Рейтинг@Mail.ru
Соль - на золоте Звезды - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Соль - на золоте Звезды

Читать ria.ru в
Дзен
Золотую Звезду Героя России сыну фронтового пулеметчика, ветерана Великой Отечественной летчику-испытателю 1-го класса, заместителю начальника Испытательного центра ВВС полковнику Анатолию Андронову вручал президент России в Екатерининском зале Московского Кремля. А накануне этого события мы сидели в по-военному аскетическом кабинете полковника... (Рубрика "Русский характер")

Виктор Литовкин, РИА Новости

Золотую Звезду  Героя России сыну фронтового пулеметчика, ветерана Великой Отечественной летчику-испытателю 1-го класса, заместителю  начальника  Испытательного  центра ВВС полковнику Анатолию Андронову вручал президент России в Екатерининском зале Московского Кремля.

А накануне этого события мы сидели в по-военному  аскетическом кабинете  полковника на подмосковном аэродроме Чкаловском. Андронов безуспешно пытался дозвониться в  Главное управление кадров родного министерства обороны.  Связь,  как обычно,  работала паршиво. Номер никак не набирался. Но Анатолий,  раз  за  разом  накручивал диск телефона и, на мой взгляд, ничуть не нервничал - выглядел абсолютно спокойным.

- Приказали прибыть на награждение в Кремль на представительной машине,  уровнем не ниже «Волги», - объяснил он, - иначе через Боровицкие ворота не пропустят. А у нас в Центре ни одного такого автомобиля нет. У меня самого есть личная "Волга", но я в такой день за руль не сяду, - бокал шампанского с президентом из-за этого не выпьешь. И водителя запасного нет...

В ГУКе,  куда Андронов,  в  конце  концов,  дозвонился, «Волги» тоже не нашли.

Посоветовавшись, решили, что ничего страшного не произойдет, если полковник доедет из Щелково до Кремля на обычном армейском «уазике».  Оставит его у Кутафьей башни, а через Троицкие ворота пойдет пешком. Главное,  чтобы не забыл надеть китель с парадными погонами, а на груди оставил не ордена и медали, а только орденские планки, - надо, чтобы звезда Героя России в свете юпитеров ярко выделялась из всех наград, которые летчик заслужил раньше.

Так что же надо было совершить, чтобы удостоиться такой чести - получить из рук президента самую высокую  награду  в нашей стране?

Несчастливая «Аннушка»

...24 апреля 1997 года на заводской аэродром ОКБ  имени Антонова,  что в Святошине под Киевом, приготовили к первому полету новенький Ан-70. Уникальный и самый перспективный, как тогда считали, военно-транспортный самолет  для  небольших  грунтовых взлетно-посадочных площадок.

День тот после двух недель затяжного дождя выдался на удивление светлым.  Как говорят летчики,  «миллион на миллион». Бескрайнее  голубое небо,  сияющее солнце.  Генеральный конструктор ОКБ Антонова,  Герой труда,  лауреат Ленинской и прочих премий Петр Балабуев скажет потом:

- Я вымолил этот день у Господа.

Его слова можно понять, если знать, что тогда произошло.

Украинско-российскому экипажу в составе двух командиров летчиков-испытателей Александра Галуненко и Анатолия  Андронова,  штурмана Владимира Сороки, бортинженера Владимира Чепеля, бортрадиста Игоря Минаева и ведущего инженера ОКБ  по испытаниям Анатолия Загуменого надо было поднять в небо  машину,  провести небольшой, двухчасовый ознакомительный полет и приземлить «птичку» на летно-испытательной базе ОКБ в Гостомысле. Она находилась в 26 километрах от Святошино.

Событие, в принципе,  рядовое, рабочее. Но значение ему придали  тогда на антоновской фирме, да и в столице Украины необычайное. Народу собрали множество. Журналистов, теле- и кинооператоров, генералов украинских и российских ВВС, дипкорпус, депутатов Верховной  Рады,  членов  правительства... Даже президент Украины Леонид Кучма прибыл на аэродром, чтобы проследить за полетом машины, которой специалисты предрекали блестящее будущее.

Ни у кого в мире, кроме Украины и России, не было подобных военно-транспортных самолетов: экономичных, всепогодных, оборудованных  электронной системой управления и уникальными винто-вентиляторными двигателями,  позволяющими машине садиться и взлетать  с  полосы  длиной всего в 600 метров.  При этом самому лучшему зарубежному «грузовику» даже более высокого класса - Си-130 нужна  дорожка в три раза длиннее. А главное, Ан-70 может перевозить полсотни тонн груза на расстояния,  которые не снились ни «130-му», ни другим его собратьям.

Рынок для таких машин, считали в ОКБ Антонова, бескрайний. Развитым странам требуется их не меньше тысячи экземпляров. Собирается делать подобные «грузовики» Европейский авиационный  консорциум. У него есть даже эскизы и чертежи нового «Еврофлайта» и даже модель А-400, но собирать его в то время, когда Ан-70 уже живет, пока не решился никто. Только «Аэрбас» готовится к такой работе. Но все это - строительство, отладка, испытания, получение международного летного сертификата - требует огромных средств. Почти восьми с лишним миллиардов долларов. Как минимум.

А у ОКБ Антонова такой самолет уже существует в металле. И не просто существует, а летает. Германия, Франция, Великобритания, даже США высказывали желание его покупать, если самолет получится таким, как обещают в Киеве. Осталось только доказать высокие эксплуатационные качества Ан-70,  его абсолютную безопасность...

Но с безопасностью-то получилось не очень.

Самый первый Ан-70 в 1995 году разбился на четвертом экспериментальном полете.  Погиб не из-за конструктивных недостатков, а из-за нелепой ошибки экипажа самолета сопровождения. Тогда похоронили шесть человек, и судьба «семидесятого» повисла на волоске. Все стало зависеть от успеха заново построенной машины.

Балабуев даже специально выписал из России на ее  испытание лучшего на тогдашний день летчика - полковника Анатолия Андронова. Того самого, что ставил на крыло 40 типов самолетов, в том числе и стотонный Ан-124 «Руслан».  Установил на нем семь мировых и десять всесоюзных рекордов скорости - вместе со своим экипажем облетел планету через Южный  и Северный полюса за 72 часа и 26 минут.  По программе испытаний этого самолета дважды благополучно садился с двумя  выключенными двигателями на одном крыле. Такого до Андронова не делал ни один пилот.

Правда, самого Анатолий Андронов высказывал мне другую версию того, почему его любит знаменитый конструктор.

- Просто я - везучий,  - смеется он. - Я даже автомобиль умудрился купить у «Властелины» за пару недель до того, как она прогорела. Отдавал деньги на «Жигули», они там год крутились, а  потом мне ни с того - ни с сего вдруг «Волгу» выдали. Чем не везение?!

Балабуев даже предложил сделать российского полковника командиром  экипажа новой машины. Но госкомиссия заупрямилась. В Киеве не могли утвердить на этой должности «пришельца-москаля». Поручила искать своего, украинского аса.

А их уже практически не осталось. В ОКБ Антонова давно ничего не  испытывали.  Да и платили авиационным мастерам в Киеве тогда,  если конечно платили, такие копейки, что уважающие себя пилоты уже нашли работу и денежную,  и,  кстати,  очень престижную. Хотя и несколько рискованную. Особенно в Африке, на Ближнем Востоке, где украинских пилотов, как транспортников, так и истребителей, принимали с распростертыми объятиями.

На фирме вспомнили об Александре Галуненко. Он когда-то первым в мире поднимал в небо самый большой  самолет  Ан-225 «Мрию». Но  Александр давно ушел из ОКБ,  основал свою авиакомпанию, стал там президентом. Балабуев забыл обо всех своих регалиях, приехал к Галуненко, буквально упал ему в ноги:

- Выручай, Александр.

Галуненко узнал, что будет поднимать новую машину в паре с Андроновым, размышлял недолго. Оставил свою компанию на вице-президента, вернулся в кресло  летчика-испытателя.  Их обоих и назначили командирами второго Ан-70-го.

(продолжение: Часть 2)

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Блог Виктора Литовкина

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала