1986 года». На литых траурных плитах - фамилии погибших пассажиров и членов экипажа. Памятный знак возвышается на стометровой отметке откоса мыса Дооб, откуда открывается величественный вид на Черное море, а на расстоянии около двух миль от берега на 50-метровой глубине покоится затонувший лайнер «Адмирал Нахимов» вместе с 70 пассажирами, тела которых не удалось извлечь из кают судна.