МОСКВА, 30 авг - РИА Новости. Военный конфликт между США и Ираном неизбежен, он может начаться уже в этом году, полагает эксперт Института проблем глобализации Антон Суриков.
Такое мнение он высказал на "круглом столе" в РИА Новости, за которым в среду собрались видные российские эксперты и политологи для того, чтобы обменяться мнениями на тему " Итоги войны в Ливане и перспективы ударов США по Ирану".
В развязывании войны заинтересованы определенные силы как в США, так и в Иране, считает эксперт. По его словам, в Иране эти силы представляет глава исполнительной власти - президент Исламской республики Махмуд Ахмадинежад, который в случае войны укрепит свои властные позиции, оттеснив от руководства страной духовных лидеров - аятолл, и станет авторитарным правителем страны.
В США, по мнению эксперта, "ястребами войны" выступит часть нынешней администрации, представленная в лицах вице-президента США Дика Чейни и нынешнего министра обороны Дональда Рамсфельда. Война укрепит внутриполитические позиции республиканцев на волне патриотизма, спровоцированной войной, накануне довыборов в ноябре 2006 года, когда фактически стартует президентская гонка-2008. Вместе с тем война будет выгодна США и в глобальном аспекте, напомнив всем "кто в доме хозяин", считает Суриков.
Существенным моментом, по мнению эксперта, является также то, что в случае нанесения удара по нефтяной инфраструктуре Ирана неминуем "взрыв" мировых цен на нефть, что ослабит соперников США по глобализационным процессам - новые индустриальные державы - Китай и Индию, развитие экономик которых зависит от весьма энергоемких технологий.
Вместе с тем, в случае начала войны президент Ирана Ахмадинежад может претендовать если не на роль лидера мусульманского мира, то, по крайней мере, на лидерство той его части, шиитское население которого является значительным, то есть в регионе Персидского залива, где сосредоточена большая часть мировых запасов углеводородов, полагает Суриков.
Начало военного конфликта между США и Ираном видится эксперту по согласованному между конфликтующими сторонами сценарию - перекрытие Ираном Армузского пролива. То есть США позволят Ирану полностью блокировать пролив, что остановит судоходство по нему на 9-12 месяцев. Это вызовет дефицит нефти на рынках в первую очередь Индии и Китая, что повлечет рост цен на углеводородное топливо и как следствие ослабление экономического роста этих стран.
Другой российский эксперт - экс-руководитель российского бюро Интерпола, советник председателя Конституционного суда РФ Владимир Овчинский считает, что развиваемые в США в последние годы концепции "цивилизационных войн", "войны с исламофашизмом" и даже концепция "войны с терроризмом" являются элементом подготовки к нанесению удара по Ирану.
Возможная война США против Ирана, как и минувшая война Израиля против Ливана - явления из области проблемы геостратегического соперничества, уверен эксперт.
Эксперт сослался на американский экспертный доклад "Проект-2020", составленный ведущими экспертами США, в котором делается "однозначный", по словам эксперта, вывод о том, что к 2020 году лидером эволюционного процесса станет Китай.
Китай уже сейчас догоняет США по торговому обороту, ВВП, осуществляет прорыв в космических, военных и биотехнологиях. Вместе с тем 47% нефти поступает в Китай из Ирана, отметил эксперт. И для того, чтобы "поставить Китай на колени" США, возможно, нанесет удар по нефтяным артериям Ирана.
Однако последние соглашения в области поставок нефти, достигнутые президентом Венесуэлы Уго Чавесом и руководством Китая, значительно снижают вероятность войны между Ираном и США, уверен эксперт. "Китайско-венесуэльские соглашения полностью меняют картину современного мира", - подчеркнул эксперт.
Переориентация венесуэльских поставок нефти с США на Китай ставит под вопрос необходимость развязывания войны в Иране и во всяком случае затягивает ее начало. "Зачем воевать с Ираном, если можно используя различные методы, имеющиеся в распоряжении США, сменить режим в Венесуэле?" - сказал эксперт.
Но смена режима в Венесуле непростая задача для США, учитывая, что режим Чавеса уже обнесен, по выражению Овчинского, "плотной китайской стеной", а также то, что Венесуэла заключила с Россией контракты о поставках вооружения на $3 миллиарда.
"Начать войну просто, но просчитать заранее, к каким последствиям она приведет, учитывая вышеозначенные соображения, сейчас очень сложно", - подытожил эксперт.