Политический обозреватель РИА Новости Андрей Кисляков.
Современная астрономия говорит, что Вселенная, подобно, живому организму постоянно изменяется. Накопившиеся где-то гигантские массы энергии порождают невиданные взрывы и возмущения. Складывается впечатление, что космос - это арена великой борьбы чьих-то пристрастий и амбиций.
Что-то похожее, правда, с оглядкой на рамки цивилизации, происходит и в мировой космонавтике. Здесь присутствуют свои «возмущения», случаются даже маленькие «взрывы». Причем, сегодня с появлением новых фигур на космическом поле надеяться на тишь в отношениях главных действующих лиц и вовсе не имеет смысла.
Еще лет 15 назад все было просто и понятно. Существовали две великие и единственные космические державы, между которыми с переменным успехом шло политико-военно-космическое состязание. Но последние несколько лет показали, что еще два участника космической деятельности претендуют не только на «место под солнцем», но всерьез готовы оспаривать первенство двух великих. Речь идет, конечно, о Европе и Китае.
Между тем, уместен вопрос: что, собственно, собрались делить в околоземном пространстве и дальше? Ведь нет же острых противоречий в политике и вопросах обороны между, скажем, США и Евросоюзом. Ушла и непримиримость всех оттенков из российско-американо-китайских отношений.
Все дело в том, что в отличие от прошлых десятилетий космонавтика из чего-то экстраординарного и заоблачно великого превратилась в аспект, без которого невозможно современное развитие. Современные оборонные доктрины и элементарный телефонный звонок зависят от уровня развития национальной космонавтики или от возможности пользоваться «космическими» услугами в качестве арендатора.
Само собой, ведущие мировые державы предпочитают реализовывать собственные программы освоения и использования околоземного пространства и дальнего космоса. Причем, чем больше аспектов космонавтики может освоить государство, тем больше в конечном итоге оно получает экономических дивидендов в виде высокотехнологичной продукции, информации. В морально-политическом отношении - укрепляется международный престиж страны, растет общественное сознание и уверенность граждан в своем правительстве.
Назовем вышесказанное объективным моментом. Субъектом же в нашем случае является как раз эта самая возможность позволить себе: пилотируемые программы в околоземном пространстве, организацию дальних межпланетных перелетов, создание крупный спутниковых военных группировок и созвездий для гражданского использования, участие в разнообразных научных проектах, строительство развитой наземной инфраструктуры и т.д.
Собственно, борьба за большее количество «галочек» в таблице возможностей и определяет ракетно-космические отношения в современном мире. Так, что же представляют собой заявленные участники?
Начнем с Востока. По оценкам специалистов, как в Европе, так и в США, на космос в Китае трудится четверть миллиона человек, в то время, как Соединенные Штаты по собственному выражению могут себе позволить только 75 000. В ближайшие несколько лет Пекин собирается довести число рабочих спутников до 100. Продолжается разработка тяжелой ракеты-носителя, способной выводить на низкие орбиты до 25 т полезного груза. В 2017 г. стартует возвращаемая автоматическая лунная станция, а десятью годами позже первый китайский космонавт собирается вышагивать по Луне.
Таким образом, КНР собирается расставить «галки» по всем мыслимым позициям. Получится? Безусловно! Раз почувствовав вкус успеха от собственных достижений и выставив впереди этого коэффициенты из специфичного национального характера плюс многомиллиардные инвестиции, Китай уже без оглядки на кого бы то ни было выполнит все, что задумал.
Соединенные Штаты. Страна эксплуатирует едва ли не полтысячи спутников, обладает мощным парком носителей с соответствующей наземной инфраструктурой. Бюджет следующего года - 16,8 млрд. долл. поэтому заявления от том, что мы собираемся все или почти все делать самостоятельно не кажутся в устах американцев надуманными.
Спросим себя: могут ли означенные державы не чувствовать хотя бы интереса друг к другу в области космоса? Не могут по определению. Но, если Китай, обидевшись в свое время на США за программу МКС, старается открыто не проявлять заинтересованности в американских программах и разработках, то НАСА уже планирует в сентябре визит в Пекин своего руководителя Майкла Гриффина. На политическом же уровне ряд конгрессменов, в частности, Френк Фулф и Том Дилей, всерьез опасаются того, что Китай довольно скоро обгонит США в межпланетных исследованиях.
Остались еще два игрока. Европейцы также как и Китай весьма сердиты на США, за то, что Старый Свет практически устранили из программы МКС. Поэтому главной европейской практической задачей сегодня является присутствие их космонавтов в космосе. Большое значение имеет также реализация собственной программы космической навигации «Галилей».
Вспомним, что как Соединенные Штаты, так и Китай заняты своими собственными проблемами и ни в коей мере не рассматривают космическую кооперацию как основной инструмент достижения цели. Вывод напрашивается сам собой: Европа уже стремится сотрудничать с Россией.
Еще один вопрос, последний, по-видимому, на сегодня. Хорошо это для России или плохо? Упаси меня Бог сомневаться в достоинствах международного сотрудничества и выгодах экономической международной кооперации. Но все же. То, что мы наблюдаем на российском космическом поле сегодня, не всегда радует.
Несмотря на явное ускорение процесса финансирования отрасли, средств катастрофически не хватает. Это - с одной стороны. С другой - неудержимое стремление расставить «галочки» по всем позициям. Ясно, что это невозможно в принципе. Ясно и другое. Растет соблазн привлекать средства из внешних источников, что, само собой, влечет зависимость от руки дающего.
Примером может служить программа «Клипер», - похоже, очень удачная разработка ракетно-космической корпорации «Энергия». Только вот необходимого миллиарда на нее не нашлось. Программу переиграли. Теперь - модернизируем старый корабль «Союз». День на эти работы, наверное, не без соблюдения собственных интересов, согласилось дать Еропейское космическое агентство.
Да что там «Клипер»! На повестке дня - промышленное освоение лунных месторождений гелия. Создать собственную транспортную многоразовую систему мы пока не может, а серьезно говорить о фантастических по масштабам работах на Луне, которые, кстати, потребуют целого парка транспортных кораблей - пожалуйста! Но ведь даже разговоры на эту тему со всяких трибун и те стоят денег из бюджета.
Если дальше придерживаться принципа «мы великие, потому что ставим великие задачи», то все действительно разделят и переделят без нас. Но ведь можно и по-другому. Достаточно просто реально взглянуть на вещи, и приоритеты станут видны сами. У нас замечательный задел в средствах выведения. Прекрасно. Сконцентрируем усилия на этом и займем международный рынок не на сегодняшние 40%, а на 70-80%.
Давайте разработаем такой ракетный двигатель, чтобы на каждом углу требовался. Ведь пример с РД-180, который успешно поставляется в США, никуда не денется. Правда, для этого придется заниматься конкретными, порой, нудно-прозаическими делами. Работать, одним словом не для «галочки».
Зато уже никакой передел не страшен.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции